Коробку передач можно демонтировать, не снимая двигатель. Снятие требуется только тогда, когда необходимо заменить или перебрать коробку передач, так как производить ремонтные работы самостоятельно не рекомендуется.
Снятие и установка коробки передач
Снятие
1. Отсоединить кабель массы (-) от аккумуляторной батареи.
При этом из памяти радиоприемника стирается противоугонный код. Батарею отсоединять только при выключенном зажигании. В противном случае блок управления системы впрыска будет поврежден.
2. Вынуть тросик сцепления из поддерживающей скобы.
3. Откинуть радиатор.
4. Пометить клейкой лентой и отсоединить все кабельные соединения от коробки передач и стартера.
5. Если имеются, отсоединить крепления электропроводки от шлангов охлаждающей жидкости. Пометить расположение фломастером, чтобы при сборке установить на старое место.
6. Отсоединить привод переключения передач от коробки передач. Для этого отвинтить вильчатую головку (1).
Вынуть спереди тягу переключения (2) из рычага переключения передач.
Отвинтить кронштейн подшипника с тягой выбора передач (3).
Подвязать кверху тягу переключения передач и тягу выбора передач.
7. Снять привод сцепления. Для этого у машин с гидроприводом сцепления отвинтить рабочий цилиндр от коробки передач, отложить в сторону и закрепить проволокой.
Гидросистему не открывать. В противном случае, после сборки, необходимо будет выпускать воздух из системы. Педаль сцепления при снятом рабочем цилиндре не выжимать.
8. У машин с механическим приводом сцепления отсоединить тросик сцепления с коробки передач и кронштейна подшипника коробки передач.
9. Снять кронштейн приводного вала спидометра с коробки передач.
10. Отвинтить от стартера трубопровод охлаждающей жидкости, идущий от расширительного бачка к водяной помпе (стрелками показаны болты крепления).
11. Отвинтить электропроводку от трубопровода.
12. Вывинтить верхние винты крепления двигатель-коробка передач.
13. Бензиновый двигатель: отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов от двигателя.
14. 4-цилиндровый дизельный двигатель: отсоединить приводы тросиков от двигателя.
15. Установить опорное устройство VW-3250 с обеих сторон так, чтобы левую полуось, винт амортизатора и соединительную тягу (стабилизатор справа) можно было снять.
Упор (А) опорного приспособления должен находиться перед верхним поворотным кулаком. V-образный вырез (В) упирается в кронштейн навесных агрегатов (2).
Опорное приспособление VW-3250 устанавливать до подъема машины, в противном случае машина снова будет находиться под воздействием пружин или нагрузкой.
16. Снять левую полуось.
17. Отсоединить фланец левой полуоси от коробки передач.
18. Вывинтить справа винт амортизатора и соединительную тягу (стабилизатор).
19. Отвинтить соединения массы (-) от коробки передач и кронштейна подшипника.
20. Снять стартер.
21. Дизельный двигатель: отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов от вакуумного насоса на двигателе.
22. 5-цилиндровый двигатель: снять генератор.
23. Отсоединить несущую опору коробки передач (А) от корпуса подшипника (В) и от двигателя. На рисунке показана несущая опора коробки передач 4-цилиндрового двигателя.
24. 4-цилиндровый двигатель: отвинтить винт крепления двигатель-коробка передач над корпусом подшипника.
25. 4-цилиндровый двигатель: снять защитное ограждение маховика снизу.
26. Кондиционер: снять компрессор, отложить в сторону и подвесить на проволоку.
Трубопроводы не вскрывать.
27. До 8/92 (дата изготовления коробки 09.08.92): снять заднюю опору коробки передач вместе с консолью. Сдвинуть сборку двигатель-коробка передач, при необходимости, немного вперед.
28. С 8/92 (дата изготовления коробки 10.08.92): отвинтить заднюю опору двигатель-коробка передач. Вывинтить при этом болт (С), наклонить коробку передач вперед и вынуть опору коробки передач.
29. Снять приводной валик спидометра с корпуса подшипника правого фланцевого вала.
30. Привинтить, как показано выше, опору двигателя VW-3230.
Для 5-цилиндрового двигателя требуется опора двигателя VW-3227.
31. Подвесить вспомогательную шину VW-3184/1, для приспособления VW-3184, на переднюю замыкающую балку. Если требуется, отсоединить мешающие трубопроводы и электропроводку.
32. Подвесить съемное приспособление VW-3184 спереди на вспомогательную шину VW-3184/1 и сзади на кронштейны навесных агрегатов (А), вставив при этом цапфу опорного приспособления VW-3230 в отверстие подвижных салазок (В).
При правильной установке приемного приспособления салазки (В) прилегают к правой трубе (стрелка).
33. После установки затянуть стопоры съемного приспособления.
34. Зажать шпиндель (С) съемного приспособления.
35. Кронштейн подшипника (А) коробки передач отвинтить вначале от резинометаллической опоры на кузове (1), затем коробки передач (2).
Для снятия кронштейна подшипника с коробки передач, агрегат опустить.
36. Отжать стабилизатор обеих соединительных тяг вверх до упора, чтобы освободить пространство для выхлопной трубы.
Стабилизатор и, если имеется амортизатор рулевого управления, в области выхлопной системы накрыть, чтобы защитный лаковый слой не был поврежден.
37. Отсоединить переднюю выхлопную трубу от дополнительного глушителя или катализатора.
38. 4-цилиндровый двигатель: отвинтить защитное ограждение труба - дополнительный бак.
39. Двигатель и коробку передач в сборе, попеременно раскачивать вперед и опускать, удерживая при этом правую полуось так, чтобы она прилегала к шарнирному фланцу коробки передач.
40. 5-цилиндровый двигатель: вывинтить винты крепления двигатель - коробка передач справа над корпусом подшипника приводного вала.
41. Установить под коробку передач домкрат VW-1383 и вывинтить оставшиеся винты крепления двигатель-коробка передач.
42. Подстраховать коробку передач, отжать от двигателя и осторожно опустить.
Установка
1. Перед установкой проверить сцепление.
2. Проверить свободный ход выжимного подшипника.
Подшипник только протирать, не промывая. Если перед снятием, при выжимании педали сцепления, были слышны шумы в подшипнике, подшипник заменить.
3. Почистить шлицы приводного вала и смазать тонким слоем пастой скольжения Moly или аэрозолью Moly.
Если заменяется коробка передач, то всегда регулируется и рычаг переключения передач.
4. Перед установкой коробки передач, прижать рычаг выключения сцепления к корпусу коробки передач и закрепить его манжетным штифтом или винтом М8х22.
5. У машин с усилителем руля, перед установкой коробки передач, установить винты крепления корпуса подшипника к коробке передач в отверстия корпуса подшипника.
6. Поднять коробку передач и ввести горизонтально в сцепление. Если при установке приводной вал коробки передач не входит в ведомый диск сцепления, провернуть приводной вал, сзади, за фланец карданного вала, от руки.
При установке коробки передач обращать внимание на правильное положение защитного ограждения.
7. Ввинтить винты крепления двигатель-коробка передач как можно глубже.
Крепление двигатель-коробка передач
4-цилиндровый двигатель
1. Винт М12х130, 80 Нм
2. 2 винта М12х60, 80 Нм
3. Винт М12х100, 80 Нм
5. Винт М8х32, 25 Нм
6. Винт М8х12, 25 Нм
Направляющие гильзы для центровки в позициях А и В
5-цилиндровый двигатель
1. Винт М12x60, 80 Н·м
2. 3 винта М12x70, 80 Н·м
3. Винт М12х100, 80 Н·м
4. Винт М12х130, 80 Н·м
5. 3 винта М8х45, 25 Н·м
Направляющие гильзы для центровки в позициях А и В
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Попеременно раскачивая поднять двигатель и коробку передач в сборе. При этом располагать правую полуось так, чтобы она прилегала к фланцевому валу коробки передач.
Для установки болта крепления опоры агрегатов слева на кузове, необходимо опорную цапфу опоры двигателя и шпиндель съемного приспособления (стрелка) установить точно по одной линии.
Съемное приспособление VW-3184 снимать только тогда, когда винты крепления левой опоры агрегатов будут затянуты.
2. 4-цилиндровый двигатель: привинтить защитное ограждение выхлопная труба - топливный бак.
3. Соединить переднюю выхлопную трубу с дополнительным глушителем или катализатором.
4. Отжать стабилизатор обеих соединительных тяг до упора вверх, чтобы обеспечить пространство для выхлопной трубы.
5. Затянуть кронштейн подшипника на коробке передач и на резинометаллической опоре моментом 65 Нм.
6. Если снимались, установить электропровода и трубопроводы.
7. Снять съемное приспособление VW-3184.
8. Отвинтить опору двигателя VW 3230/3227.
9. Установить приводной вал спидометра на корпус подшипника правой полуоси двигателя.
10. До 8/92 (дата выпуска коробки 09.08.92):
– установить заднюю опору двигатель-коробка передач без напряжения;
– винты (А) затянуть моментом 65 Нм (только если снималась опора коробки передач);
– винты (В) затянуть моментом 45 Нм.
После замены коробки передач или ее ремонта необходимо вновь измерить толщину компенсационной пластины между консолью и корпусом коробки передач.
Для этого измерить расстояние между консолью и коробкой передач и установить между ними пластину толщиной 0,5 мм или 1,0 мм. Если просвет менее 0,5 мм, пластину не устанавливать.
11. С 8/92 (дата изготовления коробки передач 10.08.92) устанавливается измененная задняя опора коробки передач:
– отверстия (А) увеличены с 10 мм до 12 мм;
– старые шестигранные винты М10 крепления опоры коробки на кронштейне навесных агрегатов заменены новыми шестигранными винтами М16 (С) – новую заднюю опору коробки в старые машины устанавливать нельзя.
12. С 8/92:
– установить заднюю опору двигатель-коробка передач без напряжения;
– винты (А) затянуть моментом 100 Нм;
– винты (В) затянуть моментом 40 Нм;
– винт (С) затянуть моментом 270 Нм.
13. Кондиционер: привинтить компрессор.
14. 4-цилиндровый двигатель: установить нижнее защитное ограждение маховика.
15. 4-цилиндровый двигатель: ввинтить винты крепления двигатель-коробка передач над корпусом подшипника (моменты затяжки: винт М8 – 25 Нм, винт М12 – 80 Нм).
16. Болты крепления несущей коробки передач на двигателе и корпусе подшипника затягивать так: установить болты (А) и (В). Вначале затянуть болты (А), затем болты (В).
17. 5-цилиндровый двигатель: установить генератор.
18. Дизельный двигатель: надеть вакуумный шланг усилителя тормозов на вакуумный насос.
19. Привинтить соединение с массой (-) коробки передач -► кронштейн подшипника.
20. Установить стартер.
21. Привинтить винт амортизатора и соединительную тягу стабилизатора справа моментом 160 Н·м.
22. Прикрепить правую полуось коробки передач.
23. Установить левую полуось.
24. Снять опорное приспособление VW-3250.
25. 4-цилиндровый дизельный двигатель: установить и отрегулировать тросики на двигателе.
26. Бензиновый двигатель: установить вакуумный шлаг усилителя тормозов на двигатель.
27. Завернуть винты крепления двигатель-коробка передач сверху. Моменты затяжки: винт М8 – 25 Н·м; винт М12 – 80 Н·м.
28. Прикрепить электропроводку к трубопроводу.
29. Привинтить трубопровод охлаждающей жидкости от расширительного бачка к водяной помпе, к стартеру.
30. Установить кронштейн приводного вала спидометра на коробку передач.
31. У машин с механическим приводом сцепления закрепить тросик сцепления на коробке передач и кронштейне подшипника коробки передач.
32. Механический привод сцепления: выжать педаль сцепления до упора не менее 5 раз, затем проверить работу регулировочного устройства.
33. У машин с гидравлическим приводом сцепления: привинтить рабочий цилиндр на коробку передач моментом 25 Н·м.
34. Вынуть монтажный штифт или винт М8х22 из отверстия коробки передач и закрыть отверстие пробкой.
35. Установить и отрегулировать механизм переключения на коробку передач.
36. Установить на прежние места крепления электропроводки к шлангам охлаждающей жидкости.
37. Подсоединить, соответственно меткам клейкой лентой, кабели коробки передач и стартера.
38. Установить радиатор на место.
39. Подсоединить кабель массы (-) к аккумуляторной батарее.
Подсоединять аккумуляторную батарею только при выключенном зажигании. В противном случае выйдет из строя блок управления системой впрыска.
40. Установить время на часах.
41. Ввести в радиоприемник противоугонный код.
Полная автоматическая трансмиссия
На 5-цилиндровый двигатель VW T4, по желанию, устанавливается автоматическая коробка передач, которая имеет автоматическое включение передач вперед.
Для того чтобы можно было быстрее разгоняться, например, при обгонах, трансмиссия имеет так называемое включение "пинка в зад", который включается при полном выжимании педали газа.
"Пинковый" эффект состоит в том, что коробка передач или дольше находится на пониженной передаче, или с повышенной передачи переключается на пониженную передачу.
Для описания работы автоматической трансмиссии и ее неисправностей необходим опыт обращения с автоматической коробкой и знание рабочих приемов. Это можно приобрести только благодаря профессиональному опыту.
Система переключения коробки передач
При включении передачи поперечные движения (движения выбора) в нейтральном положении отличаются от собственно переключения передач.
Движение выбора передачи передается через тягу выбора и вильчатую головку в коробку передач. При этом тяга выбора вращается вокруг собственной оси.
Через тяги переключения и рычаг переключения, вал переключения коробки передач переставляется в продольной оси.
Все подшипники и поверхности трения смазывать смазкой MoS2.
Регулировка привода переключения и проверка работы
Привод коробки передач
1. Рычаг переключения коробки передач
2. Вильчатая головка выбора передачи
А. Тяги переключения
Стрелка А. Движение переключения
Стрелка В. Движение выбора
Корпус переключения
1. Ручка переключения – вдавить в гофрированный чехол (2)
2. Гофрированный чехол – вводится в раму (4)
3. Манжета – имеется не во всех машинах. Устанавливается вместе с рамой (4). Надпись "vorn" (вперед) указывает направление движения.
4. Рама – насадить на корпус переключения (7) и винт крепления. Надпись "vorn" (вперед) указывает направление движения.
5. Прокладка – устанавливается между рамой и днищем. Маркировка наподобие стрелки указывает в сторону движения.
6. Днище
7. Корпус переключения
8. Опорная втулка с кронштейном переключения
9. Вкладыш втулки – при снятии сжать обе перемычки
10. Винт, 9 Нм
Рычаг переключения
1. Кронштейн переключения – снимать вместе с рычагом переключения (16), предварительно сняв детали (8, 7, 3) с рычага переключения или кронштейна переключения
2. Опорная втулка
3. Вкладыш втулки
4. Трубчатый хомут – ослабить для регулировки привода переключения и снятия кронштейна переключения и тяги выбора
5. Винт крепления
6. Гайка, 18 Н·м
7. Тяга выбора
8. Задняя тяга переключения
9. Направляющий винт
10. Гайка, 5 Н·м – самозажимная, поэтому заменять всегда
11. Опорная втулка
12. Резьбовой штифт
13. Упор
14. Нажимная пружина
15. Опорный палец
16. Рычаг переключения – машины с отдельными сидениями: рычаг переключения в задней части скошен назад. Машины с общим
сидением: рычаг переключения назад не скошен.
17. Направляющая втулка
18. Стопорный штифт – выбивать шипом
Тяги переключения и тяги выбора
1. Задняя тяга переключения
2. Передняя тяга переключения
3. Втулка
4 Уплотнительная шайба
5. Обводной рычаг
6. Круглое кольцо
7. Опорная втулка
8. Шайба
9. Гайка крепления, 25 Нм
10. Тяга выбора (снимать с коробки передач вместе с кронштейном подшипника 13)
11. Стопорная гильза
12. Шаровая опора
13. Кронштейн подшипника
14. Втулка
15. Винты крепления кронштейн подшипника - коробка передач, 20 Нм
16. Шаровая опора тяги выбора в вильчатой головке
17. Вильчатая головка
18. Винт, 9 Нм
19. Рычаг переключения коробки передач. Устанавливается только в одном положении.
20. Опорная втулка передней тяги переключения
21. Гайка, 25 Нм
22. Валик переключения коробки передач
Регулировка
1. Установить коробку передач в нейтральное положение, затянуть ручной тормоз.
2. Ослабить зажимной хомут (стрелка). Соединение тяга выбора - кронштейн переключения должно быть легкоподвижным.
3. Снять рукоятку переключения и гофрированный чехол.
4. Снять раму с манжетой.
Поверхности соприкосновения упора и корпуса переключения должны быть параллельны друг другу. При необходимости перед установкой шаблоном VW-3258 выверить упор
5. Установить шаблон до упора и зажать винтом (стрелка).
6. Выверить без напряжения тягу выбора -►кронштейн переключения (коробка в нейтральном положении) и затянуть зажимной хомут моментом 20 Н·м.
7. Потянуть рычаг переключения к заднему сидению, ослабить винт и снять шаблон.
Проверка зазора
а. Зазор
Проверка работы
1. Рычаг переключения должен стоять в нейтральном положении напротив 3–4 передачи.
2. Нижняя часть рычага переключения, ниже изгиба, должна стоять вертикально.
3. Выжать сцепление, запустить двигатель, выждать около 3–6 секунд для того, чтобы приводной вал коробки передач остановился, затем многократно включить все передачи. При этом обратить внимание на работу блокировки включения задней передачи.
4. Установить раму с манжетой и рукоятку переключения с гофрированным чехлом.
5. Если переключение при повторном включении какой-нибудь передачи еще закусывает, включить 1 передачу.
6. Убрать зазор в приводе переключения, для чего рычаг переключения при включенной 1 передаче с усилием 2–3 Н прижать влево за резьбу рукоятки переключения.
Зазор (расстояние упор рычага переключения -► упор корпуса переключения) в этом положении должен составлять: а = 1,3–2,3 мм.
7. В противном случае выключить 1 передачу и регулировку привода повторить.
8. Признаками правильной регулировки переключения являются: безупречная работа и взаимодействие составных частей привода переключения и легкость хода привода переключения.