Перед разборкой дизель необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором

Для мойки рекомендуется применять моющие растворы МС6 или МС-8 ТУ 6-15-978-76 концентрацией 20-30 г/л при температуре 90-100 °С.

Затем продуть дизель сжатым воздухом.

Снятие приборов и агрегатов с дизеля рекомендуется проводить на стационарном поворотном стенде мод. ОПР-989.

Коробку передач надо снять с дизеля перед установкой дизеля на стенд.

Поворот дизеля вокруг горизонтальной оси стенда осуществляется с помощью червячного механизма, расположенного на стенде.

При разборке или сборке дизель должен фиксироваться в любом положении при торможении червячного механизма.

В процессе разборки дизеля следует предохранять от повреждения все детали, пригодные для дальнейшей эксплуатации.

Снимаемые с дизеля детали и нормали следует укладывать в специально подготовленную тару, в которой они транспортируются на операции мойки, проверки и устранения неисправностей.

Большинство деталей дизеля взаимозаменяемы, но некоторые требуют индивидуальной подгонки с сопрягаемой деталью

Разборка дизеля осуществляется в следующей последовательности.

С дизеля, установленного на стенде поддоном вниз, надо снять термостат с патрубком, корпус жидкостного насоса и вентилятор в сборе.

Затем, отвернув гайки крепления выпускного коллектора, снять его.

Демонтаж форсунки с помощью комплекта инерционного универсального съемника И804.10.000: 1 - рукоятка; 2 - стержень; 3 - груз; 4 - переходник; 5 - форсунка

С помощью комплекта инерционного универсального съемника демонтировать с дизеля форсунки (рис. 1).

Снять колпак и крышку с клапанного механизма, трубку подвода масла к оси коромысел.

Снять стойки осей в сборе с осью коромысел и самими коромыслами и вынуть штанги из блока цилиндров.

Отвернуть болты крепления головки цилиндров, снять головку цилиндров и прокладку.

Демонтаж шкива коленчатого вала с помощью съемника - И803.05.00

Вывернуть из торца коленчатого вала болт крепления шкива привода жидкостного насоса и вентилятора, снять переднюю опору дизеля, а затем шкив с помощью специального съемника (рис. 2).

Снять крышку распределительных шестерен, промежуточную шестерню и отвернуть два болта крепления упорного фланца, а затем, проворачивая распределительный вал, вынуть его из блока цилиндров.

Демонтаж шестерни распределительного вала с помощью пресса

Шестерню привода распределительного вала снять с помощью пресса и оправки, предварительно отвернув болт крепления шестерни (рис. 3).

Демонтаж поршня с шатуном из цилиндра с помощью оправки И806.01.200: 1 - оправка; 2 - шатун

Снять маховик, корпус уплотнения с резиновой манжетой, маслоотражательную шайбу и задний лист дизеля.

Повернуть дизель на 90 и снять масляный картер и крышки шатунов с вкладышами; вынуть из цилиндров шатуны в сборе с поршнями и поставить крышки шатунов на свои места.

Поршни в сборе с шатунами при разборке дизеля надо вынимать только вверх (рис. 4).

Перед выемкой поршней надо удалить нагар с верхней части гильзы цилиндров.

Демонтаж шестерни с коленчатого вала с помощью съемника 1п-21305

При замене деталей гильзопоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма надо обратить особое внимание на размерные группы деталей.

Отвернуть гайки крепления крышек коренных подшипников и снять их вместе с вкладышами.

Снять коленчатый вал и вынуть толкатели.

Демонтаж шестерен с коленчатого вала можно производить с помощью универсального съемника 1П-21305 (рис. 5).

Демонтаж колец с поршня с помощью приспособления

Снять компрессионные и маслосъемные кольца с поршней с помощью приспособления И804.03.000 (рис. 6).

Демонтаж стопорного кольца поршневого пальца

Демонтировать стопорные кольца из бобышек поршней с помощью круглогубцев (рис. 7); выпрессовать поршневые пальцы.

Выпрессовка гильз цилиндров из блока дизеля с помощью приспособления И804.01.000: 1 - силовой винт; 2 - гайка-компенсатор; 3 - подшипник; 4 - захват; 5 - гильза; 6 - стакан

Выпрессовать гильзы цилиндров из блока с помощью приспособления И804.01.000 (рис. 8).

После разборки все детали дизеля надо промыть и обдуть сжатым воздухом.

Для мойки надо применять моющие растворы МС-6 или МС-8 ТУ 6-15-978- 76 концентрацией 20-30 г/л при температуре 90-100°.