Автомобили с механической коробкой передач оснащаются сухим однодисковым сцеплением с центральной диафрагменной пружиной
Нажимной диск установлен в стальном штампованном кожухе, прикрепленным болтами к маховику двигателя
Ведомый диск установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной между маховиком и нажимным диском
Подшипник выключения сцепления установлен на направляющей втулке.
Подшипник перемещается вилкой выключения сцепления.
На вилку выключения сцепления воздействует шток рабочего цилиндра гидропривода сцепления
Гидравлический привод выключения сцепления состоит из главного цилиндра, гидроаккумулятора, рабочего цилиндра, трубопровода и педали сцепления
В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость
Возможные неисправности сцепления и способы устранения
Неполное выключение сцепления (сцепление ведет):
Уменьшен полный ход педали сцепления – отрегулируйте привод сцепления;
Коробление ведомого диска (торцовое биение более 0,5 мм) – выправьте диск или замените новым;
Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска – замените накладки, проверьте торцовое биение диска;
Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска – замените накладки, проверьте торцовое биение диска;
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач – очистите шлицы, покройте смазкой ЛСЦ-15.
Если причина заедания – смятие или износ шлицов, то замените первичный вал или ведомый диск;
Воздух в системе гидропривода – прокачайте систему;
Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или поврежденные трубопроводы – подтяните соединения, замените поврежденные детали, прокачайте систему гидропривода;
Ослабление заклепок крепления нажимной пружины – замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе;
Перекос или коробление нажимного диска – замените корзину сцепления
Неполное включение сцепления (сцепление буксует):
Отсутствует свободный ход педали сцепления – отрегулируйте привод сцепления;
Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска – замените фрикционные накладки или ведомый диск в сборе;
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска – тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания дисков;
Повреждение или заедание привода сцепления – устраните неисправности, вызывающие заедание
Рывки при работе сцепления:
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала – очистите шлицы, смажьте смазкой ЛСЦ-15.
Если причина заедания – смятие или износ шлицов, то при необходимости замените первичный вал или ведомый диск;
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска – тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания дисков;
Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска – замените накладки новыми, проверьте, нет ли повреждений диска
Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска – замените неисправные заклепки, а при необходимости и накладки;
Повреждение поверхности или коробление нажимного диска – замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Повышенный шум при выключении сцепления:
Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления – замените подшипник
Повышенный шум при включении сцепления:
Поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска – замените ведомый диск в сборе;
Поломка, снижение упругости или соскакивание фиксирующей пружины вилки выключения сцепления – замените вилку выключения сцепления;
Поломка пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом – замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Проверка и регулировка хода педали привода выключения сцепления
При ненормальной работе сцепления нужно проверить ход педали сцепления
Не нажимая на педаль, измеряем расстояние между накладкой педали и ковриком пола кузова
Не изменяя положения линейки, нажимаем на педаль до упора и вновь измеряем расстояние между накладкой педали и ковриком
Разность двух измерений должна быть 158 см.
Значительное отклонение хода от указанного значения, сопровождающиеся ненормальной работой сцепления (пробуксовка, ведение, рывки в момент трогания с места) свидетельствуют о повреждениях сцепления или привода его включения.
При незначительных отклонениях хода от указанного значения, но при исправной работе сцепления, его можно эксплуатировать
Проверяем свободный ход педали
Для этого нажимаем на педаль до появления ощутимого сопротивления ее перемещению. Измеренная величина должна быть в пределах 5-15 мм.
Если свободный ход педали больше указанного значения, возможно нечеткое выключение сцепления (сцепление «ведет»).
При чрезмерно малом свободном ходе или его отсутствии сцепление не полностью включается (сцепление «пробуксовывает»)
Удерживая ключом, регулировочный узел вилки толкателя главного цилиндра привод выключения сцепления 4, ослабляем ключом затяжку контргайки 2
Удерживая ключом контргайку, вращаем шток главного цилиндра в нужную сторону до момента получения 5-15 мм свободного хода педали. После этого затягиваем контргайку регулировочного узла
Проверяем момент включения сцепления при отпускании педали.
При работающем на холостом ходу двигателе нажимаем на педаль до упора, включаем первую передачу и начинаем медленно отпускать педаль, стараясь определить, при каком расстоянии площадки педали от пола автомобиль начинает двигаться.
Если сцепление и привод его включения в нормальном состоянии это расстояние должно быть 25 мм.
Если ход педали до включения сцепления меньше или больше указанного значения, проверяем следующее:
- - свободный ход педали сцепления, при необходимости регулируем его;
- - полный ход педали сцепления. При большем, чем допустимо ходе проверяем состояние привода выключения сцепления
- - наличие воздуха в гидроприводе выключения сцепления. При необходимости прокачайте гидропривод;
- - состояние нажимного и ведомого дисков сцепления. При необходимости заменяем дефектные узлы и детали