Ремонт головки двигателя 1MZ-FE
Перед тем как снять клапаны, снимите толкатели и регулировочные шайбы
Храните толкатели и регулировочные шайбы в порядке их установки
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit1.jpg)
Используя специальный инструмент, сожмите клапанную пружину и снимите два сухаря (рис. 1).
Снимите тарелку пружины клапана, клапанную пружину, клапан и седло пружины.
Используя плоскогубцы, снимите маслосъемные колпачки.
Замена клапана и направляющей втулки
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit2.jpg)
Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80–100°С (рис. 2).
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit3.jpg)
Используя выколотку и молоток, выпрессуйте направляющую втулку (рис. 3).
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit4.jpg)
Нутромером измерьте диаметр расточки под направляющую втулку в корпусе головки блока цилиндров (рис. 4).
Выберите новый размер наружного диаметра направляющей втулки клапана (стандартный или ремонтный +0,05 мм).
Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает 10,313 мм, то расточите отверстие под направляющую втулку до ремонтного (+0,05 мм) диаметра 10,345–10,363 мм.
Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает ремонтный размер, то замените головку блока цилиндров.
Подберите втулки впускных и выпускных клапанов в зависимости от диаметров отверстий под направляющие.
Используйте стандартную втулку, если диаметр отверстия под направляющую составляет 10,295–10,313 мм.
Используйте ремонтную (+0,05 мм) втулку, если диаметр отверстия под направляющую составляет 10,345–10,363 мм.
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit5.jpg)
Направляющие втулки впускных и выпускных клапанов различаются по длине (рис. 5).
Длина направляющих втулок:
- - впускных клапанов – 34,5 мм;
- - выпускных клапанов – 40,5 мм.
Нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80–100 °С.
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit6.jpg)
Используя выколотку и молоток, установите новую направляющую втулку клапана так, чтобы она выступала из головки блока на соответствующую величину (рис. 6).
Величина выступания направляющей втулки:
- - впускной клапан – 11,5–11,3 мм;
- - выпускной клапан – 8,9–9,3 мм.
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit7.jpg)
Используя развертку на 5,5 мм, разверните внутреннее отверстие направляющей, чтобы обеспечить номинальный зазор между направляющей и стержнем клапана (рис. 7)
Проверка и притирка клапанов
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit8.jpg)
Прошлифуйте клапаны до устранения следов нагара и царапин.
Убедитесь, что притертая фаска клапана образует угол 44,5° относительно плоскости, перпендикулярной оси стержня.
Проверьте толщину цилиндрической части тарелки клапана (рис. 8).
Стандартная толщина тарелки – 1,0 мм.
Если толщина цилиндрической части тарелки клапана меньше минимально допустимого значения, замените клапан.
Проверьте общую длину клапана
Если общая длина меньше минимально допустимой, замените клапан.
Номинальная длина:
- - впускной клапан – 95,45 мм;
- - выпускной клапан – 95,40 мм.
Минимальная общая длина:
- - впускной клапан – 94,95 мм;
- - выпускной клапан – 94,90 мм.
Проверьте состояние торцевой поверхности клапанов на предмет наличия износа.
Если торец клапана изношен, перешлифуйте торец или замените клапан.
После перешлифовки проверьте общую длину клапана.
Затем фрезой из твердого сплава с углом конуса 45° прошлифуйте седла клапанов, сняв минимальный слой металла только для очистки рабочих фасок седел.
Проверьте правильность посадки клапана в седло.
Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана.
Прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан.
Затем уберите клапан и осмотрите седло и фаску клапана.
Если краска остается по всей окружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен.
В противном случае замените клапан.
Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая (втулка) клапана и седло клапана концентричны.
В противном случае перешлифуйте фаску.
Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину 1,0–1,4 мм.
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit10.jpg)
В противном случае скорректируйте фаску так, чтобы пятно контакта не было расположено слишком высоко на фаске клапана.
Для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 30° и 45° (рис. 10)
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit11.jpg)
Если пятно контакта расположено слишком низко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 75° и 45° (рис. 11).
Вручную притрите клапан и седло клапана с использованием абразивной пасты.
После притирки очистите клапан и седло клапана.
Проверка клапанной пружины
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit12.jpg)
Используя металлический угольник (90°), проверьте неперпендикулярность пружины клапана, как показано на рисунке 12.
Максимально допустимая неперпендикулярность составляет – 2,0 мм
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit13.jpg)
Штангенциркулем измерьте длину пружины в свободном состоянии (рис. 13).
Длина пружины клапана – 45,50 мм.
Если длина пружины отличается от номинальной, замените пружину клапана.
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit14.jpg)
Тестером для проверки пружин измерьте усилие, необходимое для сжатия пружины до установочной длины (рис. 14).
Сила упругости пружины при длине 33,8 мм – 186–206 Н.
Если усилие выходит за указанные пределы, замените пружину клапана
Проверка толкателя клапана
![Ремонт головки двигателя 1MZ-FE](/images/stories/toy/dvi/prit15.jpg)
Микрометром измерьте диаметр толкателя клапана (рис. 15).
Диаметр толкателя – 30,968–30,976 мм.
Вычислите масляный зазор.
Вычтите значение диаметра толкателя из значения диаметра расточки под толкатель в корпусе головки и определите зазор.
Масляный зазор:
- - стандартный – 0,024–0,050 мм;
- - максимальный – 0,07 мм.
Если зазор превышает максимально допустимый, замените толкатель. При необходимости замените головку блока цилиндров.