Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи
Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты
Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети автомобиля.
Не подвергайте ЭБУ воздействию температуры выше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80 °С – в нерабочем (например, в сушильной камере).
Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему провода при включенном зажигании.
Перед проведением электросварочных работ на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.
Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром, внутреннее сопротивление которого составляет не менее 10 МОм.
Электронные узлы, применяемые в системе впрыска топлива, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом.
Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам.
Снятие и установка катушек зажигания
Двигатель оснащен четырьмя катушками зажигания, каждая из которых соединена со свечой зажигания и расположена в свечном колодце головки блока цилиндров
При неисправности катушки загорается сигнализатор неисправности в комбинации приборов
Откручиваем четыре болта крепления крышки свечных колодцев
Снимаем крышку
Выкручиваем болт крепления катушки зажигания
Вынимаем катушку из свечного колодца
Отжимаем фиксатор и отсоединяем колодку проводов от катушки зажигания
Также снимаем остальные катушки зажигания
Устанавливаем катушки зажигания в обратном порядке
Для проверки катушки нужно установить в катушку проверенную свечу и прижать к металлической части двигателя. Попросить помощника провернуть стартером коленчатый вал двигателя.
Между электродами свечи должна с постоянной периодичностью проскакивать сильная искра. Если искра отсутствует, значит, катушка неисправна
Надежный контакт корпуса свечи с массой обязателен, так как при появлении дополнительного искрового промежутка, большего, чем зазор между электродами свечи, возможно повреждение высоковольтной цепи катушки зажигания или блока системы управления двигателем.
Указанную проверку проводите не более пяти секунд, чтобы не повредить нейтрализатор отработавших газов при попадании в него не сгоревшего в цилиндрах двигателя бензина.
Замена и обслуживание свечей зажигания
Потребуется свечной ключ на 16 с резиновой втулкой для удержания свечи
Снимаем катушки зажигания, как описано выше
Выкручиваем свечи
Вынимаем свечи из свечных колодцев
Осматриваем свечи и оцениваем их состояние и определяем по свече работу цилиндра
Проверяем круглым щупом зазор между электродами свечи
Зазор для свечи NGK ZFR5F и NGK ZFR5F-11 должен быть 1,0-1,1 мм;
Если зазор отличается, регулируем его, подгибая боковой электрод
Устанавливаем свечи и все детали в обратном порядке
Снятие и установка электронного блока
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Отжав фиксатор, поднимаем фиксирующую скобу
Отсоединяем колодку проводов от электронного блока управления двигателем
Выкручиваем четыре винта крепления
Снимаем электронный блок управления двигателем
Устанавливаем ЭБУ в обратном порядке
Замена датчика коленчатого вала
Действие датчика основано на эффекте Холла.
Датчик установлен в задней части двигателя напротив задающего венца на маховике.
Задающий венец представляет собой зубчатое колесо с впадинами.
Два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы блока управления с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.
При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока.
Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.
При отказе датчика пуск двигателя невозможен. Электронный блок при этом заносит в память код неисправности
Для снятия датчика отключаем минусовую клемму аккумулятора
Отжимаем фиксатор и разъединяем колодки жгута проводов
Отжимаем фиксатор и отсоединяем держатель жгута проводов от кронштейна
Выкручиваем болт крепления датчика
Вынимаем датчик из отверстия в блоке цилиндров
Устанавливаем датчик в обратном порядке
Замена датчика положения распределительного вала
Датчик установлен в передней части головки блока цилиндров
При неисправности в цепи датчика ЭБУ заносит в память код неисправности и использует обходную программу управления двигателем
Отсоединяем провод от минусовой клеммы аккумулятора
Отжимаем фиксатор и отсоединяем колодку проводов от датчика
Выкручиваем болт крепления датчика
Вынимаем датчик из отверстия в ГБЦ
Устанавливаем датчик положения распределительного вала двигателя в обратном порядке
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик установлен в резьбовое отверстие корпуса распределительного патрубка на стенке блока цилиндров двигателя
Если датчик отказывает, то электронный блок заносит в память ошибку и использует обходную программу управления двигателем (рассчитывает приблизительное значение температуры по времени работы двигателя и массовому расходу воздуха)
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Сливаем жидкость из системы охлаждения (можно жидкость не сливать, если быстро поменять датчик или заткнуть отверстие пробкой)
Сжимаем фиксатор и отсоединяем колодку проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости
Выкручиваем датчик
Вынимаем датчик из отверстия в корпусе распределительного патрубка
Чтобы определить исправность датчика, опускаем его в горячую воду и проверяем тестером изменение сопротивления между выводами 1 и 3 датчика по мере остывания воды, контролируя температуру воды термометром.
Номинальное значение сопротивления от температуры указано в таблице
t° |
кОм |
-40 |
48,14 |
-20 |
14,13-16,83 |
0 |
5,76 |
20 |
2,31-2,59 |
40 |
1,15 |
60 |
0,59 |
80 |
0,32 |
Устанавливаем датчик в обратном порядке. На резьбовую поверхность датчика наносим герметик.
Заливаем охлаждающую жидкость.
Датчик положения дроссельной заслонки
Представляет собой переменный резистор, который соединен с осью дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки заменяют в сборе с дроссельным узлом
Замена датчика концентрации кислорода
Датчик установлен в катколлекторе
Для откручивания датчика потребуется торцовая головка на 22 с вырезом для жгута проводов
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Отжимаем фиксатор колодки жгута проводов и разъединяем колодки проводов управляющего датчика концентрации кислорода
Выкручиваем управляющий датчик концентрации кислорода
Снимаем датчик (показано на снятом двигателе)
Устанавливаем датчик в обратном порядке
Таким же образом заменяем диагностический датчик концентрации кислорода, установленный в сильфоне
Замена датчика детонации
Датчик установлен в верхней части блока цилиндров между вторым и третьим цилиндрами.
При отказе датчика ЭБУ заносит в память код ошибки и использует обходную программу с уменьшенным углом опережения зажигания для исключения детонации
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Разъединяем колодку проводов датчика детонации
Вынимаем держатель проводов датчика детонации из кронштейна
Выкручиваем болт крепления датчика
Снимаем датчик детонации
Устанавливаем датчик детонации в обратном порядке
Замена датчика абсолютного давления
Датчик установлен во впускной трубе. Он фиксирует изменение давления во впускной трубе в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленвала двигателя и преобразует его в напряжение выходного сигнала.
ЭБУ подает на датчик напряжение питания пять вольт и обрабатывает сигналы датчика, поступающие по цепи передачи сигнала. В зависимости от сигнала датчика электронный блок рассчитывает количество воздуха, поступающего в двигатель.
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Отводим дроссельный узел в сторону, не отсоединяя от него шланги системы охлаждения
Отсоединяем колодку проводов от датчика
Выкручиваем винт крепления датчика
Снимаем датчик абсолютного давления
Устанавливаем все детали в обратном порядке
Замена датчика скорости
Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла.
Датчик выдает на электронный блок прямоугольные импульсы напряжения, частота которых пропорциональна частоте вращения ведущих колес
Отсоединяем провод от минусовой клеммы аккумулятора
Отжимаем скобу фиксатора
Отсоединяем колодку проводов от датчика скорости
Выкручиваем болт крепления
Вынимаем датчик из отверстия коробки передач
Устанавливаем датчик в обратной последовательности
Снятие и установка клапана фазорегулятора
Сжимаем фиксатор колодки проводов клапана системы изменения фаз газораспределения
Отсоединяем колодку проводов от клапана фазорегулятора
Выкручиваем болт крепления клапана
Вынимаем электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения из головки блока цилиндров
Устанавливаем новый электромагнитный клапан в обратной последовательности
Возможные неисправности ЭБУ и способы устранения
Детонационные стуки в двигателе при ускорении автомобиля
Неисправен датчик детонации - Проверьте и при необходимости замените датчик детонации. Проверьте контакты и соединения датчика
Залит бензин с малым октановым числом - Залейте качественный бензин
Плохая реакция двигателя на изменение положения дроссельной заслонки, при трогании с места и на разгоне
Неисправен датчик положения дроссельной заслонкой - Проверьте контакты соединения с проводкой
Неисправен датчик абсолютного давления во впускной трубе - Проверьте датчик, контактное соединение с проводкой и посадку датчика во впускной трубе
Неровная работа двигателя на холостом ходу, повышенная вибрация и остановка
Бедная топливовоздушная смесь из-за увеличения напряжения сигнала датчика концентрации кислорода, вследствие образования отложений на колбе датчика - При наличии белого порошкообразного налета на датчике - замените датчик
Заедание дроссельной заслонки в открытом положении - Устраните заедание дроссельной заслонки
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости или его цепи - Проверьте и если необходимо замените датчик. Проверьте контакты датчика