В данной статье описана процедура диагностики, применяемая для электронного блока управления (ЭБУ) EMS 31.32 электронной системы управления двигателями (ЭСУД) К7М и К4М

Необходимое диагностическое оборудование и приборы:

  • - диагностический прибор ДСТ-12 (прошивка RF90);
  • - мультиметр;
  • - контактная плата Ele. 1497;
  • - универсальная контактная плата Ele. 1681.

Контактную плату Ele. 1497 или универсальную контактную плату Ele. 1681 необходимо использовать, если данные, полученные с помощью диагностического прибора, требуют проверки электрических цепей.

Проверки с использованием контактной платы Ele. 1497 или Ele. 1681 должны выполняться только при отключенной аккумуляторной батарее.

Контактные платы предназначены для использования только с мультиметром. Запрещено подключать источник питания напряжением 12 В к проверяемым точкам.

Общие указания при проведении диагностики

Для диагностики ЭСУД необходимо подключить диагностический прибор, включить "зажигание" и выполнить необходимые операции (проверка наличия неисправностей, контроль соответствия данных, передаваемых контроллером).

Проверка наличия кодов неисправностей

Неисправности определяются как "текущие" (активные в данный момент) или как "сохраненные" (непостоянные, т. е. появившиеся при определенных условиях и затем исчезнувшие или же продолжающие иметь место, но не обнаруживаемые в текущих условиях).

Состояние неисправности ("текущая неисправность" или "сохраненная неисправность") отображается на диагностическом приборе и должно учитываться без воздействия на элементы ЭСУД.

Для "текущей" неисправности диагностику проводить в соответствии с процедурой, приведенной в разделе "Интерпретация неисправностей".

Для "сохраненной" неисправности диагностику проводить в соответствии с процедурой, приведенной в статье - Интерпретация состояний, команд, параметров при диагностике ЭСУД Лада Ларгус

Если неисправность подтверждается после выполнения операций, приведенных в подразделе "Указания", неисправность признается текущей.

Диагностику проводить в соответствии с процедурой, приведенной в статье - Интерпретация состояний, команд, параметров при диагностике ЭСУД Лада Ларгус

Если неисправность не подтверждается, необходимо проверить:

  • - электрические цепи, относящиеся к неисправному устройству ЭСУД;
  • - разъемы этих цепей (на отсутствие следов окисления, деформации контактов и т. д.);
  • - сопротивление неисправного устройства;
  • - состояние проводов (есть ли оплавленная или нарушенная изоляция, следы перегибов и т. д.).

Контроль соответствия данных, передаваемых ЭБУ ЭСУД

Целью проведения контроля соответствия является проверка данных, отображаемых диагностическим прибором (состояний и параметров системы), которые находятся за пределами допуска и при этом не приводят к появлению кодов неисправностей.

Следовательно, этот этап позволяет:

  • - выполнить диагностику таких неисправностей, которые не приводят к появлению кода неисправности, однако могут соответствовать жалобе владельца;
  • - проверить работоспособность системы и убедиться, что неисправность после ремонта не появится снова.

В данном разделе представлена диагностика состояний и параметров, а также условия ее проведения.

Если состояние не соответствует норме или если параметр находится за пределами допуска, см. соответствующие позиции диагностики.

Жалобы владельца - Алгоритм поиска неисправностей (АПН)

Если при проверке с помощью диагностического прибора неисправностей не выявлено, но неисправность по жалобе владельца сохраняется, то для устранения неисправности следует использовать соответствующую АПН.

Общая схема выполнения диагностики

Общая схема выполнения диагностики приведена на рисунке 1

Предварительные проверки

При проведении диагностики, ремонта или поиске причины неисправности всегда необходимо произвести тщательный осмотр подкапотного пространства.

Все вакуумные шланги необходимо проверить на отсутствие пережатия, порезов или отсоединения.

Всю электропроводку, расположенную в подкапотном пространстве, необходимо проверить на надежность соединений, отсутствие обгоревших, перетершихся или деформированных проводов, отсутствие контакта проводов с острыми кромками или выпускным коллектором.

Проверить контакты проводов заземления на отсутствие загрязнения и надежность соединения с массой.

Проверить жгуты проводов на отсутствие повреждений. Проверить целостность изоляции проводов.

Проверить контакты разъемов и колодок жгутов проводов на отсутствие деформации и окисления.

Проверка жгутов проводов и элементов системы

Поиск неисправностей, которые носят непостоянный характер, необходимо начинать с проверки проблемных электрических цепей.

При проверке электрических цепей необходимо обращать внимание на следующее:

  • - клеммы надежно обжаты на проводе, но провода не пережаты;
  • - клеммы надежно зафиксированы в колодке;
  • - клеммы не деформированы;
  • - на клеммах отсутствует грязь, влага, следы коррозии;
  • - корпус колодки не содержит следов повреждений (трещины, деформации, оплавления);
  • - клеммы обеспечивают надежное соединение, клеммы не утоплены в колодке;
  • - отсутствуют повреждения изоляции в проводах;
  • - отсутствуют изломы проводов внутри изоляции.

При появлении непостоянных неисправностей всегда необходимо выполнять проверку целостности цепей массы системы управления двигателем.

Необходимо убедиться, что клеммы массы надежно закреплены на кузове автомобиля, клеммы проводов питания и массы надежно закреплены на аккумуляторной батарее.

При включенном зажигании, а затем на заведенном автомобиле необходимо пошевелить провода, начиная от разъемов, вдоль всей трассы жгута, контролируя параметры работы системы управления двигателем с помощью диагностического прибора.

При проверке сопротивления цепи сначала проверить целостность всей цепи, затем по отдельным участкам. Потеря целостности электрической цепи может быть вызвана следующими причинами:

  • - отсоединение колодки жгута;
  • - слабое соединение колодки жгута;
  • - загрязнение, окисление, коррозия контактов;
  • - деформация контактов;
  • - повреждение провода.

Определить, нет ли замыкания в цепи на "массу" или на "бортовую сеть".

При обнаружении неисправности в жгуте проводов устранить её или заменить жгут проводов.

Меры безопасности

При работе на автомобиле необходимо соблюдать следующие требования:

Перед демонтажем контроллера необходимо отсоединить провод "массы" от аккумуляторной батареи.

Не допускается пуск двигателя без надежного подключения аккумуляторной батареи.

Не допускается отключение аккумуляторной батареи от бортовой сети при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторная батарея должна быть отключена от бортовой сети.

Необходимо контролировать надежность контактов жгутов проводов и поддерживать чистоту клемм аккумуляторной батареи.

Конструкция колодок жгутов проводов предусматривает их соединение с ответной частью только при определенной ориентации.

При правильной ориентации соединение колодки жгута с ответной частью выполняется без усилия. Соединение с неправильной ориентацией колодки может привести к выходу из строя колодки, модуля или другого элемента системы.

Не допускается соединение или разъединение колодок элементов ЭСУД при включенном зажигании.

Перед проведением электросварочных работ необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и колодку от контроллера.

Для исключения коррозии контактов при мойке двигателя струей воды под давлением не направлять распылитель на элементы системы.

Измерения напряжения выполнять с помощью цифрового вольтметра с номинальным внутренним сопротивлением более 10 МОм.

Для предотвращения повреждений электростатическим разрядом элементов электроники запрещается разбирать металлический корпус контроллера и касаться штекеров разъема.

Все работы с элементами топливной системы проводить в защитных перчатках.

При отсоединении топливопроводов принять меры к исключению пролива топлива. Отверстия топливопроводов закрыть, используя штатные заглушки

Работа системы

Особенности системы распределенного впрыска топлива:

90-канальный ЭБУ "EMS 31.32" управляет системами впрыска топлива и зажигания.

В системе отсутствует датчик положения распределительного вала.

Поэтому синхронизация работы системы с рабочим процессом двигателя осуществляется программным способом по сигналу датчика положения коленчатого вала. Впрыск топлива осуществляется последовательно-параллельно в соответствии с порядком работы цилиндров.

Режим холостого хода корректируется в зависимости от:

  • - состояния системы кондиционирования (работает кондиционер или нет);
  • - работы системы гидроусилителя рулевого управления;
  • - нагрузки на бортовую сеть.

Степень циклического открытия (СЦО) электромагнитного клапана продувки адсорбера зависит от частоты вращения коленчатого вала и условий работы двигателя.

Использование двух кислородных датчиков, установленных перед и после каталитического нейтрализатора.

Автоматическое конфигурирование для работы кондиционера посредством обмена сигналами между ЭБУ. Изменение конфигурации невозможно (в том числе с помощью диагностического прибора).

Система электронной противоугонной блокировки запуска двигателя

Автомобили оснащены системой электронной противоугонной блокировки запуска двигателя. Для работы ЭБУ ЭСУД в него необходимо ввести код системы электронной противоугонной блокировки запуска двигателя.

Замена ЭБУ ЭСУД

ЭБУ ЭСУД поставляются без введенного кода системы электронной противоугонной блокировки запуска двигателя.

При замене ЭБУ в новый блок необходимо ввести данный код, затем убедиться в работоспособности системы электронной противоугонной блокировки запуска двигателя.

Для введения кода необходимо включить зажигание на несколько секунд, а затем выключить его.

ЭБУ ЭСУД сохраняет код противоугонной блокировки запуска двигателя в течение всего срока службы.

В данной системе отсутствует код разблокировки.

Запрещается проводить проверки с помощью ЭБУ, взятых со склада или с другого автомобиля и подлежащих возврату. Коды, введенные в эти ЭБУ, удалить невозможно.

Проверка состояния ЭБУ ЭСУД (код введен или не введен)

Проверить с помощью диагностического прибора состояние ЭБУ:

  • - подключить диагностический прибор к диагностическому разъему;
  • - включить зажигание;
  • - выбрать на диагностическом приборе: режим "Параметры" – "Общий просмотр".

Если состояние ET341 "Код системы электронной противоугонной блокировки запуска двигателя введен" отображается как "НЕТ", то это свидетельствует о том, что в ЭБУ ЭСУД код не введен.

Если состояние ET003 "Система электронной противоугонной блокировки запуска двигателя" имеет характеристику "АКТИВНО", то запуск двигателя не возможен.

Управление холодильным контуром системы автоматического управления климатической установкой (САУКУ)

Работу холодильного контура САУКУ обеспечивают следующие узлы:

  • - блок управления САУКУ;
  • - компрессор кондиционера;
  • - ЭБУ ЭСУД.

Система работает в автоматическом режиме, то есть количество холодного воздуха дозируется в соответствии с заданной температурой.

Принцип работы системы

Схема управления холодильным контуром системы автоматического управления климатической установкой (САУКУ)

Блок-схема системы приведена на рисунке

Включение кондиционера производиться нажатием на выключатель кондиционера "AC", расположенный на панели приборов в салоне автомобиля.

При этом запрос на включение кондиционера поступает по проводной цепи в ЭБУ ЭСУД, который разрешает или запрещает включение компрессора кондиционера в зависимости от режима работы двигателя и состояния САУКУ.

ЭБУ ЭСУД запрещает включение компрессора кондиционера при наличии следующих условий:

  • - частота вращения коленчатого вала двигателя ниже определенного значения;
  • - нагрузка на двигатель выше определенного значения (например, при резком нажатии на педаль акселератора, на крутом подъеме или при значительной загрузке автомобиля);
  • - давление хладагента в системе кондиционирования выше определенного значения.

Если запрещающие условия отсутствуют, ЭБУ ЭСУД включает силовое реле, которое подает напряжение питания на исполнительный механизм компрессора кондиционера.

Коррекция оборотов холостого хода двигателя

Связь между датчиком давления в системе гидроусилителя рулевого управления (ГУР) и ЭБУ ЭСУД (если автомобиль оснащен гидроусилителем рулевого управления)

ЭБУ ЭСУД получает сигнал от датчика давления ГУР (контролируется по диагностическому прибору: режим "Параметры" – "Общий просмотр" – состояние "ET297 – Датчик давления в системе гидроусилителя рулевого управления" – имеет характеристику "ДА" при вращении рулевого колеса).

Параметры сигнала зависят от давления рабочей жидкости в гидравлическом контуре усилителя рулевого управления и от вязкости рабочей жидкости. Чем выше давление, тем больше энергии потребляет насос гидроусилителя рулевого усилителя.

На максимальных нагрузочных режимах обороты холостого хода могут быть дополнительно увеличены примерно на 100 об/мин.

Коррекция оборотов холостого хода в зависимости от напряжения аккумуляторной батареи и нагрузки на бортовую сеть

Если аккумуляторная батарея слабо заряжена, то при включении электропотребителей

падение напряжения на ней компенсируется коррекцией оборотов холостого хода. С этой целью увеличивается частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, в результате чего возрастает частота вращения ротора генератора и, соответственно, ток зарядки аккумуляторной батареи.

Чем ниже напряжение аккумуляторной батареи, тем значительней коррекция частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.

Таким образом, коррекция оборотов холостого хода представляет собой переменную величину.

Коррекция начинается при уменьшении напряжения аккумуляторной батареи ниже 12,8 В. Номинальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу в результате коррекции может быть увеличена не более чем на 150 об/мин.

Адаптивная коррекция оборотов холостого хода двигателя

При нормальных условиях работы прогретого до рабочей температуры двигателя значение степени открытия регулятора холостого хода (РХХ) меняется от верхнего до нижнего значения для обеспечения номинальных оборотов холостого хода.

В виду разнообразия условий работы двигателя (обкатка, механический износ и т. д.) значение степени открытия РХХ на холостом ходу может находиться вблизи верхнего или нижнего предела.

Адаптивная коррекция степени открытия РХХ на холостом ходу позволяет компенсировать эксплуатационные изменения потребности двигателя в воздухе так, чтобы установить степень открытия РХХ на среднее номинальное значение.

Данная коррекция производится в том случае, если температура охлаждающей жидкости выше 80 °C, после запуска двигателя прошло не менее 20 с, и если система находится в режиме регулирования номинальных оборотов холостого хода.

Значения степени открытия РХХ на холостом ходу и его адаптивной коррекции

  • PR145 "Скорость вращения двигателя" 752 об/мин
  • PR432 "Текущая степень открытия РХХ" 8 % < X < 20 %
  • PR431 "Адаптивная степень открытия РХХ" %

После каждой остановки двигателя в течение 8 секунд ЭБУ возвращает клапан шагового электродвигателя РХХ в исходное положение до нижнего упора.

Интерпретация данных параметров

В случае избытка воздуха (из-за подсоса воздуха, нарушения регулировки положения дроссельной заслонки и т. п.), обороты двигателя на холостом ходу повышаются, и значение степени открытия РХХ уменьшается для поддержания номинальных оборотов холостого хода.

Величина адаптивной коррекции степени открытия РХХ уменьшается для возврата степени открытия РХХ к среднему значению.

При недостатке воздуха (загрязнение и т. п.) применяется обратная стратегия. Значение степени открытия РХХ увеличивается.

Величина адаптивной коррекции степени открытия РХХ увеличивается для возврата степени открытия РХХ к среднему значению.

После удаления информации из памяти ЭБУ необходимо восстановить функцию адаптивной коррекции оборотов холостого хода двигателя, для чего выполнить следующую процедуру:

  • - запустить и затем остановить двигатель, чтобы произвести корректировку положения шагового электродвигателя РХХ;
  • - вновь запустить двигатель и оставить его работать на холостом ходу, пока не установится режим номинальных оборотов холостого хода.

Регулирование состава рабочей смеси

Подогрев датчиков кислорода

ЭБУ включает подогрев кислородных датчиков:

  • - для верхнего датчика сразу после пуска двигателя,
  • - для нижнего датчика после определенного времени работы двигателя (без учета времени работы на холостом ходу) по программе в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Подогрев кислородных датчиков осуществляется постоянно до остановки двигателя.

Напряжение сигнала верхнего датчика кислорода

Диагностический прибор отображает параметр PR098 "Напряжение сигнала верхнего кислородного датчика".

Отображаемая величина представляет собой напряжение (в милливольтах) выходного сигнала, выдаваемого на ЭБУ кислородным датчиком, расположенным перед каталитическим нейтрализатором.

ЭСУД использует сигнал верхнего датчика кислорода при регулировании состава рабочей смеси с обратной связью по содержанию кислорода в отработавших газах.

Напряжение сигнала верхнего датчика кислорода должно быстро изменяться в диапазоне:

  • - 20 мВ + 50 мВ для бедной рабочей смеси;
  • - 840 мВ ± 70 мВ для богатой рабочей смеси.

Чем меньше разность между минимальными и максимальными значениями, тем менее точна информация от датчика (обычно эта разность составляет 500 мВ).

Напряжение сигнала нижнего датчика

Диагностический прибор отображает параметр PR099 "Напряжение сигнала нижнего кислородного датчика".

Отображаемая величина представляет собой напряжение (в милливольтах) выходного сигнала, выдаваемого на ЭБУ кислородным датчиком, расположенным после каталитического нейтрализатора.

В функции этого датчика входит диагностика каталитического нейтрализатора и осуществление второго, более точного, контроля обогащения смеси (система медленного регулирования).

Данная функция активизируется только после определенного времени работы прогретого до рабочей температуры двигателя, и не реализуется на холостом ходу.

При установившейся скорости движения, напряжение сигнала нижнего датчика кислорода должно изменяться в диапазоне 600 мВ ± 100 мВ.

При торможении напряжение сигнала должно быть ниже 200 мВ.

Значение напряжения, показываемое диагностическим прибором на холостом ходу, для диагностики ЭСУД не используется.

Коррекция состава рабочей смеси

Отображаемое диагностическим прибором значение параметра PR438 "Величина коррекции состава рабочей смеси" представляет собой среднюю величину коррекции продолжительности времени впрыска топлива, вносимую ЭБУ в зависимости от информации о содержании кислорода в отработавших газах, передаваемой кислородным датчиком, установленным перед каталитическим нейтрализатором.

Значение коррекции для номинальной величины 128 и для крайних положений 0 и 255:

  • - значение ниже 128 - запрос на обеднение;
  • - значение выше 128 - запрос на обогащение.

Начало регулирования состава рабочей смеси

Вход в режим регулирования состава рабочей смеси происходит, если температура охлаждающей жидкости более 22 °C и с момента запуска двигателя прошло 28 с.

Вне фазы регулирования состава смеси величина коррекции равна 128.

Фаза "размыкания цепи регулирования состава рабочей смеси"

При регулировании состава рабочей смеси ЭБУ не учитывает величину напряжения сигнала кислородного датчика в следующих случаях:

  • - на режиме полной нагрузки - величина коррекции выше 128;
  • - при резком разгоне - величина коррекции выше 128;
  • - при торможении с поступлением сигнала "холостой ход" (прекращении впрыска топлива) - величина коррекции равна 128;
  • - при неисправности верхнего кислородного датчика - величина коррекции равна 128.

Резервный режим при неисправности кислородного датчика

Если напряжение сигнала, поступающего в режиме регулирования состава смеси от верхнего кислородного датчика, не соответствует установленным значениям (изменяется очень незначительно или не изменяется совсем) и данная неисправность распознается как "текущая" в течение 10 с, ЭБУ ЭСУД переходит на резервный режим и информация о данной неисправности заносится в память ЭБУ.

При обнаружении "текущей" неисправности кислородного датчика, ЭБУ ЭСУД переходит на режим работы с разомкнутой цепью регулирования состава рабочей смеси.

В этом случае значение параметра PR438 "Величина коррекции состава рабочей смеси" равно 128.

Адаптивная коррекция состава рабочей смеси

При регулировании состава рабочей смеси с обратной связью по содержанию кислорода в отработавших газах (см. п. "Регулирование состава рабочей смеси") функция коррекции состава смеси изменяет продолжительность впрыска топлива, чтобы обеспечить коэффициент избытка воздуха как можно ближе к 1.

При этом среднее значение коррекции близко к 128, при предельных значениях 0 и 255.

Эксплуатационные изменения параметров элементов ЭСУД и двигателя могут привести к смещению значений коррекции к 0 или 255, чтобы обеспечить коэффициент избытка воздуха близко к 1.

Адаптивная коррекция состава рабочей смеси позволяет настроить алгоритм впрыска так, чтобы получить значение параметра PR438 "Величина коррекции состава рабочей смеси" равное 128, и использовать это значение в качестве основного, как при обогащении, так и при обеднении смеси.

Существует два режима адаптивной коррекции регулирования состава рабочей смеси:

  • - адаптивная коррекция, осуществляемая преимущественно при средней и значительной нагрузке двигателя - "адаптивная коррекция состава рабочей смеси на нагрузочных режимах";
  • - адаптивная коррекция, осуществляемая преимущественно на холостом ходу и малой

нагрузке двигателя - "адаптивная коррекция состава рабочей смеси на холостом ходу".

Адаптивные коррекции принимают среднее значение 128 после инициализации ЭБУ (стирании информации из памяти ЭБУ). В процессе эксплуатации автомобиля адаптивные коррекции изменяются и могут принимать следующие значения:

  • - PR139 "Адаптивная коррекция состава рабочей смеси на нагрузочных режимах" 64 < X < 192
  • - PR140 "Адаптивная коррекция состава рабочей смеси на холостом ходу" 64 < X < 192

Адаптивная коррекция производится только на прогретом до рабочей температуры двигателе в режиме регулирования состава рабочей смеси по сигналу кислородного датчика, и только при заданном диапазоне давления во впускном коллекторе.

Чтобы адаптивная коррекция начала компенсировать отклонения от нормы в составе рабочей смеси из-за эксплуатационных изменений параметров элементов ЭСУД и двигателя, необходимо, чтобы двигатель поработал некоторое время в режиме регулирования состава рабочей смеси при различных значениях разрежения во впускном коллекторе.

После инициализации ЭБУ (возвращения адаптивных коррекций состава рабочей смеси к значению 128) необходимо провести специальное дорожное испытание.

Дорожное испытание

Условия:

  • - двигатель прогрет (температура охлаждающей жидкости > 80 °C);
  • - обороты коленчатого вала двигателя не должны превышать 4000 об/мин.

Выполнение этого дорожного испытания рекомендуется начинать при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, на 3-ей или 4-й передаче и с очень плавным непрерывным ускорением, чтобы стабилизировать требуемое давление в течение 10 секунд в каждом диапазоне (см. таблицу ниже).

На диагностическом приборе выбрать режим "Параметры" – "Общий просмотр" – параметр "PR421 - Давление во впускном коллекторе".

Диапазоны давления при испытании для двигателя K7M приведены в таблице.

После этого испытания функция адаптивной коррекции начинает действовать.

Величина "Адаптивной коррекции состава рабочей смеси на холостом ходу" изменяется более значительно на холостом ходу и малых нагрузках, а величина "Адаптивная коррекция состава рабочей смеси на нагрузочных режимах" при средних и высоких нагрузках.

Оба вида коррекции осуществляются на всем диапазоне изменения давления во впускном коллекторе.

Продолжить испытание, двигаясь в нормальных условиях с постоянной и переменной скоростью на расстояние 5 - 10 км.

После испытания проверить значения адаптивной коррекции на нагрузочных режимах.

Изначально равные 128, они должны измениться. В противном случае снова провести дорожное испытание и проконтролировать значения адаптивной коррекции.

Особенности системы бортовой диагностики

Данный автомобиль имеет систему бортовой диагностики (СБД), которая включает сигнальную лампу в комбинации приборов (сигнальная лампа системы бортовой диагностики) при обнаружении превышения допустимого порога токсичности отработавших газов.

Эта сигнальная лампа оповещает водителя о необходимости ремонта автомобиля.

В систему бортовой диагностики входят следующие виды диагностики:

  • - диагностика элементов ЭСУД;
  • - диагностика пропусков воспламенения смеси;
  • - функциональная диагностика верхнего кислородного датчика;
  • - диагностика каталитического нейтрализатора.

На постоянной основе осуществляется диагностика элементов ЭСУД и диагностика пропусков воспламенения смеси.

Функциональная диагностика верхнего кислородного датчика и диагностика каталитического нейтрализатора выполняются один раз за поездку, если соблюдаются соответствующие условия для проведения диагностики:

  • - условия по температуре воздуха и охлаждающей жидкости,
  • - скорость движения в определенном диапазоне;
  • - условия работы двигателя (давление во впускном коллекторе и частота вращения коленчатого вала двигателя в определенном диапазоне значений, стабильность работы);
  • - истекла определенная начальная временная задержка.

Дополнительно система бортовой диагностики является средством обнаружения неисправностей в электрических цепях. При этом осуществляется:

  • - запоминание неисправностей, выявленных системой бортовой диагностики;
  • - включение сигнальной лампы системы бортовой диагностики (загорание постоянным или мигающим светом в зависимости от типа неисправности).

Необходимо иметь в виду, что некоторые дефекты могут проявиться только в движении после программирования параметров коррекции.

В конце каждого диагностического теста не выключать зажигание, пока не прочитан результат на диагностическом приборе. Выключение зажигания приводит к неправильной интерпретации результатов.

Любые неисправности электрооборудования, приводящие к превышению порога токсичности, вызывают включение сигнальной лампы системы бортовой диагностики.

Диапазон № 1,

мбар

Диапазон № 2,

мбар

Диапазон № 3,

мбар

Диапазон № 4,

мбар

Диапазон № 5,

мбар

258 - 410

410 - 528

528 - 646

646 - 764

764 - 873

Среднее 334

Среднее 469

Среднее 587

Среднее 705

Среднее 818

Условия включения сигнальной лампы бортовой системы диагностики

Включение сигнальной лампы бортовой системы диагностики происходит, если бортовая система диагностики обнаруживала одну и ту же неисправность в течение трех поездок подряд или если выявлена неисправность в электрической цепи.

Мигание сигнальной лампы системы бортовой диагностики происходит при обнаружении пропусков воспламенения смеси, разрушительных для каталитического нейтрализатора.

Выключение сигнальной лампы системы бортовой диагностики происходит, если неисправность, выявленная системой бортовой диагностики, не проявляется в течение трех последовательных поездок (но информация о неисправности остается в памяти ЭБУ ЭСУД).

Удаление информации о неисправности из памяти ЭБУ ЭСУД происходит, если неисправность не проявляется в течение 40 последовательных тестов или с помощью диагностического прибора.

Условия проведения диагностики системой бортовой диагностики

Система бортовой диагностики начинает функционировать после включения зажигания и при выполнении следующих условий:

  • - определяемая датчиком температура впускного воздуха находится в пределах от - 6 °C до 119 °C;
  • - определяемая датчиком температура охлаждающей жидкости находится в пределах от - 6 °C до 119 °C;
  • - определяемое датчиком атмосферное давление при неработающем двигателе выше 775 мбар (высота над уровнем моря ниже 2500 м).

Для корректной работы системы бортовой диагностики не должно быть неисправностей в электрических цепях ЭСУД, даже если сигнальная лампа СБД не загорается.

Диагностика кислородного датчика и каталитического нейтрализатора не может осуществляться одновременно.

При диагностике каталитического нейтрализатора и кислородного датчика прекращается продувка адсорбера, и адаптивные параметры коррекции состава рабочей смеси фиксируются по их последним значениям.

Порядок проведения тестов:

  • - устранить неисправности в электрических цепях;
  • - с помощью диагностического прибора стереть из памяти ЭБУ информацию о неисправностях;
  • - при необходимости запрограммировать все настройки ЭСУД.

Инициализация системы бортовой диагностики при помощи командных режимов позволяет:

  • - удалить из памяти ЭБУ неисправности;
  • - удалить из памяти запрограммированные значения ЭСУД (если в ходе выполнения ремонтных работ могли быть искажены запрограммированные значения регулятора холостого хода, маркерного участка зубчатого венца маховика или датчика положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя и т. п.).

Для этого на диагностическом приборе выбрать режим "Доп. испытания" – "Сброс ЭБУ".

Программирование, необходимое для поиска неисправностей системой бортовой диагностики

Программирование крутящего момента коленчатого вала двигателя (после выполнения программирования состояние ET061 "Распознавание цилиндра №1 Адаптация неравномерности вращения" = "Да", при работающем двигателе).

Выполнить программирование следующим образом:

  • - выполнить торможение двигателем с прекращением впрыска топлива (т. е. без нажатия на педали тормоза, акселератора и сцепления) на 2-ой, 3-ей, 4-ой или 5-ой передаче с 3500 - 3000 об/мин в течение не менее 2 секунд;
  • - выполнить торможение двигателем с прекращением впрыска топлива (т. е. без нажатия на педали тормоза, акселератора и сцепления) на 2-ой, 3-ей, 4-ой или 5-ой передаче с 2400 - 2000 об/мин в течение не менее 3 секунд.

Программирование параметров адаптивной коррекции состава рабочей смеси:

- для выполнения этого программирования необходимо выполнить дорожное испытание, соблюдая требуемые диапазоны давления во впускном коллекторе (см. п. "Адаптивная коррекция состава рабочей смеси").

После выполнения указанных программирований состояние ET422 "Результаты диагностики пропусков воспламенения смеси учтены" должно иметь характеристику "Да".

Диагностика обнаружения пропусков воспламенения смеси

Диагностика позволяет обнаружить:

  • - загрязнение свечей зажигания;
  • - нарушения в работе системы топливоподачи (регулятор давления, топливный насос, топливные форсунки и т. д.);
  • - нарушение электрических соединений в системах зажигания и топливоподачи (ненадежное соединение высоковольтных проводов к свечам зажигания, колодок жгута проводов к форсункам и т. д.).

Диагностика осуществляется путем измерения мгновенной частоты вращения коленчатого вала двигателя. Резкое падение крутящего момента свидетельствует об отсутствии горения топливной смеси в определенном цилиндре.

Данная диагностика выполняется постоянно во время движения автомобиля. Выявление неисправности в процессе проведения данной диагностики ведет к запрету на проведение системой других видов диагностики.

Диагностика обнаружения пропусков воспламенения смеси позволяет выявить неисправности двух типов:

  • - пропуски воспламенения смеси, ведущие к разрушению каталитического нейтрализатора (вызывают немедленное включение мигающим светом сигнальной лампы системы бортовой диагностики);
  • - пропуски воспламенения смеси, приводящие к превышению допустимого порога токсичности (вызывают загорание постоянным светом сигнальной лампы системы бортовой диагностики, если пропуски обнаруживаются во время трех последовательных поездок).

Условия выявления неисправностей

С помощью диагностического прибора убедиться, что программирование крутящего момента коленчатого вала двигателя и параметров адаптивной коррекции состава рабочей смеси выполнено:

  • - состояние ET061 "Распознавание цилиндра №1 Адаптация неравномерности вращения" имеет характеристику "Да";
  • - состояние ET422 "Результаты диагностики пропусков воспламенения смеси учтены" имеет характеристику "Да".

Диагностический тест пропусков воспламенения смеси выполняется при работе двигателя на холостом ходу в течение 11 минут после того, как температура охлаждающей жидкости превысит 75 °C в трех диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя от холостого хода до 4500 об/мин.

Если после проведения теста диагностический прибор выявил пропуски воспламенения смеси, то см. интерпретацию неисправностей DF123 "Пропуски воспламенения смеси, приводящие к увеличению содержания токсичных веществ в отработавших газах" и DF124 "Пропуски воспламенения смеси, приводящие к выходу из строя каталитического нейтрализатора".

Подтверждение выполнения теста:

  • - состояние ET061 "Распознавание цилиндра №1 Адаптация неравномерности вращения" имеет характеристику "Да";
  • - состояние ET422 "Результаты диагностики пропусков воспламенения смеси учтены" имеет характеристику "Да";
  • - неисправности не обнаружены и сигнальная лампа системы бортовой диагностики выключена.

Диагностика каталитического нейтрализатора

Диагностика каталитического нейтрализатора выполняется в целях выявления нарушения работы, которое приводит к превышению порога токсичности отработавших газов, допускаемого системой бортовой диагностики.

Показателем состояния каталитического нейтрализатора является его кислородная емкость. При старении каталитического нейтрализатора его кислородная емкость снижается так же, как и способность нейтрализовать отработавшие газы.

Условия начала выполнения диагностики

Диагностика каталитического нейтрализатора может выполняться только после того, как двигатель проработал указанное в следующей таблице время, если выполняются следующие условия:

  • - нет неисправностей в электрических цепях;
  • - выполнено программирование крутящего момента коленчатого вала двигателя;
  • - не обнаружено пропусков воспламенения смеси;
  • - после включения зажигания диагностика каталитического нейтрализатора не выполнялась;
  • - активированы основной и двойной контуры регулирования состава смеси по содержанию кислорода в отработавших газах;
  • - температура охлаждающей жидкости выше 75 °C.

Двигатель

Скорость,

км/ч

 

Частота

вращения

коленчатого

вала, об/мин

 

Давление во

впускном

коллекторе,

мбар

 

Продолжи-

тельность

стабильной

работы дви-

гателя, с

Временная

задержка пе-

ред разреше-

нием, мин.

 

K7M

63/130

1856/3808

400/750

11

17

Выявление неисправностей

Диагностика выполняется на 5-ой передаче при постоянной скорости 70 км/ч.

При соблюдении условий начала проведения диагностики процесс обогащения смеси задерживается по времени, что приводит к поступлению порций кислорода в каталитический нейтрализатор.

Если каталитический нейтрализатор находится в хорошем состоянии, он абсорбирует кислород и напряжения сигнала нижнего кислородного датчика остается на среднем уровне.

Если катализатор выработал свой ресурс, то кислород не абсорбируется и нижний кислородный датчик начинает работать прерывисто. Напряжение сигнала кислородного датчика будет колебаться.

Если неисправность подтверждается три раза подряд, то загорается сигнальная лампа системы бортовой диагностики.

Длительность теста не должна превышать 52 секунды.

Если после выполнения теста диагностический прибор выявит функциональную неисправность каталитического нейтрализатора, см. методику обработки неисправности DF394 "Нарушение работы каталитического нейтрализатора".

Подтверждение выполнения теста:

  • - состояние ET345 "Учтенная диагностика каталитического нейтрализатора" имеет характеристику "Да";
  • - состояние ЕТ349 "Диагностика каталитического нейтрализатора выполнена" имеет характеристику "Да";
  • - функциональная неисправность каталитического нейтрализатора не обнаружена.

Диагностика кислородного датчика

Целью проведения диагностики кислородного датчика является определение неисправности, приводящей к превышению допустимого порога токсичности отработавших газов по выбросу CH.

Кислородные датчики могут иметь неисправность двух видов:

  • - механическая неисправность электрического элемента (поломка, разрыв провода), приводящая к появлению неисправности в электрической цепи;
  • - химическая неисправность компонента, что приводит к увеличению времени ответа датчика, и, следовательно, к увеличению периода его срабатывания.

Диагностика кислородных датчиков выполняется путем измерения и сравнения периодов срабатывания кислородных датчиков.

После выполнения диагностического теста производится осреднение полученных периодов срабатывания датчика (отбрасывая паразитные эффекты), и полученное значение сравнивается со средним пороговым периодом, заложенным в систему бортовую диагностики.

Условия выполнения диагностического теста

Диагностика кислородного датчика выполняется после того, как двигатель проработал указанное в следующей таблице время, если выполняются следующие условия:

  • - нет неисправностей в электрических цепях;
  • - выполнено программирование крутящего момента коленчатого вала двигателя;
  • - не обнаружено пропусков воспламенения смеси;
  • - после включения зажигания диагностика кислородного датчика не выполнялась;
  • - температура охлаждающей жидкости выше 75 °C.

Двигатель

Скорость,

км/ч

 

Частота

вращения

коленчатого

вала, об/мин

 

Давление во

впускном

коллекторе,

мбар

 

Продолжи-

тельность

стабильной

работы дви-

гателя, с

Временная

задержка пе-

ред разреше-

нием, мин.

 

K7M

63/130

1856/3808

380/850

8

14

Выявление неисправностей

Диагностика выполняется на стабильной скорости и в течение указанного в следующей таблице времени.

Двигатель

Передача коробки

передач

Скорость,

км/ч

Максимальная

продолжительность, с

K7M

5

70

40

Во время этого теста ЭБУ запрещает продувку адсорбера и выдает команду "диагностика имеющихся датчиков".

Если после выполнения теста диагностический прибор выявил неисправность кислородного датчика, см. методику обработки неисправности DF390 "Нарушение работы кислородного датчика".

Подтверждение выполнения теста:

  • - состояние ET344 "Результаты диагностики кислородных датчиков учтены" имеет характеристику "Да";
  • - состояние ET348 "Диагностика кислородных датчиков выполнена" имеет характеристику "Да";
  • - неисправности не обнаружены и сигнальная лампа системы бортовой диагностики выключена.