Проверка деталей головки цилиндров двигателя 1AZ-FE
Проверку деталей производим для определения возможности дальнейшей эксплуатации деталей ГБЦ
Проверка головки блока цилиндров
С помощью линейки и плоского щупа проверьте коробление поверхностей головки блока цилиндров, сопрягаемых с поверхностью блока цилиндров и с поверхностями впускного и выпускного коллекторов (рис. 1).
Максимальный допуск коробления:
- сторона блока цилиндров – 0,05 мм;
- сторона впускного коллектора – 0,08 мм;
- сторона выпускного коллектора – 0,08 мм.
Если величина плоскости коробления превышает максимально допустимую, замените головку блока цилиндров.
С помощью красителя проверьте наличие трещин в камерах сгорания, впускных и выпускных каналах и на поверхности газового стыка.
При наличии трещин замените головку блока цилиндров.
Проверка седел клапанов головки цилиндров
Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана.
Слегка прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан.
Затем выньте клапан и осмотрите седло и фаску клапана.
Если краска остается по всей окружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен.
В противном случае замените клапан.
Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая (втулка) клапана и седло клапана концентричны.
В противном случае перешлифуйте фаску.
Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину 1,0–1,4 мм (рис. 2).
Если пятно контакта расположено слишком высоко, скорректируйте фаску при помощи фрез с углом конуса 30° и 45°.
Если пятно контакта расположено слишком низко, скорректируйте фаску при помощи фрез с углом конуса 75° и 45° (рис. 3).
Проверка осевого люфта распределительного вала
Установите распределительные валы.
Индикатором измерьте осевой люфт, перемещая распределительный вал вперед-назад (рис. 4).
Номинальный люфт:
- впуск – 0,040–0,095 мм;
- выпуск – 0,080–0,135 мм.
Предельный зазор:
- впуск. – 0,11 мм;
- выпуск – 0,15 мм.
Если осевой люфт больше максимально допустимого, замените распределительный вал.
Если необходимо, замените крышки подшипников и головку блока цилиндров.
Проверка радиального люфта в подшипниках распределительного вала
Очистите рабочие поверхности крышек подшипников и опорных шеек распределительного вала.
Установите вкладыш переднего подшипника.
Уложите распределительный вал в постели головки блока цилиндров.
Положите по кусочку пластикового калибра на каждую шейку распределительного вала.
Установите крышки подшипников.
Затяните болты крышек с моментом затяжки:
- №1 – 30 Нм (301 кг·cм);
- №2 – 30 Нм (301 кг·cм);
- №3 – 9 Нм (92 кг·cм).
Проверка клапанной пружины
Штангенциркулем измерьте длину пружины в свободном состоянии (рис. 6).
Длина пружины клапана: 45,70 мм.
Используя металлический угольник (90°), проверьте зазор неперпендикулярности пружины клапана (рис. 7).
Предельный зазор неперпендикулярности: 1,6 мм.
Проверка длинны клапана головки цилиндров
Проверьте общую длину клапана.
Номинальная длина:
- впускной клапан – 101,71 мм;
- выпускной клапан – 101,15 мм.
Предельная длина:
- впускной клапан – 101,21 мм;
- выпускной клапан – 100,70 мм.
Если общая длина меньше минимально допустимой, замените клапан.
Проверка толщины тарелки клапана головки цилиндров
Проверьте толщину тарелки клапана с помощью штангенциркуля с нониусом.
Стандартная толщина впускных клапанов: 1,05–1,45 мм.
Минимальный допуск: 0,5 мм.
Стандартная толщина выпускных клапанов: 1,20–1,60 мм.
Минимальный допуск: 0,5 мм.
Если толщина цилиндрической части тарелки меньше минимально допустимого значения, замените клапан.
Измерение диаметра штока клапана ГБЦ
Микрометром измерьте диаметр штока клапана (рис. 8).
Диаметр штока клапана:
- впускной клапан – 5,470–5,485 мм;
- выпускной клапан – 5,465–5,480 мм.
Проверка внутренних диаметров направляющих втулок клапанов ГБЦ
Проверьте внутренние диаметры направляющих втулок клапанов.
С помощью нутромера измерьте внутренние диаметры направляющих клапанов на трех уровнях.
Внутренний диаметр втулки – 5,510–5,530 мм.
Произведите вычисление путем вычитания величины диаметра штока клапана и величины внутреннего диаметра направляющей втулки и установите таким образом величину стандартного люфта между штоком клапана и его направляющей.
Величина стандартного люфта:
- впуск – 0,025–0,060 мм;
- выпуск – 0,030–0,065 мм.
Максимальный допуск:
- впуск – 0,08 мм;
- выпуск – 0,10 мм.
Если зазор больше максимально допустимого, замените клапан и направляющую втулку.
Проверка толкателей и расточки под толкатели в корпусе головки блока цилиндров
Микрометром измерьте диаметр толкателя (рис. 9).
Диаметр толкателя – 30,966–30,976 мм.
Произведите вычисление путем вычитания значения диаметра толкателя из значения диаметра расточки под толкатель в корпусе головки и определите зазор.
- Стандартный зазор – 0,033–0,059 мм.
- Предельный зазор – 0,079 мм.
Если зазор превышает максимально допустимый, замените толкатель.
При необходимости замените головку блока цилиндров.
Проверьте толкатели и расточки под толкатели в корпусе головки блока цилиндров.
С помощью нутромера измерьте диаметры расточек под толкатели в головке блока цилиндров (рис. 10).
Диаметр расточки – 31,000–31,025 мм.
Предел коробления – 0,7 мм.
Проверьте коробление контактной поверхности выпускного коллектора.
Если величина коробления превышает максимально допустимую, замените коллектор.