Разборка головки блока цилиндров
Снимите подъемные проушины двигателя (рис. 1).
![](/images/stories/maz/dvi/lov1.jpg)
С помощью специальных приспособлений снимите сухари клапана (рис. 2).
![](/images/stories/maz/dvi/lov12.jpg)
Извлеките верхнюю тарелку пружины клапана. Извлеките клапанную пружину и клапан.
![](/images/stories/maz/dvi/lov21.jpg)
С помощью специального приспособления снимите маслоотражательный колпачок (рис. 3).
Снимите трубку системы рециркуляции.
Снимите корпус выходных патрубков системы охлаждения.
Дефектация
Проверка направляющей втулки клапана
Измерьте толщину головки каждого клапана (рис. 4).
![](/images/stories/maz/dvi/lov22.jpg)
Если толщина не соответствует норме, замените клапан.
Толщина головки: Впуск: 1,62 мм. Выпуск: 1, 82 мм.
Измерение длины клапана
Измерьте длину каждого клапана (рис. 5). Если длина не соответствует норме, замените клапан.
![](/images/stories/maz/dvi/lov23.jpg)
Стандартная длина L: Впуск: 102,99–103,79 мм; Выпуск: 104,25–105,05 мм.
Минимальная длина L: Впуск: 102,99 мм; Выпуск: 103,79 мм.
Измерение диаметра стержня клапана
Измерьте микрометром диаметр стержня каждого клапана в направлениях X и Y в трех точках (A, B, и C) как показано на рисунке 6.
![](/images/stories/maz/dvi/lov24.jpg)
Если диаметр не соответствует норме, замените клапан.
Стандартный диаметр: - Впуск: 5,470–5,485 мм; - Выпуск: 5,465–5,480 мм.
Максимальный диаметр: - Впуск: 5,440 мм; - Выпуск: 5,435 мм.
Измерение внутреннего диаметра направляющей втулки клапана
Измерьте внутренний диаметр каждой направляющей втулки клапана в направлениях X и Y в трех точках (A, B, и C), как показано на рисунке 7.
![](/images/stories/maz/dvi/lov25.jpg)
Если диаметр не соответствует норме, замените направляющую втулку клапана.
Стандартный внутренний диаметр: - Впуск: 5,509–5,539 мм; - Выпуск: 5,509–5,539 мм.
Вычислите зазор между стержнем и направляющей клапана, вычтя значение наружного диаметра штока клапана из значения внутреннего диаметра соответствующей направляющей втулки клапана (рис. 8).
![](/images/stories/maz/dvi/lov26.jpg)
Если результат не соответствует норме, замените клапан и/или направляющую втулку клапана.
Нормальный зазор:
- - Впуск: 0,024–0,069 мм;
- - Выпуск: 0,029–0,074 мм.
- - Максимальный зазор: 0,10 мм.
Измерение высоты выступания направляющей втулки клапана
Измерьте высоту выступания (размер A) каждой направляющей втулки клапана без учета нижнего седла клапанной пружины (рис. 9).
![](/images/stories/maz/dvi/lov27.jpg)
Если высота не соответствует норме, замените направляющую втулку клапана.
Стандартный диаметр:
- - Впуск: 12,2–12,8 мм;
- - Выпуск: 12,2–12,8 мм.
Замена направляющей втулки клапана
![](/images/stories/maz/dvi/lov2.jpg)
Снимите направляющую втулку клапана со стороны камеры сгорания при помощи специального приспособления (рис. 10).
![](/images/stories/maz/dvi/lov3.jpg)
Соберите специальные приспособления так, чтобы глубина L соответствовала указанной (рис. 11). - Глубина L: - Впуск: 12,2–12,8 мм; - Выпуск: 12,2–12,8 мм.
Запрессовка направляющей втулки клапана
![](/images/stories/maz/dvi/lov4.jpg)
Запрессуйте направляющую втулку клапана со стороны, противоположной распредвалу, до упора специального приспособления в головку блока цилиндров (рис. 12).
![](/images/stories/maz/dvi/lov5.jpg)
Убедитесь в том, что высота проекции направляющей втулки клапана (размер A) соответствует норме (см. рис. 13).
Стандартная высота: - Впуск: 12,2–12,8 мм; - Выпуск: 12,2–12,8 мм.
Проверка и ремонт седла клапана
Измерьте ширину контактной поверхности седла клапана.
![](/images/stories/maz/dvi/lov6.jpg)
В случае необходимости, обработайте седло или тарелку клапана, используя соответствующее приспособление (рис. 14). Стандартная ширина: 1,2–1,6 мм.
![](/images/stories/maz/dvi/lov7.jpg)
Проверьте центровку контактной поверхности относительно седла клапана (рис. 15).
Если контактная поверхность смещена наружу, обработайте седло клапана режущим инструментом с рабочим углом 70° (Впуск) или 65° (Выпуск) и режущим инструментом с углом 45°.
Если контактная поверхность смещена внутрь, обработайте седло клапана режущим инструментом с рабочим углом 30° (Впуск) или 0° (Выпуск) и режущим инструментом с углом 45°.
![](/images/stories/maz/dvi/lov8.jpg)
Проверьте заглубление седла клапана. Измерьте выступание (размер L) стержня клапана (рис. 16).
Если измеренная высота не соответствует норме, замените головку блока цилиндров.
Стандартный размер L:
- - Впуск: 40,64–42,24 мм;
- - Выпуск: 40,50–42,10 мм.
Проверка клапанной пружины
Приложите к пружине сжимающую силу и проверьте высоту пружины (рис. 17).
![](/images/stories/maz/dvi/lov9.jpg)
Если высота не соответствует норме, замените клапанную пружину.
Прижимающая сила: 494,9 Н. Стандартная высота: 27,80 мм.
![](/images/stories/maz/dvi/lov11.jpg)
Измерьте неперпендикулярность клапанной пружины, используя уголок, как показано на рисунке 19.
Вращая клапанную пружину на 360°, измерьте наибольшее расстояние «A».
Если неперпендикулярность не соответствует норме, замените клапанную пружину.
Максимальная неперпендикулярность клапанной пружины: 1% (2,10 мм).
Проверка распределительного вала
![](/images/stories/maz/dvi/lov13.jpg)
Установите шейки №1 и №5 распредвала на призмы.
Измерьте биение распредвала (рис. 20). Если биение не соответствует норме, замените распредвал. Максимальное биение: 0,03 мм.
Измерьте высоту контура кулачка в двух точках, как показано на рисунке 21.
![](/images/stories/maz/dvi/lov14.jpg)
Если высота не соответствует норме, замените распредвал.
Шейка №1. Стандартная высота распредвала L8:
- - Впуск – 40,79 мм;
- - Выпуск – 41,08 мм.
- Распредвал LF, L3:
- - Впуск – 42,12 мм;
- - Выпуск – 41,08 мм.
С механизмом изменения фаз газораспределения:
- - Впуск – 42,44 мм;
- - Выпуск – 41,18 мм.
- - Шейка №5
Стандартная высота распредвала L8:
- - Впуск – 40,692 мм;
- - Выпуск – 40,982 мм.
Распредвал LF, L3:
- - Впуск – 42,022 мм;
- - Выпуск – 40,982 мм.
С механизмом изменения фаз газораспределения:
- - Впуск – 42,342 мм;
- - Выпуск – 41,082 мм.
Измерение диаметра шейки распределительного вала
Измерьте диаметры шейки вала в направлениях X и Y в двух точках (A и B), как показано на рисунке 22.
![](/images/stories/maz/dvi/lov15.jpg)
Если значения не соответствуют норме, замените распредвал.
Стандартный диаметр: 24,96–24,98 мм.
Минимальный диаметр: 24,95 мм.
Измерение радиального зазора шейки распределительного вала
Снимите толкатель клапана.
Поместите отрезки калиброванной пластмассовой проволоки сверху на шейки распредвала, расположив их вдоль оси (рис. 23).
![](/images/stories/maz/dvi/lov16.jpg)
Установите крышку подшипников распредвала.
Снимите крышку подшипников распредвала.
Измерьте радиальный зазор. Если зазор не соответствует норме, замените головку блока цилиндров.
- Нормальный зазор 0,04–0,08 мм.
- Максимальный зазор: 0,09 мм.
Измерение осевого зазора шейки распределительного вала
Установите крышку подшипников распредвала.
![](/images/stories/maz/dvi/lov17.jpg)
Измерьте осевой зазор распределительного вала (рис. 24).
Если зазор не соответствует норме, замените головку блока цилиндров или распредвал.
Стандартный осевой зазор: 0,09–0,24 мм.
Максимальный осевой зазор: 0,25 мм.
Снова снимите крышку подшипников распредвала.
Проверка толкателя клапана
![](/images/stories/maz/dvi/lov18.jpg)
Измерьте внутренний диаметр отверстия толкателя клапана в направлениях X и Y в двух точках (A и B) (рис. 25).
Внутренний диаметр: 31,00–31,03 мм.
Измерьте наружный диаметр корпуса толкателя клапана в направлениях X и Y в двух точках (A и B) (рис. 26).
![](/images/stories/maz/dvi/lov19.jpg)
Наружный диаметр: 30,97–30,98 мм.
Вычтите наружный диаметр корпуса толкателя клапана из внутреннего диаметра отверстия толкателя клапана.
Если зазор не соответствует норме, замените толкатель клапана или головку блока цилиндров.
Стандартный зазор: 0,02–0,06 мм. Максимум: 0,15 мм.
Сборка головки блока цилиндров
Установите корпус выходных патрубков системы охлаждения.
Установите трубку рециркуляции.
Установка маслоотражательного колпачка
Напрессуйте маслоотражательный колпачок на направляющую втулку клапана вручную.
![](/images/stories/maz/dvi/lov20.jpg)
Слегка допрессуйте специальным приспособлением, используя капроновый молоток (рис. 27).
Установите клапаны, пружины клапанов и верхние тарелки пружин клапанов.
![](/images/stories/maz/dvi/lov21.jpg)
Установите сухари клапана, используя специальные приспособления (рис. 28).
Установите подъемные проушины двигателя.
Установите новую прокладку головки блока цилиндров.