Автомобиль Toyota Camry оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной
Первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке.
Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес.
Один контур гидропривода обеспечивает работу правого и переднего и левого заднею тормозных механизмов, другой - левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включен вакуумный усилитель (на части выпуска автомобилей - с механической системой экстренного торможения).
Кроме того, автомобиль оснащен электронными системами повышения активной безопасности: антиблокировочной системой (АБС), системой распределения тормозного усилия, а по специальному заказу - противобуксовочной системой (TRC) и системой курсовой устойчивости (VSC).
На автомобили, оснащенные вакуумным усилителем тормозов без механической системы экстренного торможения, устанавливается электронная система экстренного торможения (ВА).
Стояночная тормозная система имеет тросовый привод на тормозные механизмы задних колес.
Главный тормозной цилиндр 1 типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами.
Первая камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая - с левым передним и правым задним.
На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки установлен бачок 2, внутренняя полость которого разделена перегородками на два отсека.
Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра.
На автомобилях с механической коробкой передач в бачке имеется также отсек для питания главного цилиндра привода выключения сцепления.
При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются, и начинается вытеснение тормозной жидкости.
В верхней половине корпуса бачка установлен датчик 3 уровня тормозной жидкости.
При падении уровня жидкости ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа неисправного состояния тормозной системы.
Вакуумный усилитель, установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении за счет разрежения во впускной трубопровод двигателя через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.
В шланге, соединяющем вакуумный усилитель с впускной трубой, установлен обратный клапан.
Он удерживает разрежение в усилителе при его падении во впускной трубе и препятствует попаданию топливовоздушной смеси в вакуумный усилитель.
На части выпускаемых автомобилей в состав вакуумного усилителя включена механическая система экстренного торможения «ВА».
В аварийных ситуациях водители, особенно неопытные, часто паникуют и недостаточно сильно нажимают педаль тормоза.
Система «ВА» воспринимает резкое нажатие на педаль тормоза, как сигнал экстренного торможения, и прикладывает к штоку главного цилиндра максимально возможное усилие.
Тормозной механизм переднего колеса дисковый, вентилируемый, с автоматической регулировкой зазора между колодками 6 и диском 4, с плавающей скобой.
Подвижная скоба образована суппортом 7 с однопоршневым рабочим цилиндром.
Направляющая 5 колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку.
Подвижная скоба прикреплена направляющими пальцами 3, ввернутыми в резьбовые отверстия направляющей колодок.
Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены пластмассовыми втулками.
В полости рабочего цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом.
За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском.
При торможении поршень под воздействием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, под воздействием силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила, прижимающая колодки, оказывается одинаковой.
При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, в результате между колодками и диском образуйся небольшой зазор.
Тормозной механизм заднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора
Тормозные колодки 4 приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром.
Оптимальный зазор между барабаном и колодками поддерживается по тому же принципу, что и у тормозных механизмов передних колес.
Дисковый рабочий тормозной механизм заднего колеса совмещен с барабанным механизмом стояночного тормоза
Внутренняя полость тормозного диска одновременно служит тормозным барабаном стояночного тормоза.
Стояночный тормоз, приводимый в действие механически, состоит из педали (на автомобилях с механической коробкой передач - рычага), переднего троса с регулировочным устройством, двух задних тросов и механизмов на задних колесах.
На щите 9 стояночного тормозного механизма установлены стянутые пружинами тормозные колодки 3 и 7
Задние наконечники задних тросов соединены с разжимными рычагами, установленными на задних колодках 7 стояночных тормозных механизмов.
При перемещении разжимных рычагов они через распорную планку перемещают переднюю тормозную колодку 3 до упора в тормозной барабан, выполненный за одно целое с диском, и затем, получив жесткий упор, прижимают к барабану заднюю колодку.
Оптимальный зазор между колодками и барабаном при сборке тормозного механизма устанавливают вручную с помощью регулировочною устройства 1.
Стояночный тормоз не требует особого ухода.
При текущем ремонте проверьте степень износа зубьев сектора и собачки. Чрезмерно изношенные детали замените.
Оболочки или проволоки тросов при обнаружении их обрыва нужно заменить новыми.
Антиблокировочная система тормозов состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя стоп-сигналов, гидроэлектронного модуля управления и сигнальной лампы в комбинации приборов.
Кроме того, антиблокировочная система оборудована системой самодиагностики, выявляющей неисправности компонентов.
АБС служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, что предотвращает блокировку колес.
Система АБС обеспечивает следующие преимущества:
- - объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
- - сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности системы предусмотрены функции диагностики и поддержания работы при отказах системы.
Гидроэлектронный модуль управления получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения колес.
После включения зажигания модуль АБС подает напряжение на датчики.
В датчиках используется эффект Холла, они генерируют выходной сигнал в виде прямоугольных импульсов.
Сигнал изменяется пропорционально частоте вращения импульсного кольца датчика, встроенного в уплотнение подшипника передней ступицы и непосредственно в заднюю ступицу
На основе этой информации модуль определяет оптимальный режим торможения колес.
Различают следующие режимы работы антиблокировочной системы:
- - режим нормального торможения.
При нормальном торможении электромагнитный клапан обесточен, входной клапан открыт, выходной клапан закрыт.
При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в рабочий цилиндр через электромагнитный клапан и приводит в действие тормозные механизмы колес.
При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через входной и обратный клапаны;
- - режим экстренного торможения.
Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, модуль выдаст на электромагнитный клапан команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан
Входной клапан закрывается, и подача тормозной жидкости из главного цилиндра перекрывается; выходной клапан открывается, и тормозная жидкость поступает из рабочего цилиндра в главный, а затем в бачок, что вызывает снижение давления;
- - режим поддержания давления.
При максимальном снижении давления в рабочем цилиндре модуль выдает на электромагнитный клапан команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на входной клапан и не подается на выходной клапан.
При этом входной и выходной клапаны закрыты, и тормозная жидкость из рабочего цилиндра не уходит;
- - режим повышения давления.
Если модуль определяет, что колесо не заблокировано, то он обесточивает электромагнитный клапан. Напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в рабочий цилиндр, в котором возрастает давление.
Гидроэлектронный модуль АБС и датчики частоты вращения колес используются и в других системах повышения активной безопасности.
Так, в системе распределения тормозного усилия (EBD) модуль по сигналам датчиков частоты вращения колес оценивает изменение нагрузки, приходящейся на каждое колесо, и соответственно изменяет давление в тормозных трубопроводах.
В противобуксовочной системе (TRC) ЭТ01 же модуль с помощью датчиков частоты вращения отслеживает пробуксовку колес и, в случае необходимости, подтормаживает буксующее колесо, поднимая давление в его тормозном трубопроводе.
Кроме того, в этом случае гидроэлектронный модуль подает блоку управления двигателем сигнал на снижение крутящего момента. При срабатывании «TRC» в комбинации приборов мигает контрольная лампа «SUP».
В электронной системе экстренного торможения (ВА) по сигналам датчика давления, установленного в гидроэлектронном модуле, распознается резкое нажатие на педаль тормоза.
При этом модуль создает в тормозных механизмах максимально возможное тормозное усилие (режим экстренного торможения).
В системе курсовой устойчивости (VSC) гидроэлектронный модуль анализирует сигналы датчиков частоты вращения колес, а также датчика угла поворота рулевого колеса и датчика скорости поворота вокруг вертикальной оси и бокового ускорения.
По сигналам датчиков гидроэлектронный модуль определяет возникновение сноса передней или заноса задней оси автомобиля.
В случае сноса передней оси модуль корректирует траекторию движения автомобиля, подтормаживая оба колеса с внутренней стороны поворота и подает блоку управления двигателем сигнал на снижение крутящего момента.
При заносе задней оси траектория корректируется подтормаживанием переднего колеса с наружной стороны поворота, а если необходимо - и обоих задних колес.
При срабатывании системы VSC слышен сигнал зуммера, а в комбинации приборов мигает контрольная лампа «SUP».
Датчик угла поворота рулевою колеса системы VSC установлен в рулевой колонке, а датчик скорости поворота вокруг вертикальной оси и бокового ускорения - под облицовкой тоннеля пола.
Для диагностики и ремонта электронных систем повышения активной безопасности требуются специальное оборудование и оснастка.
Поэтому в случае выхода их из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания.
Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубками и шлангами.
Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-3, которую необходимо периодически заменять.
Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза, стараются реже им пользоваться.
Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.
Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен быть примерно 1-6 мм.
Слишком малый свободный ход свидетельствует о неправильной начальной установке педали тормоза или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок.
Слишком большой свободный ход - признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидропривода тормозной системы.
Если свободный ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», - в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична.
Если при торможении педаль тормоза начинает вибрировать, вероятнее всего, покороблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба.
Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении автомобиля сопровождает работу антиблокировочной системы тормозов и не является признаком неисправности.
Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры: возможно, потребуется их замена.
Если в подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.
После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза - поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.
Возможные неисправности тормозной системы и методы устранения
Увеличенный рабочий ход педали тормоза:
Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров – замените вышедшие из строя тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны;
Воздух в гидроприводе тормозов – удалите воздух, прокачав гидропривод;
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре – замените цилиндр;
Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов – замените тормозные шланги и прокачайте систему;
Повышенное биение тормозного диска (более 0,05 мм) – прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 25,0 мм, а задних – менее 8,5 мм
Недостаточная эффективность торможения:
Замасливание накладок колодок тормозных механизмов – промойте и просушите колодки;
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах – устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените;
Полный износ накладок тормозных колодок – замените тормозные колодки;
Перегрев тормозных механизмов – немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам;
Применение низкокачественных колодок – применяйте оригинальные колодки;
Нарушение регулировки педали тормоза (расстояние от площадки педали до пола меньше нормы) – отрегулируйте положение педали тормоза, определите причину увеличения полного хода и замените поврежденные детали;
Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали) – замените поврежденные детали, прокачайте систему;
Уменьшено выступание штока вакуумного усилителя тормозов – отрегулируйте положение штока;
Нарушение в работе АБС – нужно проверить АБС
Неполное растормаживание всех колес:
- - отсутствует свободный ход педали тормоза – отрегулируйте положение педали;
- - увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов – отрегулируйте шток вакуумного усилителя;
- - разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра в следствии попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п – промойте и прокачайте весь гидропривод, замените резиновые детали;
- - заклинивание поршней главного цилиндра – проверьте и при необходимости замените цилиндр
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали:
- - излом или ослабление стяжных пружин колодок стояночного тормоза – замените пружины;
- - заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса – замените рабочий цилиндр и прокачайте систему;
- - разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей – замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов;
- - нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления – затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали;
- - неправильная регулировка стояночной тормозной системы – отрегулируйте стояночную тормозную систему;
- - нарушение в работе АБС – нужно проверить АБС
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:
- - заклинивание поршня рабочего цилиндра – замените рабочий цилиндр;
- - закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения – замените или прочистите трубку;
- - загрязнение или замасливание дисков, барабанов и колодок – очистите детали тормозов;
- - нарушены углы установки колес – отрегулируйте углы установки колес;
- - разное давление в шинах колес – установите нормальное давление в шинах;
- - не работает один из контуров тормозной системы – замените поврежденные детали, прокачайте систему. Если не приведет к желаемому результату, проверьте АБС;
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении:
- - неисправен вакуумный усилитель – замените усилитель;
- - поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабло его крепление – замените шланг;
- - разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в рабочую жидкость бензина, минеральных масел – замените цилиндры, промойте и прокачайте систему
Писк или вибрация тормозов:
- - замасливание фрикционных накладок – зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки
- - износ накладок или инородные включения в них – замените колодки