Снятие и установка головки блока цилиндров производится на холодном двигателе
Выхлопной коллектор не снимается. Головку блока цилиндров можно снять и установить, не снимая двигателя
Дефектность прокладки головки блока цилиндров можно определить по следующим признакам:
– потеря мощности;
– утечка охлаждающей жидкости. Белые клубы выхлопного газа при теплом двигателе;
– утечка масла;
– охлаждающая жидкость в моторном масле. Уровень масла не уменьшается, а увеличивается. Серый цвет моторного масла, пузырьки пены на указателе уровня масла, масло жидкое;
– моторное масло в охлаждающей жидкости;
– охлаждающая жидкость сильно бурлит;
– нет компрессии в двух соседних цилиндрах.
Снятие
1. Отсоединить провод «массы» (-) от аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить провода от головки блока цилиндров:
– штекер потенциометра СО;
– штекер потенциометра дроссельной заслонки;
– многоконтактное соединение;
– штекер клапана стабилизации холостого хода;
– штекер клапана запуска холодного двигателя;
– штекерное соединение лямбда-зонда под машиной, на кронштейне навесных агрегатов справа;
– штекер датчика давления на корпусе усилителя руля, если имеется;
– штекер датчика давления масла на левой торцевой стороне головки цилиндров;
– провод массы от крышки головки цилиндров и впускного коллектора.
3. Вынуть жгут двигателя через впускной коллектор, предварительно пометив фломастером положение кабельных зажимов. Открыть кабельные зажимы или срезать.
4. Снять все провода со свечей зажигания.
5. Снять тросик управления дроссельной заслонкой с дроссельной заслонки и упора.
6. Снять воздушный шланг в местах соединения между воздушным фильтром и корпусом дроссельной заслонки, отвинтить и вынуть клапан стабилизации холостого хода вместе с кронштейном, снять шланг вентиляции картера двигателя, снять шланг стабилизации холостого хода с корпуса воздушного фильтра и вынуть воздушный шланг вместе с клапанами стабилизации холостого хода.
7. Снять вакуумные шланги:
– на дроссельной заслонке подогрева приемного воздуха, магнитного клапана бачка с активированным углем, блока управления Digifant;
– на обратном клапане усилителя тормозов.
8. Снять трубопровод подачи топлива (черный), запуска холодного двигателя и распределителя топлива, предварительно ослабив хомуты. Перед снятием подложить ветошь для сбора вытекающего топлива.
Немедленно заткнуть трубопроводы подходящими пробками. Для этого вставить в шланги, к примеру, чистые винты подходящего диаметра.
9. Снять с распределителя топлива трубопровод возврата топлива (голубой), предварительно ослабив хомут.
10. Отвинтить опору генератора на головке блока цилиндров.
11. Слить охлаждающую жидкость.
12. Отвинтить штуцеры охлаждающей жидкости на головке блока цилиндров и, не снимая шлангов, отложить в сторону.
13. Отвинтить трубу отбора отработанных газов от выхлопного коллектора и головки блока цилиндров.
14. Снять воздушный шланг подогрева приемного воздуха с кожуха выхлопного коллектора.
15. Отвинтить кожуха выхлопного коллектора.
16. Отвинтить впускной коллектор.
17. Установить машину на подпорки.
18. Снять брызговик моторного отсека.
19. Отвинтить выхлопную трубу от выхлопного коллектора. Опустить слегка систему отвода отработавших газов и подвесить на проволоке.
20. Снять верхний кожух зубчатого ремня.
21. Ослабить зубчатый ремень и снять его вверху с распредвала
22. Снять зубчатое колесо распредвала
23. Отвинтить натяжной ролик зубчатого ремня
24. Вывинтить болты крепления заднего кожуха зубчатого ремня
25. Отвинтить крышку головки блоков цилиндров. Вынуть маслоотбойник
26. Снять уплотнения крышки головки блоков цилиндров
27. Вывинтить болты головки блоков цилиндров торцевым многогранным ключом, например (HAZET990Slg-12).
Болты необходимо ослаблять в порядке, обратном нумерации от 10 к 1 (см. рис. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров).
Перед снятием головка блока цилиндров должна быть достаточно холодной (температура помещения), в противном случае снимаемая головка блока цилиндров может перекоситься.
28. Проверить, все ли трубопроводы и шланги, идущие к головке блока цилиндров сняты.
29. Снять головку блока цилиндров и установить на два деревянных бруса. Перед снятием отжать немного задний кожух зубчатого ремня.
30. Снять прокладку головки блока цилиндров.
Установка
1. Перед установкой очистить подходящим шабером сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров от остатков прокладки. Обращать внимание на то, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров. Отверстия закрыть ветошью.
2. Проверить отсутствие масла в отверстиях для винтов крепления головки блока цилиндров, при необходимости удалить. Для этого ввести в отверстия чистую ветошь и собрать масло.
Если масло останется в отверстиях, то при затяжке болтов блок цилиндров может быть поврежден.
3. Проверить стальной линейкой головку блока цилиндров на неплоскостность. Неплоскостность проверяется стальной
линейкой и лепестковым щупом по всей поверхности головки блока цилиндров. Неровности не должны превышать 0,1 мм.
Если уплотнительные поверхности головки блока цилиндров будут дорабатываться, то минимально допустимый размер по высоте не должен быть занижен.
4. Головки блока цилиндров с разрывами между седлами клапанов и кольцами седел клапанов, а также первых заходов резьбы под резьбовую нарезку свечи зажигания, могут эксплуатироваться дальше без сокращения срока службы и переборки, если разрывы не превышают максимально допустимой величины а = max 0,5 мм.
5. Прокладку головки блока цилиндров заменять всегда.
6. Подпись "oben" должна указывать на головку блока цилиндров. Прокладку головки блока цилиндров установить без герметика так, чтобы ни одно отверстие не было закрыто.
7. Провернуть коленвал за ременный шкив так, чтобы все поршни стояли примерно на одинаковой высоте.
8. Установить головку блока цилиндров, обращая внимание при этом на направляющие штифты блока цилиндров. При необходимости установить в оба внешних отверстия с впускной стороны новые направляющие штифты. Обращать внимание на то, чтобы распредвал находился в положении ВМТ для 1 цилиндра.
9. Установить все 10 болтов головки блока цилиндров с подкладочными шайбами и затянуть от руки. Болты головки блока цилиндров заменять всегда.
Затяжку болтов головки блока цилиндров производить с большой предусмотрительностью. Перед затяжкой болтов необходимо проверить точность динамометрического ключа. Болты головки блока цилиндров затягивают на холодном двигателе.
10. Болты головки блока цилиндров затягиваются динамометрическим ключом в последовательности от 1 к 10 в два приема: вначале с усилием 40 Нм, а затем – 60 Нм.
После этого производится дополнительная затяжка жестким ключом: 1/2 оборота (180°).
Допускается дополнительная затяжка 90°х2 (за два раза по 90° каждый).
11. При затяжке болтов головки блока цилиндров можно оценивать угол поворота. Установить рукоятку ключа вдоль двигателя и одним движением повернуть ключ до положения рукоятки поперек двигателя (1/4 оборота, 90°). Повернуть ключ дальше – до положения рукоятки снова вдоль двигателя.
Подтягивание болтов головки блока цилиндров на теплом двигателе в рамках обслуживания или после ремонта не допускается.
При замене головки блока цилиндров с установленным распредвалом, необходимо после установки головки блока цилиндров смазать маслом поверхности контакта между тарельчатыми толкателями и поверхностью кулачков.
Рис. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров
12. Установить коленвал в положение ВМТ для 1 цилиндра.
13. Привинтить задний кожух зубчатого ремня.
14. Привинтить зубчатое колесо распредвала и натяжной ролик зубчатого ремня.
15. Установить зубчатый ремень.
16. Установить крышку головки блока цилиндров с маслоотбойником и новыми уплотнителями и затянуть моментом 10Н·м.
17. Установить верхний кожух зубчатого ремня.
18. Привинтить опору генератора к головке блока цилиндров.
19. Натянуть клиновой ремень.
20. Установить выхлопную трубу на выхлопной коллектор.
21. Установить брызговик моторного отсека.
22. Снять машину с подпорок.
23. Привинтить трубу отбора отработанных газов к выхлопному коллектору и головке блока цилиндров.
24. Привинтить кожух выхлопного коллектора.
25. Надеть воздушный шланг подогрева приемного воздуха на кожух.
26. Установить воздушный шланг между воздушным фильтром и корпусом дроссельной заслонки вместе с клапаном стабилизации холостого хода.
27. Навесить тросик управления дроссельной заслонкой на дроссельную заслонку и на упор.
28. Протянуть жгут проводов двигателя через впускной коллектор.
29. Подсоединить электропроводку:
– штекер потенциометра СО;
– штекер потенциометра дроссельной заслонки;
– многоконтактное соединение впрыскивающих клапанов;
– штекер клапана стабилизации холостого хода;
– штекер клапана холодного старта;
– штекерное соединение лямбда-зонда под машиной, на кронштейне навесных агрегатов справа;
– штекер датчика давления на рулевом механизме усилителя руля, если имеется;
– штекер датчика давления масла на левой торцевой стороне головки блока цилиндров;
– провод "массы" от крышки головки блока цилиндров к впускному коллектору.
Электропровода закрепить на прежних местах и новыми кабельными зажимами.
30. Надеть свечные провода.
31. Надеть вакуумные шланги:
– на дроссельной заслонке подогрева приемного воздуха, магнитного клапана бачка с активированным углем, прибора управления Digifant;
– на обратном клапане усилителя тормозов.
32. Надеть трубопровод подачи топлива (черный) на клапан запуска холодного двигателя и распределения топлива, закрепить хомутами.
33. Надеть трубопровод возврата топлива (голубой) на распределитель топлива и закрепить хомутом.
34. Привинтить штуцер охлаждающей жидкости со шлангами к головке блока цилиндров.
35. Залить охлаждающую жидкость. Охлаждающую жидкость заменять всегда.
36. Подсоединить провод «массы» (-) к аккумуляторной батарее. Ввести противоугонный код, запрограммировать радиостанции и установить время на часах.
Аккумуляторную батарею подсоединять только при выключенном зажигании, в противном случае блок управления системой впрыска топлива выйдет из строя.
37. Проверить уровень масла в двигателе. Если прокладка головки блока цилиндров была дефектна, произвести замену моторного масла и фильтра.
38. Прогреть двигатель до рабочей температуры. Снова проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность соединений.
39. Проверить момент зажигания.
40. Проверить холостой ход и содержание СО.
41. Проверить давление компрессии.
Дизельный двигатель
Снятие
1. Отсоединить электропроводку от выключателя подачи топлива и свечей накала.
2. Почистить средством холодной очистки подающие трубопроводы в местах соединения с насосом и форсунками и отвинтить. Отверстия закрыть соответствующими колпачками. Форму изгиба трубопроводов не менять.
3. Снять свечи накаливания и форсунки.
Установка
1. Доводка головки блока цилиндров дизельного двигателя недопустима.
2. В зависимости от выступания поршней устанавливаются прокладки головки блока цилиндров различной толщины.
При замене прокладки обращать внимание на обозначение старой прокладки и устанавливать новую прокладку с таким же обозначением. Черная стрелка – номер запчасти, белая стрелка – вырезы/ отверстия.
3. Перед установкой головки блока цилиндров ввинтить во внешние отверстия с внутренней стороны направляющие пальцы 3070.
4. Если под рукой нет направляющих штифтов, изготовить для центровки головки блока цилиндров направляющие штифты. Для этого отпилить головки у старых болтов головки блока цилиндров и пропилить паз под отвертку.
5. Ввинтить направляющие штифты в отверстия 8 и 10.
Провернуть коленвал за ременный шкив так, чтобы все поршни встали приблизительно на одинаковой высоте.
6. Установить головку блока цилиндров.
7. Установить оставшиеся 8 болтов головки блока цилиндров с подкладными шайбами и затянуть от руки. Болты головки блока цилиндров заменять всегда.
8. Вывинтить направляющие штифты отверткой, установить оставшиеся 2 болта головки блока цилиндров с подкладочными шайбами и затянуть от руки.
9. Болты головки блока цилиндров дизельного двигателя затягиваются также, как и у бензинового двигателя, но кроме этого, дополнительно, подтягиваются еще раз на теплом двигателе.
10. Прокладку крышки головки блока цилиндров заменять только при повреждении.
11. Установить свечи накаливания.
12. Установить форсунки.
13. Почистить средством холодной очистки соединения подводящих трубопроводов. Накидные гайки затянуть моментом 25 Нм.
14. Подсоединить провода к выключателю подачи топлива и свечам накаливания.
15. Проверить начало подачи топливного насоса высокого давления.
16. Подтянуть болты головки блока цилиндров на теплом двигателе. Для этого прогреть двигатель в движении, оставить работать на холостых оборотах пока не включится вентилятор радиатора (температура масла выше +50°).
17. Остановить двигатель.
18. Отвинтить крышку головки блока цилиндров.
19. Подтянуть болты жестким ключом, без предварительного ослабления и за один прием на 1/4 оборота (90°). Соблюдать последовательность затяжки
20. Установить крышку головки блока цилиндров.
Не нужно дозатягивать головку после некоторого пробега.