Ремонт головки двигателя 1MZ-FE

Перед тем как снять клапаны, снимите толкатели и регулировочные шайбы

Храните толкатели и регулировочные шайбы в порядке их установки

рис. 1. Снятие сухарей: 1 - специальный инструмент

Используя специальный инструмент, сожмите клапанную пружину и снимите два сухаря (рис. 1).

Снимите тарелку пружины клапана, клапанную пружину, клапан и седло пружины.

Используя плоскогубцы, снимите маслосъемные колпачки.

Замена клапана и направляющей втулки

рис. 2. Нагрев головки блока цилиндров в водяной ванне

Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80–100°С (рис. 2).

рис. 3. Выпрессовка направляющей втулки: 1 - выколотка

Используя выколотку и молоток, выпрессуйте направляющую втулку (рис. 3).

рис. 4. Измерение диаметра расточки

Нутромером измерьте диаметр расточки под направляющую втулку в корпусе головки блока цилиндров (рис. 4).

Выберите новый размер наружного диаметра направляющей втулки клапана (стандартный или ремонтный +0,05 мм).

Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает 10,313 мм, то расточите отверстие под направляющую втулку до ремонтного (+0,05 мм) диаметра 10,345–10,363 мм.

Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает ремонтный размер, то замените головку блока цилиндров.

Подберите втулки впускных и выпускных клапанов в зависимости от диаметров отверстий под направляющие.

Используйте стандартную втулку, если диаметр отверстия под направляющую составляет 10,295–10,313 мм.

Используйте ремонтную (+0,05 мм) втулку, если диаметр отверстия под направляющую составляет 10,345–10,363 мм.

рис. 5. Направляющие втулки впускных и выпускных клапанов

Направляющие втулки впускных и выпускных клапанов различаются по длине (рис. 5).

Длина направляющих втулок:

  • - впускных клапанов – 34,5 мм;
  • - выпускных клапанов – 40,5 мм.

Нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80–100 °С.

рис. 6. Установка новой направляющей втулки: 1 - выколотка

Используя выколотку и молоток, установите новую направляющую втулку клапана так, чтобы она выступала из головки блока на соответствующую величину (рис. 6).

Величина выступания направляющей втулки:

  • - впускной клапан – 11,5–11,3 мм;
  • - выпускной клапан – 8,9–9,3 мм.
рис. 7. Разворачивание внутреннего отверстия направляющей втулки

Используя развертку на 5,5 мм, разверните внутреннее отверстие направляющей, чтобы обеспечить номинальный зазор между направляющей и стержнем клапана (рис. 7)

Проверка и притирка клапанов

рис. 8. Толщина тарелки клапана и длина клапана

Прошлифуйте клапаны до устранения следов нагара и царапин.

Убедитесь, что притертая фаска клапана образует угол 44,5° относительно плоскости, перпендикулярной оси стержня.

Проверьте толщину цилиндрической части тарелки клапана (рис. 8).

Стандартная толщина тарелки – 1,0 мм.

Если толщина цилиндрической части тарелки клапана меньше минимально допустимого значения, замените клапан.

Проверьте общую длину клапана

Если общая длина меньше минимально допустимой, замените клапан.

Номинальная длина:

  • - впускной клапан – 95,45 мм;
  • - выпускной клапан – 95,40 мм.

Минимальная общая длина:

  • - впускной клапан – 94,95 мм;
  • - выпускной клапан – 94,90 мм.

Проверьте состояние торцевой поверхности клапанов на предмет наличия износа.

Если торец клапана изношен, перешлифуйте торец или замените клапан.

После перешлифовки проверьте общую длину клапана.

Затем фрезой из твердого сплава с углом конуса 45° прошлифуйте седла клапанов, сняв минимальный слой металла только для очистки рабочих фасок седел.

Проверьте правильность посадки клапана в седло.

Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана.

Прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан.

Затем уберите клапан и осмотрите седло и фаску клапана.

Если краска остается по всей окружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен.

В противном случае замените клапан.

Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая (втулка) клапана и седло клапана концентричны.

В противном случае перешлифуйте фаску.

Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину 1,0–1,4 мм.

рис. 10. Схема перешлифовки седла фрезой с углом конуса 30° и 45°

В противном случае скорректируйте фаску так, чтобы пятно контакта не было расположено слишком высоко на фаске клапана.

Для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 30° и 45° (рис. 10)

рис. 11. Схема перешлифовки седла фрезой с углом конуса 75° и 45°

Если пятно контакта расположено слишком низко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 75° и 45° (рис. 11).

Вручную притрите клапан и седло клапана с использованием абразивной пасты.

После притирки очистите клапан и седло клапана.

Проверка клапанной пружины

рис. 12. Проверка перпендикулярности пружины клапана

Используя металлический угольник (90°), проверьте неперпендикулярность пружины клапана, как показано на рисунке 12.

Максимально допустимая неперпендикулярность составляет – 2,0 мм

рис. 13. Измерение длины пружины клапана

Штангенциркулем измерьте длину пружины в свободном состоянии (рис. 13).

Длина пружины клапана – 45,50 мм.

Если длина пружины отличается от номинальной, замените пружину клапана.

рис. 14. Измерение степени сжатия пружины с помощью тестера

Тестером для проверки пружин измерьте усилие, необходимое для сжатия пружины до установочной длины (рис. 14).

Сила упругости пружины при длине 33,8 мм – 186–206 Н.

Если усилие выходит за указанные пределы, замените пружину клапана

Проверка толкателя клапана

рис. 15. Измерение диаметра толкателя клапана

Микрометром измерьте диаметр толкателя клапана (рис. 15).

Диаметр толкателя – 30,968–30,976 мм.

Вычислите масляный зазор.

Вычтите значение диаметра толкателя из значения диаметра расточки под толкатель в корпусе головки и определите зазор.

Масляный зазор:

  • - стандартный – 0,024–0,050 мм;
  • - максимальный – 0,07 мм.

Если зазор превышает максимально допустимый, замените толкатель. При необходимости замените головку блока цилиндров.