ВАЗ–2109 — легковой переднеприводный автомобиль с поперечным расположением силового агрегата, предназначенный для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием

Осмотр и дефектовка деталей головки блока цилиндров ВАЗ-2109

После снятия и разборки головки цилиндров двигателя.

Панель приборов снимаем для ремонта отопителя и при кузовных работах

Для снятия двигателя отсоединяем клемму минус от аккумулятора

Сливаем масло с двигателя

Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала

После снятия двигателя с автомобиля для ремонта нужно его разобрать

Электрооборудование ВАЗ-2109 выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» – кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода

Чтобы снять радиатор, подготавливаем автомобиль для данной работы.

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или лучше на подъемник

Панель приборов снимаем для ремонта деталей отопителя и кузовных работ

В ступицах передних и задних колес применяются шариковые двухрядные подшипники с уплотнителями, не требующие замены смазки и регулировки в процессе эксплуатации автомобиля

Во время эксплуатации нужно следить за натяжением и состоянием ремня привода генератора

Осмотр, дефектовка и ремонт блока цилиндров, коленчатого вала и маховика ВАЗ-2109

При каждом техническом осмотре нужно обращать внимание на состояние и натяжку ремня газораспределительного механизма

Если двигатель перегревается во время работы или медленно прогревается до рабочей температуры, нужно проверить термостат

Регулировка привода воздушной заслонки

Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи и снимите воздушный фильтр

Если на автомобиле не работает какой-либо из электрических приборов, в первую очередь проверьте предохранитель в цепи этого прибора

Если в результате проверок выяснилось, что генератор подлежит ремонту, то снимаем его и приступаем к ремонту

Снятие масляного насоса

Для снятия масляного насоса подготавливаем автомобиль. Устанавливаем его на смотровую яму или подъемник

Распределитель зажигания снимаем для его ремонта, осмотра, так же при полной разборке двигателя

Для того чтобы обеспечить хорошую управляемость и устойчивость автомобиля, колеса устанавливаются под определенным углом относительно корпуса автомобиля

Генератор снимаем для его ремонта или замены

Стартер установлен на картере сцепления с левой стороны двигателя

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией

Стартер 29.3708 четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов

Неисправности системы зажигания приводят к тому, что либо двигатель не запускается, либо работает с перебоями на холостом ходу или на всех режимах, либо не развивает полной мощности

На автомобиле два источника тока – аккумуляторная батарея и генератор

Аккумуляторная батарея используется при пуске двигателя и для питания электрическим током напряжением 12 В стартера и других потребителей при неработающем двигателе

Замена переднего буфера

Для удобства работы поднимите переднюю часть автомобиля

Запас топлива находится в баке, расположенном под днищем в районе задних сидений. Бак – стальной, состоит из двух сваренных между собой штампованных половин

В предыдущих статьях мы рассмотрели, как снять и разобрать стартер 29.3708. В этой статье кратко рассмотрим, как отремонтировать и продефектировать части стартера

Схема системы зажигания ВАЗ-2109 представлена на рисунке

Отопитель снимаем для полного ремонта его частей, а также для подхода к кузовным деталям при ремонте кузова

Снятие коробки передач было рассмотрено в статье – «Как снять и установить КПП ВАЗ-2109».

Разборка коробки передач было рассмотрено в статье – «Как разобрать КПП автомобиля ВАЗ-2109».

Очиститель ветрового стекла состоит из моторедуктора, рычагов и щеток.

Электродвигатель очистителя – с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя скоростями вращения.

Дефектовка деталей карбюратора

После разборки карбюратора нужно посмотреть и оценить все детали карбюратора. Если какие, то детали пришли в негодность нужно заменить из ремонтного комплекта

В вентиляторе отопителя применяется электродвигатель 45.3730. Электродвигатель потребляет при максимальной частоте вращения 4100 мин –1 не более 14 ампер

Снимаем коробку передач для замены механизма сцепления, а также ремонта самой КПП

Снятие и установка капота

Капот автомобиля ВАЗ-2109 желательно вдвоем.

Снятие коробки передач и разборка коробки передач ВАЗ-2109 рассмотрена в соответствующих статьях на сайте

Регулировка стояночного тормоза

По правилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага стояночного тормоза на 2–8 щелчков (на моделях выпуска до 1995 г. – 5–7 щелчков)

При снятом приводе передних колес ни в коем случае нельзя нагружать переднюю подвеску (устанавливать автомобиль на передние колеса и перекатывать его)

Резиновая диафрагма 10 вместе с корпусом 21 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В

Камера А соединяется с впускной трубой двигателя.

Снятие коробки передач было рассмотрено в статье – «Как снять и установить КПП ВАЗ-2109»

Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач

Топливный бак снимаем для ремонта, а также для промывки.

Перед началом работы отсоедините провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи.

Снятие карбюратора рассмотрено в статье – «Как собирать и дефектировать карбюратор ВАЗ-2109»

Рекомендуется промыть карбюратор ацетоном или специальным очистителем карбюратора и продуть сжатым воздухом

Прокачка тормозной системы производится для удаления из нее воздуха

Снятие и замена дисков сцепления было рассмотрено в статье – «Как заменить диски сцепления автомобиля ВАЗ-2109»

Замена вилки и подшипника выключения сцепления

Для работы понадобиться: динамометрический ключ отвертка новая прокладка крышки головки блока керосин чистые тряпки емкость для промывки деталей ключи на 8 и 10

Снятие и установка передней двери

Если в двери установлено электрооборудование, перед снятием отсоедините провода

Простейшую проверку регулятора давления можно произвести следующим образом. Затормозите автомобиль на горизонтальном участке дороги с твердым покрытием

Основным элементом передней подвески является гидравлическая амортизаторная стойка, нижняя часть которой соединяется с поворотным кулаком двумя болтами

Для снятия главного цилиндра:

Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи.

Установите автомобиль на смотровую канаву или поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля

Снятие и разборка двигателя были рассмотрены в соответствующих статьях

Ослабляйте и затягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле. Момент затяжки болтов 65–95 Нм (6,5–9,5 кгс·м)

Чтобы вынуть поврежденное ветровое стекло, снимите рычаги стеклоочистителей, заправьте кромки уплотнителя вверху за фланец проема кузова и, нажимая на верхние углы стекла, выдавите его наружу

Для проверки подшипника поднимите автомобиль с проверяемой стороны до отрыва колеса от дороги

Масло нужно менять через 15000 км пробега. Эта цифра во многом зависит от качества масла и от условий эксплуатации.

Внимательно осмотрите рычаг подвески и замените его в следующих случаях:

Проверьте техническое состояние сцепления следующими способами

Включите нейтральную передачу в коробке передач, пустите двигатель автомобиля и прогрейте его до рабочей температуры.

Тормозной механизм передних колес состоит из суппорта, колесного цилиндра, тормозной скобы, тормозного диска, поршня, тормозных колодок, тормозного диска и шланга подвода тормозной жидкости

Частичный ремонт двигателя можно выполнить не снимая двигатель с автомобиля, а именно поменять поршни и кольца

Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки между блоком и головкой. Так же при ремонте двигателя или при ремонте самой головки блока

Проверить наличие люфта шарового шарнира нужно на смотровой яме

Попросите помощника взяться двумя руками за верхнюю часть переднего колеса стоящего на дороге автомобиля и резко покачать его в поперечном направлении

После снятия, разборки и проверки деталей ГБЦ нужно притереть клапана к седлам головки цилиндров

Чтобы получить доступ к болту переднего крепления крыла, можно полностью не снимать передний буфер

Полная разборка головки цилиндров нужна при капитальном ремонте двигателя, когда нужно произвести притирку клапанов и продефектировать детали головки

После снятия, оценки и притирки клапанов собираем головку и устанавливаем на двигатель, как было описано в статье – «Как снять головку блока цилиндров ВАЗ-2109».

Для сборки нам понадобятся инструменты:

- оправка для монтажа маслоотражательных колпачков;

Замена масла в коробке передач предусмотрена через 75 тысяч км