Перед разборкой дизель необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором
Для мойки рекомендуется применять моющие растворы МС6 или МС-8 ТУ 6-15-978-76 концентрацией 20-30 г/л при температуре 90-100 °С.
Затем продуть дизель сжатым воздухом.
Снятие приборов и агрегатов с дизеля рекомендуется проводить на стационарном поворотном стенде мод. ОПР-989.
Коробку передач надо снять с дизеля перед установкой дизеля на стенд.
Поворот дизеля вокруг горизонтальной оси стенда осуществляется с помощью червячного механизма, расположенного на стенде.
При разборке или сборке дизель должен фиксироваться в любом положении при торможении червячного механизма.
В процессе разборки дизеля следует предохранять от повреждения все детали, пригодные для дальнейшей эксплуатации.
Снимаемые с дизеля детали и нормали следует укладывать в специально подготовленную тару, в которой они транспортируются на операции мойки, проверки и устранения неисправностей.
Большинство деталей дизеля взаимозаменяемы, но некоторые требуют индивидуальной подгонки с сопрягаемой деталью
Разборка дизеля осуществляется в следующей последовательности.
С дизеля, установленного на стенде поддоном вниз, надо снять термостат с патрубком, корпус жидкостного насоса и вентилятор в сборе.
Затем, отвернув гайки крепления выпускного коллектора, снять его.
С помощью комплекта инерционного универсального съемника демонтировать с дизеля форсунки (рис. 1).
Снять колпак и крышку с клапанного механизма, трубку подвода масла к оси коромысел.
Снять стойки осей в сборе с осью коромысел и самими коромыслами и вынуть штанги из блока цилиндров.
Отвернуть болты крепления головки цилиндров, снять головку цилиндров и прокладку.
Вывернуть из торца коленчатого вала болт крепления шкива привода жидкостного насоса и вентилятора, снять переднюю опору дизеля, а затем шкив с помощью специального съемника (рис. 2).
Снять крышку распределительных шестерен, промежуточную шестерню и отвернуть два болта крепления упорного фланца, а затем, проворачивая распределительный вал, вынуть его из блока цилиндров.
Шестерню привода распределительного вала снять с помощью пресса и оправки, предварительно отвернув болт крепления шестерни (рис. 3).
Снять маховик, корпус уплотнения с резиновой манжетой, маслоотражательную шайбу и задний лист дизеля.
Повернуть дизель на 90 и снять масляный картер и крышки шатунов с вкладышами; вынуть из цилиндров шатуны в сборе с поршнями и поставить крышки шатунов на свои места.
Поршни в сборе с шатунами при разборке дизеля надо вынимать только вверх (рис. 4).
Перед выемкой поршней надо удалить нагар с верхней части гильзы цилиндров.
При замене деталей гильзопоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма надо обратить особое внимание на размерные группы деталей.
Отвернуть гайки крепления крышек коренных подшипников и снять их вместе с вкладышами.
Снять коленчатый вал и вынуть толкатели.
Демонтаж шестерен с коленчатого вала можно производить с помощью универсального съемника 1П-21305 (рис. 5).
Снять компрессионные и маслосъемные кольца с поршней с помощью приспособления И804.03.000 (рис. 6).
Демонтировать стопорные кольца из бобышек поршней с помощью круглогубцев (рис. 7); выпрессовать поршневые пальцы.
Выпрессовать гильзы цилиндров из блока с помощью приспособления И804.01.000 (рис. 8).
После разборки все детали дизеля надо промыть и обдуть сжатым воздухом.
Для мойки надо применять моющие растворы МС-6 или МС-8 ТУ 6-15-978- 76 концентрацией 20-30 г/л при температуре 90-100°.