Работа электронной автоматической коробки передач в блоке с главной передачей делится на три системы: механизм электронного управления, гидравлический механизм управления и механизм трансмиссии (включает гидротрансформатор)
Получая сигналы от выключателей и датчиков во входной системе, электронный блок механизма электронного управления (РСМ) выдает сигнал, который согласовывает существующие условия движения с линейным соленоидом, переключающими соленоидами и соленоидами рабочего цикла в гидравлическом механизме управления.
В свою очередь, гидравлический механизм управления, получая сигналы от блока РСМ, переключает гидравлические каналы в блоке управляющих клапанов и управляет давлением включения сцепления.
Давление в трубопроводе регулируется линейным соленоидом.
Гидравлические каналы переключаются переключающими соленоидами (соленоиды переключения D и Е), давлением включения сцепления управляют соленоиды рабочего цикла (соленоиды переключения A, B, и C) (cм. рис. 1 ).
В механизме трансмиссии движущая сила от двигателя передается через гидротрансформатор к коробке передач в блоке с главной передачей.
Переданная движущая сила управляет каждым сцеплением и тормозом в соответствии с давлением включения сцепления от соленоидов рабочего цикла.
Планетарные передачи изменяют передаточное отношение для оптимизации движущей силы.
Далее движущая сила передается через дифференциал к валу привода колес и затем – к колесам.
На автомобилях применяются четырёхступенчатые автоматические коробки передач (АКП) с возможностью ручного переключения.
Конструкция АКП включает в себя гидротрансформатор, масляный насос, планетарные механизмы, фрикционные муфты и тормозы.
Управление коробкой передач осуществляется электронным блоком.
Гидротрансформатор выполняет функции сцепления.
В процессе работы он наполняется рабочей жидкостью и, вращаясь с достаточной скоростью, передаёт крутящий момент от двигателя трансмиссии, поглощает и сглаживает вибрации и рывки от работы двигателя и коробки передач.
Гидротрансформатор состоит из трёх колёс: насосного, реакторного и турбинного, сюда же входит муфта его блокировки.
Насосное колесо объединено с корпусом гидротрансформатора и закреплено на маховике двигателя.
Турбинное колесо шлицевым соединением связано с входным валом коробки передач.
По достижении определённой скорости при помощи муфты гидротрансформатор блокируется, при этом обеспечивается жёсткая связь между коленчатым валом двигателя и трансмиссией.
Это значительно снижает потери мощности и благоприятно сказывается на динамических качествах и расходе топлива.
Масляный насос приводится от двигателя и предназначен для сознания необходимого давления рабочей жидкости для работы АКП. С этим и связана невозможность запуска двигателя автомобиля с АКП «с толкача».
При отсутствии давления рабочей жидкости крутящий момент от трансмиссии никаким образом не может быть передан коленчатому валу двигателя.
Также отсутствие давления рабочей жидкости накладывает определённые ограничения на буксировку автомобиля, так как не происходит должной смазки узлов АКП.
Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКП и предназначены для обеспечения изменения передаточного числа и включения задней передачи.
Планетарный механизм (передача) состоит из четырёх основных элементов: солнечной шестерни, водила с сателлитами и коронной шестерни.
Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за счёт блокировки или разблокировки двух элементов из трёх (солнечной шестерни, водила, коронной шестерни) в различных комбинациях.
В современных АКП устанавливается несколько планетарных механизмов в зависимости от количества передач и конструкции.
Фрикционные муфты и тормоза предназначены для блокировки различных элементов планетарных механизмов.
Они срабатывают за счёт давления рабочей жидкости при открытии соответствующего клапана.
Клапаны открываются в определённой последовательности электронным блоком управления в зависимости от скорости, степени открытия дроссельной заслонки, от частоты вращения коленчатого вала и других параметров.
Проверка технического состояния
Проверяем уровень рабочей жидкости в коробке передач.
Пониженный или повышенный уровень рабочей жидкости может оказывать существенное влияние на работу коробки передач.
Во время проверки уровня также обращаем внимание на состояние рабочей жидкости.
Жидкость должна иметь цвет тёмного прозрачного или красноватого цвета, без включения мелких частиц и без запаха горелого.
В противном случае в коробке передач есть серьёзные неисправности, и необходимо как можно быстрее обратиться в специализированную мастерскую.
Убеждаемся в исправности, и правильной регулировке троса селектора, а также в исправности самого селектора.
Селектор должен чётко фиксироваться во всех положениях, при этом его положения должны соответствовать включаемым режимам.
Кроме того, должны исправно работать все блокировки селектора от его случайного перемещения.
При обнаружении неисправности необходимо её устранить
При движении не должно быть рывков, ударов и различных посторонних звуков.
Проверяем правильность и своевременность переключения передач при движении в различных режимах (селектор находится в положении D) согласно таблице.
На смотровой канаве или эстакаде осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек масла:
- по периметру поддона АКП: наличие подтекания масла говорит о необходимости замены прокладки.
Для выполнения работы целесообразно обратиться на специализированную станцию технического обслуживания;
- в нижней части стыка картера гидротрансформатора и блока цилиндров двигателя: наличие следов подтеканий масла говорит о необходимости замены сальника гидротрансформатора.
Для выполнения работы целесообразно обратиться на специализированную станцию технического обслуживания;
- в местах соединения коробки передач с внутренним шарниром левого привода и промежуточным валом.
Наличие подтекания масла в этих местах указывает на необходимость замены сальников приводов передних колёс