При недостаточной компрессии или при других дефектах поршневой группы можно заменить кольца или шатуны, не выполняя капитальный ремонт двигателя
Для выполнения задания нужно снять двигатель с автомобиля
Лучше всего снять двигатель вместе с коробкой передач, это будет гораздо легче
После снятия двигателя снимаем головку блока цилиндров
Снимаем поддон масляного картера
Снимаем масляный картер
Поворачиваем коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень оказался в нижней мертвой точке
Откручиваем два болта крепления крышки шатуна
Снимаем крышку шатуна
Если снятие крышки затруднено, нужно несильными ударами молотка стронуть ее с места
Крышки обрабатываются в сборе с шатуном, поэтому они не взаимозаменяемы.
Номер цилиндра выбит на боковой поверхности крышки.
Нужно промаркировать шатун и крышку номером цилиндра, чтобы не перепутать.
Вынимаем вкладыши из шатуна и из его крышки. Если вкладыши остались на коленчатом валу, снимаем их с вала.
Если не предполагается замена вкладышей, при снятии их нужно промаркировать их на нерабочей поверхности.
Если нужно заменить кольца, снимаем кольца специальным съемником. Если его нет, снимаем кольца с поршня, аккуратно разведя их замки.
Выпрессовываем поршневой палец из верхней головки шатуна и снимаем поршень с шатуна
Помечаем детали, если детали не повреждены, и их можно еще использовать.
Осмотр и дефектовка деталей ШПГ
После разборки очищаем и промываем все детали шатуннопоршневой группы и блок цилиндров
Прочищаем проволокой отверстия для стока масла в поршнях и масляный канал в шатунах
Проверяем зазоры между маслосъемными, компрессионными кольцами и канавками на поршне
Номинальный зазор для компрессионных колец составляет 0,03-0,07 мм, предельно допустимый 0,1 мм
Номинальный зазор для маслосъемного кольца 0,06-0,15 мм
Измеряем зазор в замках колец, вставив кольцо в цилиндр, в котором оно будет работать
Продвигаем поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндр ровно, без перекосов и вынимаем поршень
Измеряем щупом зазор в замке кольца
Номинальный/предельно допустимый зазор в замке мм:
0,14-0,28/0,8 – верхнее компрессионное кольцо;
0,30-0,45/0,8 – нижнее компрессионное кольцо;
0,20-0,70/1,0 – маслосъемное кольцо
Если зазор для первого компрессионного кольца меньше 0,3 мм, для второго меньше 0,50, а для маслосъемного кольца меньше 0,8 мм, нужно аккуратно сточить надфилем торцы кольца.
С помощью нутромера измеряем диаметр цилиндра в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и в трех поясах на расстоянии 12 мм от верхней привалочной поверхности блока цилиндра, средней и нижней частях цилиндра.
Овальность не должна быть больше 0,15 мм, а конустность – 0,1 мм.
Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность и конустность превышают указанные значения, то блок цилиндров заменяют.
Проверяем плоскость поверхности блока цилиндров.
Прикладываем линейку ребром к поверхности в середине блока и продольном и поперечном направлении
Прикладываем линейку по диагоналям плоскости
В каждом положении замеряем щупом зазор между линейкой и поверхностью.
Если отклонение больше 0,05 мм, заменяем блок.
При замене деталей ШПГ необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе.
Класс поршня нанесен на его верхнюю часть, а класс цилиндров на правую стенку блока цилиндров между 2-м и 3-м цилиндрами.
Поршневой палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки
Вставляем палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.
Заменяем шатуны, у которых обнаружены:
- деформация шатуна;
- задиры и глубокие царапины во втулке верхней головки шатуна;
- шатунные вкладыши провернулись в нижней головке шатуна
Осматриваем вкладыши. Если на их рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.
Измерьте нутромером внутренний диаметр Dв нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях:
– вдоль шатуна;
– под углом 45° по часовой и против часовой стрелки к предыдущему направлению.
Определите эллипсность нижней головки шатуна, для чего из большего измеренного значения надо вычесть меньшее. Если эллипсность больше 0,05 мм, замените шатун вместе с крышкой.
Измерьте штангенциркулем толщину Т шатунных вкладышей.
Измерьте микрометром диаметр Dн шатунной шейки коленчатого вала.
Шатунные шейки коленчатого вала по номинальному диаметру разбиты на три класса:
– класс 1 (Dн = 47,960–47,954 мм);
– класс 2 (Dн = 47,954–47,948 мм);
– класс 3 (Dн = 47,948–47,942 мм).
Рассчитайте зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = Dв – 2T – Dн. Номинальный расчетный зазор составляет 0,018–0,045 мм.
Предельно допустимый зазор равен 0,1 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, нужно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины, подходящего класса.
Для измерения зазоров между вкладышами и шейками коленчатого вала можно воспользоваться калибровочной проволокой
Для измерения зазора отрезаем отрезок калибровочной проволоки, длина которого на 2 мм короче, чем ширина вкладыша
Калибр располагаем в осевом направлении на шейке вала
Прикрываем крышкой с установленным вкладышем. Чтобы калибр не сдвинулся в момент установки крышки, его приклеиваем с помощью консистентной смазки
Затягиваем гайки крышки сначала моментом 17,7-21,6 Нм, а затем доворачиваем болты на 88-92°
Используя прилагаемый измерительный шаблон, измеряем ширину отпечатка расплющенной калибровочной проволоки.
Отпечаток может остаться на шейке вала «А» или вкладыше Б.
По таблице пересчета нанесенной на шаблон, определяем зазор в соединении
На торцовую поверхность шатунных вкладышей классов 1 и 3 нанесена маркировка, различающаяся по цвету: вкладыши класса 1 маркируют черной краской, класса 3 – зеленой. Вкладыши класса 2 не маркируются.
Вставляем шатун в поршень, смазываем поршневой палец моторным маслом и запрессовываем его в шатун.
Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение.
Направление запрессовки должно совпадать с направлением стрелки нанесенной на верхнюю часть поршня.
Устанавливаем поршневые кольца на поршень
Компрессионные кольца устанавливаются маркировкой вверх
Ориентируем кольца, как показано на рисунке.
Устанавливаем вкладыш в шатун, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне
Устанавливаем на поршень оправку для сжатия колец и, вворачивая винт, сжимаем кольца
Проворачиваем коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируем ШПГ, установилась в ВМТ.
Устанавливаем поршень цилиндра в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне
Нажимаем ручкой молотка и сдвигаем его из оправки в цилиндр до момента установки нижней головки шатуна на шатунную шейку коленчатого вала.
При установке поршней в цилиндры стрелки на поршнях должны быть направлены в сторону передней части двигателя
При установке поршня нужно плотно прижимать приспособление к блоку цилиндров, иначе можно сломать поршневые кольца.
Устанавливать поршень в цилиндр нужно осторожно, чтобы нижней головкой шатуна не повредить шатунную шейку коленвала.
Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.
Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.
Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала.
Устанавливаем болты крепления крышек шатунов.
Болты затягиваем в следующем порядке: сначала моментом 17,7-21,6 Нм, а затем доворачиваем болты на 88-92°
Проверяем боковой зазор шатуна, он должен быть в пределах 0,10-0,25 мм. Предельно допустимый зазор составляет 0,35 мм.
Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипа коленвала. В этом случае заменяем коленвал.