4-цилиндровый бензиновый двигатель

Снятие

1. Снять клиновой ремень.

2. Установить коленвал в положение ВМТ для 1 цилиндра и больше положение не менять.

Установка двигателя в ВМТ для 1 цилиндра

1. Снять верхний кожух зубчатого ремня.

2. Вынуть пробку на картере сцепления.

3. Вращать вал двигателя до совмещения меток ВМТ.

4. Вращение вала двигателя можно осуществлять различными способами:

– приподнять один край машины так, чтобы освободить колесо и, предварительно включив 5 передачу, вращать переднее колесо;

– установить машину на ровную поверхность. Включить 5 передачу. Толкать машину вперед или назад;

– установить коробку передач в нейтральное положение. Затянуть ручной тормоз.

Снять нижний брызговик двигателя. Вращать коленвал за центральный болт виброгасителя.

Не вращать двигатель за болт крепления распредвала, это может привести к перегрузке зубчатого ремня.

Установка меток ВМТ для 1 цилиндра

5. Двигатель вращать до тех пор, пока распредвал не займет положение ВМТ для 1 цилиндра. При этом метка на приводной шестерне распредвала должна совпасть с меткой на кожухе зубчатого ремня.

Существует 2 исполнения (указаны стрелкой А и стрелкой В).

Установка меток ВМТ для 1 цилиндра

6. При этом метка на маховике (0) или ведомом диске сцепления должна совпадать с меткой ВМТ. В противном случае вращать коленвал дальше.

7. Отсоединить виброгаситель с коленвала.

8. Снять верхний и нижний кожух зубчатого ремня.

9. Ослабить и снять зубчатый ремень.

Установка

1. Проверить положение ВМТ распределительного, коленчатого и промежуточного валов, при необходимости установить.

2. Проверить положение распредвала в ВМТ для первого цилиндра. Метка на приводной шестерне распредвала в этом случае совпадает с меткой на кожухе зубчатого ремня.

При необходимости осторожно провернуть распредвал при снятом зубчатом ремне.

Если необходимо провернуть распредвал при снятом зубчатом ремне, то ни один поршень не должен находиться в ВМТ.

С этой целью нанести цветную полосу на виброгаситель и провернуть коленвал на 90° вперед или назад.

Наконец, если распредвал был установлен в положение ВМТ для 1 цилиндра, установить коленвал снова в положение ВМТ для 1 цилиндра. Для вращения коленвала применяют виброгаситель.

3. Одновременно коленвал должен находиться в положении ВМТ. В этом случае метка на маховике или ведомом диске сцепления должна совпадать с меткой ВМТ.

Одновременно метка на бегунке распределителя должна совпадать с меткой на краю корпуса распределителя

4. Одновременно метка на бегунке распределителя должна совпадать с меткой на краю корпуса распределителя. В противном случае, провернуть соответственно промежуточное зубчатое колесо.

Для того чтобы произвести эту проверку, снять крышку распределителя зажигания, снять бегунок распределителя, снять пылезащитный колпак и наконец, снова установить бегунок.

5. Проверить одновременное совпадение всех 3 меток. В этом случае двигатель находится в положении ВМТ для 1 цилиндра.

6. Надеть зубчатый ремень на колесо коленвала, приводную шестерню распредвала и промежуточное зубчатое колесо.

При установке зубчатого ремня нельзя менять положение распредвала, коленвала или промежуточного вала. Несоблюдение этого правила может привести к тяжелой поломке двигателя, или двигатель не будет развивать полную мощность.

После натяжения ремня, вновь проверить положение распредвала, промежуточного вала и ременного шкива.

Это значит: если метка на приводной шестерне распредвала совпадает с соответствующей меткой на кожухе зубчатого ремня, одновременно должна совпадать с меткой на маховике и с меткой на распределителе зажигания. В противном случае установку повторить при снятом зубчатом ремне.

7. Привинтить виброгаситель.

8. Натянуть зубчатый ремень.

9. Дважды провернуть коленвал по направлению вращения двигателя и вновь проверить регулировку.

10. Снять виброгаситель.

11. Установить нижний кожух зубчатого ремня.

12. Установить верхний кожух зубчатого ремня.

13. Установить виброгаситель и затянуть моментом 25 Н·м.

14. Установить пылезащитный колпак, затем крышку распределителя зажигания.

15. Установить и натянуть клиновой ремень.

16. Проверить момент зажигания, при необходимости отрегулировать.

При ремонте, который требует снятия зубчатого ремня только с приводной шестерни распредвала, регулировку зубчатого ремня производить описанным ниже образом.

Метка на приводной шестерне распредвала должна совпадать с меткой на крышке головки блока цилиндров.

17. Метка на приводной шестерне распредвала должна совпадать с меткой на крышке головки блока цилиндров.

18. Ослабить зубчатый ремень и снять приводную шестерню распредвала.

Положение распредвала и промежуточного вала больше не изменять.

19. Надеть и натянуть зубчатый ремень.

20. Снять крышку распределителя зажигания. Проверить установку распределителя по бегунку и метке.

21. Провернуть коленвал на 2 оборота и проверить совмещение меток распредвала и коленвала.

22. Проверить момент зажигания, при необходимости отрегулировать.

23. Дать двигателю поработать. Если зубчатый ремень свистит, то он перетянут.

4-цилиндровый дизельный двигатель

Регулировочная линейка и оправка для проверки распредвала

Рис. 5 Регулировочная линейка и оправка для проверки распредвала

Обычно регулировка газораспределения производится после ремонта, при котором снимался зубчатый ремень. Если газораспределение необходимо только проверить, то все рабочие операции производятся без снятия зубчатого ремня.

Снятие

1. Снять верхний кожух зубчатого ремня и крышку головки блока цилиндров.

2. Пометить направление движения зубчатого ремня стрелкой, нанесенной на него фломастером или жировым карандашом. Направление вращения двигателя, если смотреть спереди, вправо, по часовой стрелке.

3. Установить коленвал в положение ВМТ для 1 цилиндра. При этом ни в коем случае не вращать двигатель за центральный болт зубчатого колеса распредвала.

Коленвал стоит в положении ВМТ для 1 цилиндра, если метка на маховике (стрелка) совпадаете соответствующей меткой на картере сцепления

Одновременно кулачковая пара первого цилиндра направлена вверх

4. Коленвал стоит в положении ВМТ для 1 цилиндра, если метка на маховике (стрелка) совпадаете соответствующей меткой на картере сцепления

Одновременно кулачковая пара первого цилиндра направлена вверх

5. В этом положении в шлиц распредвала устанавливается линейка 2065 А. Линейку можно изготовить и самостоятельно (см. рис. Регулировочная линейка и оправка для проверки распредвала).

6. Установить линейку в шлиц распредвала. Установочная линейка (VW-N2065A) препятствует возможному прокручиванию распредвала.

7. Отбалансировать установочную линейку параллельно головке блока цилиндров: для этого немного провернуть коленвал до тех пор, пока один конец установочной линейки не ляжет на головку блока цилиндров.

Под другим концом линейки с помощью лепесткового щупа измерить возникший зазор. Вставить лепестковый щуп, равный половине измеренного зазора между установочной линейкой и головкой блока цилиндров.

Вращать двигатель до тех пор, пока конец линейки не ляжет на щуп. Второй лепестковый щуп такого же размера ввести под другой конец линейки – между линейкой и головкой блока цилиндров.

Теперь в отверстие шестерни топливного насоса высокого давления и кронштейна насоса должна войти оправка

8. Теперь в отверстие шестерни топливного насоса высокого давления и кронштейна насоса должна войти оправка 2064. Оправка заклинивает шестерню ТНВД.

Оправку можно изготовить самому (см. рис. Регулировочная линейка и оправка для проверки распредвала).

9. Если оправка не вставляется в отверстие кронштейна топливного насоса высокого давления, то необходимо отрегулировать механизм газораспределения вновь.

10. Ослабить гайку натяжного ролика и ослабить зубчатый ремень.

11. Ослабить клиновой ремень и снять.

12. Отвинтить виброгаситель и ременной шкив водяной помпы. Для этого включить первую передачу, затянуть ручной тормоз, заклинив тем самым коленвал.

13. Снять нижний кожух зубчатого ремня.

14. Снять зубчатый ремень.

Если при снятом зубчатом ремне необходимо провернуть распредвал, то ни один поршень не должен находиться в ВМТ. В противном случае возможны тяжелые поломки поршней или клапанов.

15. Перед вращением распредвала необходимо установить все поршни на одинаковую высоту. Для этого нанести мелом метку вверху ременного шкива коленвала (предварительное условие: коленвал стоит в положении ВМТ для цилиндра), затем провернуть ременной шкив коленвала на 1/4 оборота (90°) вправо или влево. Меловая метка указывает вправо или влево.

Установка

1. Через отверстие в коробке передач проверить совмещение метки ВМТ на маховике с соответствующей ей меткой.

2. Ослабить болт крепления зубчатого колеса распредвала на 1/2 оборота. Сбить приводную шестерню распредвала ударом молотка по шипу, вставленному в 6 мм отверстие заднего кожуха зубчатого ремня.

3. Надеть зубчатый ремень.

4. Натянуть зубчатый ремень.

5. Затянуть гайку натяжного ролика моментом 45 Нм.

Удаление оправки

6. Удалить оправку шестерни ТНВД.

7. Винт крепления приводной шестерни распредвала затянуть моментом 45 Н·м.

Если будет использоваться старый ремень, непременно соблюдать направление движения. Установка ремня в сторону, обратную его движению может привести к разрыву ремня и поломке двигателя.

Поэтому, устанавливать ремень всегда так, чтобы нанесенная стрелка указывала направление вращения двигателя (если смотреть спереди, то по часовой стрелке).

8. Снять установочную линейку.

9. Повернуть коленвал на 2 оборота по направлению вращения двигателя. Ударить по зубчатому ремню между приводной шестерней распредвала и шестерней ТНВД резиновым молотком и еще раз проверить требуемое значение натяжения зубчатого ремня, при необходимости подтянуть.

10. Проверить начало подачи топлива ТНВД.

11. Установить виброгаситель, ременный шкив и нижний кожух зубчатого ремня.

12. Установить прокладку крышки головки блока цилиндров, привинтить крышку головки блока цилиндров. Гайки затягиваются моментом 10 Нм.

13. Установить верхний кожух зубчатого ремня.