Головку блока цилиндров обычно снимают для замены ее прокладки, клапанов, направляющих втулок клапанов, ремонта головки, а так же при полном ремонте двигателя
Головку блока цилиндров можно снять в сборе с ресивером, впускной трубой, топливной рампой и каткалектором или предварительно сняв эти узлы.
Демонтаж и монтаж головки нужно выполнять на эстакаде или на подъемнике.
Снимаем экран двигателя.
Сбрасываем давление топлива в системе питания.
Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора.
Отсоединяем шланг подвода топлива от трубки топливной рампы.
Сливаем охлаждающую жидкость из двигателя.
Снимаем воздушный фильтр.
Снимаем шланг вакуумного усилителя тормозов с патрубка ресивера.
Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания.
Головкой на 13 отворачиваем гайку крепления наконечника минусового провода к выпускному патрубку системы охлаждения и снимаем наконечник провода со шпильки.
Ослабив затяжку хомутов, снимаем с выпускного патрубка и с корпуса термостата шланги системы охлаждения
Снимаем со штуцеров дроссельного узла шланг, отводящий охлаждающую жидкость от блока подогрева узла и шланг электромагнитного клапана продувки адсорбера.
Отсоединяем от патрубка дроссельного узла шланг подвода воздуха.
Отсоединяем колодки жгута проводов системы управления двигателем и колодки жгута проводов топливных форсунок и от регулятора холостого хода а так же от датчиков:
- - положения дроссельной заслонки;
- - фаз;
- - температуры охлаждающей жидкости;
- - концентрации кислорода.
Отсоединяем колодки проводов от датчиков указателя температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла.
Ослабив затяжку гайки нижнего крепления и отвернув гайку верхнего крепления кронштейна трубы насоса охлаждающей жидкости, отводим кронштейн от шпильки головки блока цилиндров.
Демонтируем левый и правый опорные кронштейны впускной трубы.
Отсоединяем трубу дополнительного глушителя от катколлектора.
Снимаем крышку головки блока цилиндров.
Снимаем зубчатый шкив распределительного вала (см. «Замена сальника распределительного вала»).
Ключом «на 10» отворачиваем гайку верхнего крепления задней крышки ремня привода ГРМ.
Шестигранником «на 10» отворачиваем десять винтов крепления головки блока цилиндров.
Вынимаем винты с шайбами.
Снимаем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой, топливной рампой и катколлектором (снимать головку удобнее с помощником).
Снимаем прокладку головки блока цилиндров.
При необходимости разборки головки блока цилиндров демонтируем ресивер, впускную трубу и катколлектор. Снимаем распределительный вал (см. «Снятие распределительного вала»).
Пометив место установки, вынимаем толкатели клапанов с регулировочными шайбами из гнезд головки блока цилиндров.
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления выпускного патрубка.
Снимаем патрубок
Снимаем прокладку
Отворачиваем датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
Маркером помечаем клапаны.
При разборке клапанного механизма подкладываем под тарелку рассухариваемого клапана упор (деревянный брусок).
Рассухариваем клапан (см. «Замена маслоотражательных колпачков клапанов») и снимаем тарелку пружины, наружную и внутреннюю пружины, опорную шайбу
Вынимаем клапан из направляющей втулки.
Аналогично демонтируем другие клапаны.
Перед сборкой головки блока цилиндров металлической щеткой удаляем нагар с поверхности камер сгорания.
Промываем головку блока цилиндров керосином и продуваем масляные каналы сжатым воздухом.
Сборку и установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.
Перед установкой клапанов очищаем их от нагара и наносим на стержни клапанов тонкий слой моторного масла.
Очищаем привалочные поверхности блока цилиндров, головки и выпускного патрубка от остатков старых прокладок, грязи и масла.
Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров под винты крепления головки масло и охлаждающую жидкость.
Новую прокладку головки блока цилиндров и саму головку устанавливаем по двум центрирующим втулкам.
Устанавливаем винты крепления и затягиваем их в четыре приема по схеме:
- первый прием — затягиваем винты моментом 20—25 Нм (2,0—2,5 кгсм);
- второй прием — затягиваем винты моментом 70—85 Нм (7,0—8,5 кгсм);
- третий прием — доворот винтов на 90°;
- четвертый прием — доворот винтов на 90˚.
Винты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 135,5 мм. Если длина больше, заменяем винты новыми.