На автомобилях используется рабочая тормозная система с гидравлическим приводом.
Рабочая тормозная система с гидравлическим приводом, а стояночная система тросовая
Рабочая система тормозов двухконтурная, диагональная.
Один контур обеспечивает торможение правого переднего и левого заднего колеса.
Второй контур обеспечивает торможение левого переднего и правого заднего колеса.
Если один контур отказывает, то второй контур обеспечивает торможение автомобиля.
Гидравлический привод тормозов состоит из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, рабочих цилиндров тормозных механизмов передних и задних колес и системой ABS.
Все агрегаты соединяются между собой с помощью шлангов и трубок.
Стояночная тормозная система – с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.
Система работает следующим образом:
- – педаль тормоза связана с главным тормозным цилиндром;
- – когда педаль нажимается, жидкость под давлением от главного тормозного цилиндра по металлическим трубкам и гибким шлангам передается к передним и задним тормозным механизмам;
- – рабочие тормозные цилиндры представляют собой гидравлические модуляторы, которые преобразовывают давление жидкости, создаваемое в главном тормозном цилиндре в перемещение элементов тормозного механизма;
- – передние и задние поршни суппорта тормоза перемещаются и за счет трения о тормозные диски и барабаны обеспечивают требуемое замедление автомобиля;
- – при отпускании педали тормоза давление в системе уменьшается.
Тормозные колодки и поршни возвращаются к нейтральному или исходному положению и торможение прекращается.
При уменьшении уровня тормозной жидкости датчик уровня жидкости в главном тормозном цилиндре включает контрольную лампу в комбинации приборов.
Если контрольная лампа горит, в первую очередь проверьте, что стояночный тормоз отпущен, так как лампа указывает на пониженный уровень жидкости и затянутый стояночный тормоз.
Усилитель тормозов
Автомобиль оборудован тормозами с усилителем, которые во время эксплуатации автомобиля автоматически регулируются.
Если по какой-либо причине, например, отказа двигателя, полностью перестанет действовать усилитель тормозов, автомобиль можно остановить, нажимая на педаль тормоза сильнее, чем обычно.
Тормозной путь при этом увеличится.
Если двигатель не работает, то постепенно, при каждом нажатии на педаль тормоза, теряется запас энергии усилителя тормозов. Поэтому, если работа усилителя прервана, не нажимайте повторно на педаль тормоза, исключая случаи, когда это необходимо для сохранения управляемости на скользкой поверхности.
Педаль тормоза — подвесного типа.
В кронштейне педального узла установлен датчик положения педали тормоза, совмещенный с выключателем сигналов торможения — его контакты замыкаются при нажатии педали тормоза.
Датчик выдает сигнал ЭБУ о том, что педаль тормоза нажата.
Вакуумный усилитель тормозов предназначен для снижения усилия, которое необходимо приложить к педали тормоза при торможении автомобиля, за счет использования разрежения во впускном трубопроводе работающего двигателя.
Усилитель расположен между педалью тормоза и главным тормозным цилиндром и крепится четырьмя гайками к кронштейну педального узла. Вакуумный усилитель неразборный, при выходе из строя его заменяют новым.
Главный тормозной цилиндр крепится к корпусу вакуумного усилителя двумя гайками.
Сверху на цилиндре установлен общий бачок гидропривода тормозной системы и сцепления, в котором находится запас жидкости. На корпусе бачка нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости. В бачке установлен датчик уровня жидкости, который при понижении уровня жидкости ниже отметки MIN включает сигнализатор в комбинации приборов.
При нажатии педали тормоза поршни главного цилиндра перемещаются, создавая давление в гидроприводе, которое подводится по трубкам и шлангам к рабочим цилиндрам тормозных механизмов колес.
Тормозной механизм переднего колеса - дисковый, с плавающим суппортом, включающим в себя однопоршневой колесный цилиндр. Для более эффективного охлаждения тормозной диск выполнен вентилируемым.
Тормозные механизмы левого и правого передних колес невзаимозаменяемые.
Направляющая тормозных колодок прикреплена к поворотному кулаку, а суппорт крепится двумя болтами к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок.
На пальцах установлены защитные чехлы.
При торможении давление жидкости в гидроприводе тормозного механизма возрастает и поршень, выдвигаясь из колесного цилиндра, выполненного за одно целое с суппортом, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску.
Затем суппорт (за счет перемещения направляющих пальцев в отверстиях направляющей колодок) сдвигается относительно диска, прижимая к нему наружную тормозную колодку.
В корпусе цилиндра установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом. За счет упругости этого кольца между диском и колодками тормозного механизма поддерживается постоянный оптимальный зазор (аналогично оптимальный зазор поддерживается в заднем дисковом тормозном механизме).
В зависимости от комплектации на автомобилях могут устанавливаться два типа тормозных механизмов задних колес: дисковый или барабанный.
Дисковый тормозной механизм заднего колеса - с плавающим суппортом, включающим в себя однопоршневой рабочий цилиндр.
Конструкция заднего тормозного цилиндра весьма сложна, т.к. объединяет в себе обычный гидроцилиндр (сходный по конструкции с передним тормозным цилиндром) и механизм стояночного тормоза.
Привод стояночного тормоза работает следующим образом. Трос стояночного тормоза воздействует на рычаг привода и поворачивает его. В исходное положение рычаг привода возвращает пружина.
Таким образом, движение рычага передастся на резьбовой шток, который взаимодействует с резьбовым пальцем, установленным в поршне.
Резьбовой палец может поворачиваться в поршне.
Причем, когда палец прижат к внутренней поверхности поршня, то проворачивание весьма затруднено, а если палец отходит от поршня, то поворачивается легко на упорном подшипнике.
Резьбовой палец в поршне поджимает (через упорный подшипник) пружина.
Таким образом, по мере износа тормозных колодок, резьбовой палец все дальше вывинчивается из резьбового штока, позволяя поршню выходить из цилиндра и вместе с тем поддерживать постоянный ход стояночного тормоза.
Такая конструкция заднего тормозного цилиндра и определяет способ утапливания поршня в цилиндр при замене колодок. Поршень нельзя просто втолкнуть в цилиндр.
Использование больших усилий приведет к повреждению деталей.
Поршень необходимо вворачивать по часовой стрелке и одновременно сильно надавливать на него, чтобы обеспечить должное трение и вворачивание резьбового пальца в резьбовой шток привода стояночного тормоза.
Направляющая колодок прикреплена к рычагу задней подвески. Колодки дисковых тормозных механизмов передних и задних колес различаются по конструкции.
Барабанный тормозной механизм — с двухпоршневым колесным цилиндром, двумя тормозными колодками с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.
Механизм автоматической регулировки начинает работать при увеличении зазора между колодками и тормозным барабаном.
При нажатии педали тормоза колодки начинают расходиться и прижиматься к тормозному барабану, при этом выступ регулировочного рычага перемешается по впадине между зубьями храповика.
При определенном износе колодок и нажатии педали тормоза регулировочному рычагу хватает хода, чтобы повернуть храповик на один зуб, тем самым увеличивая длину распорной планки и одновременно уменьшая зазор между колодками и барабаном.
Так постепенное удлинение распорной планки автоматически поддерживает зазор между тормозным барабаном и колодками.
Колесные цилиндры тормозных механизмов задних колес одинаковые.
Передние колодки тормозных механизмов одинаковые, а задние различаются (на них зеркально-симметрично установлены несъемные рычаги привода стояночного тормоза).
Распорная планка и храповик тормозного механизма левого колеса имеют серебристый цвет (на стержне храповика и в отверстии распорной планки выполнена левая резьба), а правого колеса - золотистый цвет (на стержне храповика и в отверстии распорной планки выполнена правая резьба).
На цилиндрические концы храповиков надеты наконечники распорных планок, одинаковые для тормозных механизмов левого и правого колес.
Регулировочные рычаги тормозного механизма левого и правого колес зеркально-симметричные.
Рычаг стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на туннеле пола, соединен с двумя тросами через передний трос и уравнитель.
Задние наконечники тросов соединены с рычагами привода стояночного тормоза, закрепленными на задних тормозных суппортах (дисковый механизм) или па задних тормозных колодках (барабанный механизм).
Регулировка стояночного тормоза осуществляется вращением регулировочной гайки, расположенной на наконечнике переднего троса.
Антиблокировочная тормозная система (ABS)
Антиблокировочная тормозная система установлена с целью предотвращения блокировки колёс при резком торможении или торможении на скользкой поверхности.
По сравнению с обычной тормозной системой, антиблокировочная система обеспечивает лучшую управляемость при торможении в таких ситуациях.
Антиблокировочная тормозная система (ABS) не может компенсировать плохие дорожные условия, недисциплинированную и опасную езду или неправильную оценку ситуации.
Антиблокировочная тормозная система (ABS) спроектирована с целью достижения максимальной эффективности торможения на обычных автострадах и дорогах в хорошем состоянии.
На дорогах с плохим покрытием ABS может даже снизить эффективность торможения.
Всегда двигайтесь с разумной скоростью, отвечающей погодным и дорожным условиям.
При нормальных условиях движения антиблокировочная тормозная система ведёт себя точно также, как и обычная тормозная система. ABS включается в работу при потере сцепления колёс с дорогой.
При этом педаль тормоза будет пульсировать и можно услышать или почувствовать её вибрации. Это нормальное явление, оно показывает правильную работу системы.
Управляя автомобилем, оборудованным антиблокировочной тормозной системой, приспособьте стиль движения к состоянию дороги и дорожно-транспортной ситуации и помните следующее:
- – не нажимайте многократно на педаль тормоза, как при торможении с обычной тормозной системой.
Чтобы ABS работала правильно, резко нажмите на педаль тормоза, не используя прерывистое торможение;
- – даже автомобилю, оснащённому ABS, необходим достаточно длинный тормозной путь. Поэтому всегда соблюдайте достаточную дистанцию за автомобилями, двигающимися впереди;
- – перед поворотом всегда снижайте скорость. Антиблокировочная тормозная система не способна предотвратить аварии, возникшие из-за движения на слишком высокой скорости;
- – на дорогах с волнистой и неровной поверхностью ABS может увеличить тормозной путь по сравнению с обычной тормозной системой;
- – избегайте движения с высокой скоростью на мокрых дорогах. ABS не способна исключить опасность аквапланирования.
Если произойдёт поломка антиблокировочной тормозной системы, тормоза будут работать далее, как в обычной тормозной системе.
Если включится и будет продолжать гореть контрольная лампа системы ABS, значит у автомобиля вышла из строя ABS. Однако, тормоза при этом, будут работать в обычном режиме.
При пуске двигателя контрольная лампа системы ABS загорится на 4–5 с.
В это время ABS подвергнется диагностическому тесту. Если всё будет в порядке, контрольная лампа погаснет. Если лампа продолжает гореть, это означает, что в системе ABS имеется неисправность.
Если аккумуляторная батарея автомобиля разряжена, и пуск двигателя осуществляется при помощи аккумуляторной батареи другого автомобиля, контрольная лампа системы ABS может гореть.
Это произойдёт по причине разрядки аккумуляторной батареи, а не по причине поломки ABS.
Перед поездкой зарядите аккумуляторную батарею.
Если во время движения в автомобиле отказали основные тормоза, можете для аварийного торможения использовать стояночный тормоз. Тормозной путь при этом будет гораздо длиннее.
Стояночный тормоз
Перемещение вверх рычага стояночного тормоза во время движения автомобиля на нормальных скоростях может вызвать неожиданную потерю контроля над автомобилем.
Если необходимо использовать стояночный тормоз для остановки автомобиля, делайте это с большой осторожностью.
Во время движения на длинных или крутых спусках включите пониженную передачу для избежания постоянного торможения.
Непрерывное торможение приводит к перегреву тормозов и снижению эффективности торможения.
Мокрые тормоза могут ухудшить замедление автомобиля и вызвать стремление к повороту в одну или другую сторону при торможении.
Определить, являются ли тормоза мокрыми можно, нажав слегка на педаль тормоза.
Всегда контролируйте таким способом тормоза после переезда через глубокие лужи и другие водные преграды.
Тормоза высушите на прямолинейном безопасном участке дороги, поддерживая безопасную скорость и легко нажимая на педаль тормоза до тех пор, пока эффективность торможения не достигнет нормального уровня.
Индикатор износа накладок дисковых тормозов
Автомобиль оборудован дисковыми тормозами передних колёс.
Если тормозные накладки износятся до предельно допустимой величины, их необходимо заменить. Тогда передние тормоза издают непрерывный или прерывистый "пищащий" звук.
Износ тормозных накладок сигнализируется звуком высокого тона, означающим, что автомобиль нуждается в прохождении сервисного осмотра.
Если игнорировать звуковую сигнализацию, это может привести к снижению эффективности торможения и созданию опасных ситуаций.
В некоторых дорожных или климатических условиях при первом или лёгком торможении тормоза могут издать скрипящий звук высокого тона. Это – нормальное явление, не означающее неисправность тормозов.
Задние барабанные тормоза
Задние барабанные тормоза автомобиля не имеют индикатора износа тормозных накладок.
Если задние тормоза издают "скрипящий" звук, проверьте состояние тормозных накладок.
Контролируйте также задние тормоза каждый раз, когда меняете или переставляете шины и когда меняете передние тормозные накладки или полностью передние тормоза.
Заменяйте тормозные колодки или тормозные накладки всегда попарно для передней и задней оси.
Возможные неисправности тормозов и методы устранения
Причина неисправности - Метод устранения
Скрип, визг при торможении
Предельный износ тормозных накладок - Замените тормозные колодки (лучше одновременно все на одной оси)
Внедрение в материал накладки инородных частиц (песка) - Как правило, не требует вмешательства (можно очистить накладки металлической щеткой)
Низкое качество материала накладки - Замените колодку (лучше одновременно все на одной оси)
Сильная коррозия тормозного диска (из-за низкого качества материала диска и/или накладки) - Прошлифуйте (проточите) или замените диск
Накладка тормозной колодки отслоилась от основания - Замените колодку (лучше одновременно все на одной оси)
Ослабла или сломана стяжная пружина задних тормозных колодок - Замените пружину
Увеличенный ход педали тормоза (педаль мягкая или проваливается)
Воздух в тормозной системе, утечка тормозной жидкости через неплотности соединений гидропривода, повреждение манжет в главном тормозном цилиндре, регуляторе давления, повреждение тормозных трубок и шлангов - Осмотрите все магистрали, их резьбовые соединения и цилиндры, устраните негерметичность.
Восстановите нормальный уровень жидкости в тормозном бачке и прокачайте систему.
При обнаружении повреждений тормозных шлангов (трещин, вздутий или следов тормозной жидкости) – замените шланги. При подозрении на дефекты в главном тормозном цилиндре замените его на заведомо исправный
Разбухли резиновые манжеты цилиндров из-за попадания в тормозную жидкость масла, бензина и т.п. - Замените цилиндры, шланги, полностью слейте тормозную жидкость, промойте систему свежей жидкостью и прокачайте
Перегрев тормозных механизмов - Дайте остыть тормозам. Проверьте толщину накладок и тормозных дисков.
Применяйте в системе только тормозные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем. Вовремя заменяйте тормозную жидкость
Увеличен зазор между колодками и барабаном (не работает устройство автоматического регулирования зазора)
Замените колесный цилиндр, прокачайте систему
Повышенное (более 0,25 мм по краю) биение тормозного диска - Замените диск
Не работает один из контуров рабочей тормозной системы - Устраните утечку жидкости из тормозной системы, прокачайте систему
Ход педали тормоза в пределах нормы (педаль “жесткая”), но автомобиль тормозит плохо
Замасливание тормозных дисков, барабанов, накладок - Замасленные диски и барабаны очистите, колодки замените (в крайнем случае сточите на наждаке). Категорически запрещается очищать колодки растворителями! Устраните причину замасливания (замените манжету полуоси)
На поверхности накладок образовалась ледяная или солевая корка (зимой); накладки намокли - В начале движения, на малой скорости проверяйте тормоза. В дождь и после проезда глубоких луж подсушивайте тормоза легкими нажатиями на педаль
Низкое качество материала накладок - Замените колодки (лучше одновременно все на одной оси)
Закупорка тормозных магистралей: трубок (из-за вмятин) или шлангов (из-за разбухания или расслоения резины) - Замените поврежденные трубки и шланги
Заклинивание поршня в цилиндре, колодок в суппорте - Замените цилиндр, очистите контактирующие поверхности колодок и суппорта, перед установкой смажьте их ШРУС-4
Полный износ тормозных накладок (скрежет тормозов) - Замените тормозные колодки (лучше одновременно все на одной оси)
Накладка тормозной колодки отслоилась от основания - Замените колодку (лучше одновременно все на одной оси)
Неправильно отрегулирован привод регулятора давления - Отрегулируйте привод
Неисправен регулятор давления - Замените регулятор
Неисправен вакуумный усилитель или негерметичен шланг, соединяющий усилитель с впускным трубопроводом - Проверить целостность шланга, его посадку на штуцерах, затяжку хомутов.
Для проверки усилителя заглушите двигатель, нажмите 5–8 раз на педаль тормоза и, удерживая педаль нажатой, пустите двигатель.
При исправном усилителе после пуска двигателя педаль должна ощутимо «уйти» вперед. Неисправный усилитель замените
Неполное растормаживание всех колес
Разбухли резиновые манжеты цилиндров из-за попадания в тормозную жидкость масла, бензина и т.п. - Замените цилиндры, шланги, полностью слейте тормозную жидкость, промойте систему свежей жидкостью и прокачайте
Заклинивание поршня главного цилиндра (из-за коррозии, поломки возвратных пружин, попадания в жидкость механических примесей) - Замените главный цилиндр, прокачайте систему
Заедание педали тормоза: сломана или вытянулась возвратная пружина, сильно изношены, не смазаны втулки педали, коррозия оси - Замените дефектную пружину, втулки, заложите в них свежую смазку Литол-24
Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза
Заклинивание поршня колесного цилиндра - Замените цилиндр
Разбухли резиновые манжеты цилиндров из-за попадания в тормозную жидкость масла, бензина и т.п. - Замените цилиндры, шланги, полностью слейте тормозную жидкость, промойте систему свежей жидкостью и прокачайте
Закупорка тормозных магистралей: трубок (из-за вмятин) или шлангов (из-за разбухания или расслоения резины) - Замените поврежденные трубки и шланги
Отслоение накладки задней тормозной колодки - Замените колодку (лучше одновременно все на одной оси)
Ослабла или сломана стяжная пружина задних тормозных колодок - Замените пружину
Деформация распорной планки, перекос колодок из-за деформации тормозных щитов - Выправьте или замените распорную планку, тормозные щиты
Перетянут стояночный тормоз, тросы заклинены в оболочках - Отрегулируйте натяжение тросов, смажьте их моторным маслом, если повреждена оболочка или растрепаны проволочки троса, а также при сильной коррозии – замените их
Плохо держит стояночный тормоз
Неправильная регулировка привода - Отрегулируйте привод
Тросы привода заклинило в оболочках - Смажьте тросы моторным маслом, если повреждена оболочка или растрепаны проволочки троса, а также при сильной коррозии – замените их
Замаслены тормозные барабаны, накладки - Замасленные барабаны очистите, колодки замените (в крайнем случае сточите на наждаке).
Категорически запрещается очищать колодки растворителями! Устраните причину замасливания (замените манжету полуоси)
На поверхности накладок образовалась ледяная или солевая корка (зимой); накладки намокли - В начале движения, на малой скорости проверяйте тормоза.
В дождь и после проезда глубоких луж подсушивайте тормоза легкими нажатиями на педаль тормоза
Полный износ тормозных накладок (скрежет тормозов) - Замените тормозные колодки (лучше одновременно все на одной оси)
При отпускании рычага стояночного тормоза колеса не растормаживаются
После длительной стоянки автомобиля колодки прилипли (или примерзли) к барабану - Дергая за рычаг или тросы стояночного тормоза, попытайтесь осторожно (чтобы не сорвать тормозные накладки) провернуть колесо.
Проверьте легкость перемещения тросов в оболочках, поршней в колесных цилиндрах, жесткость возвратных пружин тросов и стяжных пружин колодок.
При постановке машины на стоянку по возможности не затягивайте тормоз, а включайте передачу
Неправильная регулировка привода - Отрегулируйте привод
Тросы привода заклинило в оболочках - Смажьте тросы моторным маслом, если повреждена оболочка или растрепаны проволочки троса, а также при сильной коррозии – замените их
Увод автомобиля от прямолинейного движения (на ровной дороге)
Разное давление воздуха в шинах - Установите нормальное давление
Нарушение углов продольного наклона оси поворота или развала передних колес - Отрегулируйте углы наклона оси поворота или развала передних колес
Значительная разница в износе шин - Замените изношенную шину
Неодинаковая осадка или поломка пружин подвески - Замените обе пружины
Деформированы детали подвески и/или кузова автомобиля - Выправьте или замените деформированные детали и панели кузова
Смещение задней оси из-за обрыва штанг или кронштейнов их крепления - Замените штанги, приварите кронштейны
Подтормаживание колеса из-за заклинивания поршня колесного цилиндра - Замените цилиндр
Подтормаживание заднего колеса из-за ослабления или поломки стяжной пружины задних тормозных колодок – Замените пружину
Закупорка тормозных магистралей: трубок (из-за вмятин) или шлангов (из-за разбухания или расслоения резины) - Замените поврежденные трубки и шланги
Увод или занос автомобиля при торможении
Заклинивание поршня колесного цилиндра - Замените цилиндр
Закупорка тормозных магистралей: трубок (из-за вмятин) или шлангов (из-за разбухания или расслоения резины) - Замените поврежденные трубки и шланги
Заклинивание колеса из-за отслоения накладки от основания тормозной колодки - Замените колодку (лучше одновременно все на одной оси)
Замасливание тормозных дисков, барабанов, накладок - Замасленные диски и барабаны очистите, колодки замените (в крайнем случае сточите на наждаке).
Категорически запрещается очищать колодки растворителями! Устраните причину замасливания (замените манжету полуоси)
На поверхности накладок образовалась ледяная или солевая корка (зимой); накладки намокли - В начале движения, на малой скорости проверяйте тормоза.
В дождь и после проезда глубоких луж подсушивайте тормоза легкими нажатиями на педаль тормоза
Разное давление в шинах левых и правых колес - Установите нормальное давление
Значительная разница в износе шин - Замените изношенную шину
Деформация тормозного диска - Замените диск (лучше парой)
Овальность тормозного барабана - Проточите или замените барабан