Снятие и установка распредвала 4-цилиндрового бензинового двигателя

Снятие

1. Снять верхний кожух зубчатого ремня.

2. Снять крышку головки блока цилиндров.

3. Установить коленвал в положении ВМТ для 1 цилиндра.

Положение коленвала двигателя больше не изменять.

4. Ослабить зубчатый ремень и снять сверху с зубчатого колеса распредвала.

5. Заклинить распредвал спереди шипом. Для этого вставить подходящий шип или прочную отвертку в отверстие зубчатого колеса распредвала и упереть в верхний край головки блока цилиндров.

Для того чтобы избежать повреждения уплотняющей поверхности головки блока цилиндров, подложить деревянную прокладку.

Прочно удерживая отвертку, ослабить болт крепления распредвала.

Отвинтить и снять зубчатое колесо распредвала, в случае необходимости вбить легкими ударами резинового молотка. Снять шпонку с распредвала.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

6. Пометить все крышки коренных подшипников. Четыре крышки, справа - налево, смотря по ходу движения, пометить цифрами от 1 до 4.

7. Снять крышки 1 и 3. Затем отвинтить крест-накрест попеременно крышки 2 и 4.

8. Вынуть распредвал.  

Если будут выниматься тарельчатые толкатели, их надо пометить для того, чтобы снова можно было установить на прежние места. Складывать тарельчатые толкатели поверхностью скольжения (смещая в сторону распредвала) вниз.

Установка

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

1. Перед установкой при необходимости можно проверить биение распредвала в заводских условиях. Граница износа: 0,01 мм.

2. Если на двигателе с большим пробегом или шумами в приводе клапанов вновь будет устанавливаться прежний распредвал, рекомендуется проверить осевой зазор.

Граница износа: 0.15 мм. Измерение проводится при снятых тарельчатых толкателях и установленных первой и последней крышках коренных подшипников.

3. Установить новое уплотнительное кольцо распредвала. Предварительно смазать маслом губы и внешний край уплотнительного кольца.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

Сделать пробную установку крышек подшипника, обращая внимание на положение центров.

Крышки должны быть установлены так, чтобы отверстия крышек и головки блока цилиндров совпадали. При этом обращать внимание на метки.

5. Если снимались тарельчатые толкатели, установить их на прежние места.

Тарельчатые толкатели смазать тонким слоем масла и при установке не перекашивать.

Тарельчатые толкатели местами менять нельзя!

6. Смазать маслом и установить распредвал.

При этом кулачки 1 цилиндра должны быть направлены вверх. Установить крышки подшипников согласно меткам. Обращать внимание на положение центров.

7. Затянуть крышки 2 и 4 крест-накрест моментом 20 Нм.

8. Установить 1 и 3 крышки и затянуть моментом 20 Нм.

9. Установить шпонку распредвала. Установить приводную шестерню и затянуть моментом 80 Нм, удерживая при этом зубчатое колесо шипом.

10. Надеть зубчатый ремень на зубчатое колесо распредвала, обращая внимание на правильное положение промежуточного вала и виброгасителя.

11. Натянуть зубчатый ремень.

12. Установить новую прокладку крышки головки блока цилиндров, осторожно затянув болты крышки моментом 10 Нм.

13. Установить ограждение зубчатого ремня.

Если будут установлены новые тарельчатые толкатели, двигатель в течение примерно 30 минут запускать нельзя, в противном случае клапана упрутся в поршни!

Гидравлические тарельчатые толкатели

Все двигатели VW T4 оснащены гидравлическими тарельчатыми толкателями, которые уменьшают шумы в приводе клапанов и, кроме того, не требуют в рамках обслуживания регулировки клапанных зазоров.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

Работа тарельчатого толкателя

При работе двигателя тарельчатый толкатель 203 разгружается, если кулачок 184 распредвала 185 расположен вверху.

В этом случае пружина (d) разжимает компенсатор 204 так, что он внизу упирается в стержень клапана 195, а вверху нажимной палец (а) прижимает тарельчатый толкатель 203 к распредвалу.

В этом положении все отверстия (е) перекрыты и моторное масло не может ни втекать, ни вытекать из рабочей камеры (с).

Как только тарельчатый толкатель будет нагружен кулачком вращающегося распредвала, шариковый клапан (в) закроется и находящееся в рабочей камере масло, по причине своей несжимаемости будет работать как одно твердое тело.

Таким образом, расстояние (L) при каждом обороте распредвала будет соответственно подстраиваться к изменяющимся размерам сопряженных деталей.

Внешней приметой гидравлического тарельчатого толкателя является обегающая масляная канавка и отсутствие регулировочных шайб.

Шумы в приводе клапанов при запуске двигателя являются нормальными. При остановленном двигателе, в зависимости от положения кулачка, из толкателя выдавливается большее или меньшее количество масла.

Это ведет к появлению шумов, не прекращающихся до тех пор, пока гидротолкатель, при работающем двигателе вновь не заполнится маслом.

В зависимости от обстоятельств этот процесс может продолжаться до тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.

Для обеспечения безукоризненной работы гидротолкателей, в головке блока цилиндров находится блокировка утечки масла, препятствующая полному вытеканию масла из головки блока цилиндров при остановленном двигателе.

Проверка

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

Гидравлические толкатели необходимо проверять, если при достижении двигателем рабочей температуры шумы в приводе клапанов не пропадают.

1. Прогреть двигатель в движении, оставить работать на холостом ходу, пока не включится вентилятор радиатора.

2. В течении 2 минут поднять обороты двигателя до 2500 об/мин.

3. Если гидротолкатели продолжают издавать громкие шумы, заглушить двигатель и снять крышку головки блока цилиндров.

Провернуть распредвал до тех пор, пока кулачки проверяемого цилиндра не будут направлены вверх. Для этого установить коробку передач в нейтральное положение, затянуть ручной тормоз и провернуть коленвал за болт крепления ременного шкива подходящим ключом по часовой стрелке.

Не вращать за болт крепления приводной шестерни распредвала, т.к. это приведет к перегрузке зубчатого ремня.

Коленчатый вал и распредвалы могут быть повернуты и следующим образом: включить 5 передачу и толкнуть машину вперед или назад.

4. Нажать на тарельчатый толкатель вниз деревянным или пластмассовым клином. Если при этом будет ощущаться люфт более 0,1 мм, тарельчатый толкатель заменить.

После установки нового гидротолкателя, в течение около 30 мин двигатель запускать нельзя, в противном случае клапан столкнется с поршнем, что может привести к их поломке.

Замена маслоотражательных колпачков

Причиной повышенного расхода масла может быть износ маслоотражательных колпачков.

Маслоотражательные колпачки могут быть сняты и на установленной головке блока цилиндров, но для этого необходим специальный инструмент VW-2036 с VW541 /1 или HAZET 2577-2, а для бензиновых двигателей – сжатый воздух.

Описывается снятие на бензиновом двигателе. В случае дизельного двигателя сжатый воздух не нужен, но тогда поршень соответствующего цилиндра должен находиться в ВМТ.

Установить двигатель в положение ВМТ для 1 цилиндра.

Снятие

1. Снять распредвал и тарельчатые толкатели.

2. Поршень соответствующего цилиндра установить в НМТ (нижняя мертвая точка).

Для этого провернуть коленвал торцевым ключом за ременной шкив так, чтобы засечка на ременном шкиве совпала с соответствующей меткой ограждения зубчатого ремня (1 цилиндр теперь стоит в ВМТ). В это время 2 и 3 цилиндры стоят в НМТ.

Пометить ременной шкив коленвала снизу мелом, затем провернуть ременной шкив еще на ½ оборота (180°), пока меловая метка не совпадет с соответствующей меткой. Теперь 1 и 4 цилиндры стоят в НМТ.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

3. Вывернуть все свечи зажигания.

4. Завернуть в нужный цилиндр, вместо свечи переходник VW 653/3 или HAZET 3428 и подсоединить шланг со сжатым воздухом.

5. Если под рукой нет специального инструмента, изготовить переходник из старой свечи зажигания.

Для этого откусить электрод массы (1), сломать отверткой керамический изолятор (2), раскачивая из стороны в сторону, сломать центральный электрод (3) и вынуть его.

Остатки среднего электрода вместе со стекломассой (4) и соединительным пальцем (5) выбить подходящим пробойником (около 3 мм) (см. рис. Свеча зажигания). При этом зажать свечу в тиски.

Не повредить резьбу свечи, чтобы не повредить затем резьбу в отверстии головки блока цилиндров, куда будет заворачиваться изготовленный переходник.

6. Подготовленный таким образом переходник завернуть в нужный цилиндр и подсоединить к нему шланг со сжатым воздухом.

7. Поддерживать сжатым воздухом постоянное давление в цилиндре не менее 6 бар.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

8. Привинтить приспособление VW-2036 к 1 и 4 стойкам подшипников и сжать пружины клапанов приспособлением VW541/1. Можно использовать также приспособление HAZET 2577-2.

В этом случае имеющийся на приспособлении контрупор привинтить к шпильке крепления распредвала, и сжать пружины приспособлением для сжатия пружин.

Поршень в этом случае должен стоять в НМТ.

9. Вынуть корпусные сухари, ослабить пружины клапана.

Прочно сидящие конусные сухари выбивать легкими ударами молотка через монтировку.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

10. Вынуть тарелки пружин и пружины клапана.

11. Вынуть маслоотражательные колпачки. Для этого на заводах используется специальный инструмент (VW 10-218 или VW 3047, HAZET 791-5 или ударный съемник HAZET 791-2).

Старые маслоотражательные колпачки, как правило сидят очень прочно. Поэтому для снятия чаще пользуются ударным съемником.

Установка

1. Пластмассовую гильзу (А) (поставляется вместе с маслоотражательными колпачками) насадить на стержень клапана.

Маслоотражательный колпачок (В) смазать тонким слоем масла, установить в запрессовочное приспособление VW 10-214 или HAZET 2577 и осторожно насадить на направляющую стержня. Гильзу и запрессовочное приспособление удалить.

Если установка будет производиться без использования пластмассовой гильзы, то маслоотражательный колпачок будет поврежден! Вследствие этого двигатель будет потреблять слишком много масла!

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

2. Установить пружины, тарелки клапанов и сжать пружины.

3. Установить конусные сухари, ослабить пружины.

4. Таким же образом заменить остальные маслоотражательные колпачки. Установить тарельчатые толкатели и распредвал.

Снятие и установка клапанов

Снятие

1. Снять головку блока цилиндров.

Если детали привода клапанов будут устанавливаться снова, то они должны устанавливаться на старые места.

2. Снять распредвал.

3. Пометить тарельчатые толкатели и снять.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

Тарельчатые толкатели складировать рабочей поверхностью вниз (сторона обращенная к распредвалу).

4. Снять пружины клапанов. Для этого на заводах пользуются специальным инструментом VW-2037.

Можно также снять конические сухари, клапаны и пружины с помощью обычных, имеющихся в продаже клещей для снятия пружин клапанов. Но тогда требуется дополнительное снятие впускного и выхлопного коллекторов.

5. Сжать пружины клапана и вынуть конусные сухари. Снять верхнюю тарелку пружин клапана и пружины. Вынуть клапан.

6. Вынуть маслоотражательный колпачок.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

7. Нижнюю тарелку пружины клапана (стрелка) снимать с помощью приспособления VW-3047 или HAZET 791-5/791-2.

Установка

1. Перед установкой клапанов проверить направляющие клапанов и, при необходимости, довести или отшлифовать седла клапанов.

Новые тарелки пружин клапанов на нижнем канте отверстия под конусные сухари местами имеют очень острые края, которые могут повредить стержни клапанов (риски и т.п.).

Поврежденные клапаны заменить. При необходимости, перед установкой, снять заусенцы с тарелок пружин клапанов.

2. Установить нижнюю тарелку пружин клапана.

3. Зачистить заусенцы на стержне клапана в местах прилегания конусных сухарей.

4. Из условий безопасности после демонтажа маслоотражательные колпачки заменять всегда.

5. Смазать стержень клапана тонким слоем масла и установить клапан.

6. Насадить новый маслоотражательный колпачок.

Если установка будет производиться без применения пластмассовой гильзы, маслоотражательные колпачки будут повреждены! В этом случае будет наблюдаться перерасход масла!

7. Установить пружины. Если пружины клапана будут заменяться, то заменять пружины парами (сразу обе).

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

8. Установить верхнюю тарелку пружин клапана. Тарелки пружин клапанов имеют снаружи широкую фаску (А) и фаску внутри (стрелка В).

9. Сжать пружины клещами для сжатия пружин и установить конические сухари так, чтобы они зашли в канавки клапана. Ослабить клещи и установить следующий клапан.

10. Проверить осевой зазор распредвала.

11. Смазать все тарельчатые толкатели моторным маслом и установить в отверстия согласно меткам.

12. Установить распредвал.

13. Заменить прокладку головки блока цилиндров. Установить головку блока цилиндров.

Проверка направляющих клапанов

При проведении ремонтных работ на двигателе с негерметичными клапанами недостаточно обработать или заменить клапаны.

Обязательно надо проверить износ направляющих стержней клапанов. Особенно важна проверка на двигателях с большим пробегом.

Если износ велик, необходимо заменить или направляющие стержней (заводская работа) или головку блока цилиндров.

1. Удалить продукты сгорания чистящей пеной.

2. Установить новый клапан. Нижняя часть стержня клапана должна прилегать к направляющей.

Вследствие различия в размерах стержней и диаметров тарелок вставлять только впускной клапан в направляющую впускного клапана и выпускной клапан в направляющую выпускного клапана.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

3. Измерить зазор. Для этого на заводах VW используют специальный инструмент VW387.

Граница износа впускного клапана: 1,0 мм; выпускного клапана: 1,3 мм.

4. При слишком большом зазоре необходимо заменить направляющие в заводских условиях.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

Доводка седла клапана в головке блока цилиндров и доводка клапанов

Седла клапанов со следами износа и обгорания можно доводить до тех пор, пока выдерживается максимально допустимый размер доводки.

Если размер доводки будет превышен, то гидравлический компенсатор клапанных зазоров больше не будет работать. В этом случае необходимо заменить головку блока цилиндров.

Седла клапанов доводить до тех пор, пока не будет получено безукоризненное пятно контакта. Кольца седел клапанов могут быть заменены с помощью обычного заводского инструмента.

Для доводки необходимы развертки. Так как обращение с этим инструментом требует определенных навыков, работы необходимо производить в заводских условиях.

Кольца седел выпускных клапанов имеют дополнительное сужение. При доводке строго обращать внимание на то, чтобы радиус сужения был сохранен.

Вычисление максимально допустимых размеров доводки

1. Вставить клапан и плотно прижать его к седлу.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

2. Измерить расстояние (а) между концом стержня клапана и верхним краем головки блока цилиндров.

3. Для того, чтобы получить максимально допустимый размер доводки (b), необходимо вычесть минимальный размер (см. таблицу 1) измеренного расстояния (а).

Таб. 1 Тип двигателя

Минимальный размер, мм

Впускной

клапан

Выпускной

клапан

Бензиновый двигатель

33,80

34,10

Дизельный двигатель

35,80

36,10

 

Угол обработки и диаметр седла клапана

Дизельный

двигатель

Впускной

клапан, мм 

Выпускной

клапан, мм

а

max 37,2 *

min 33,2 *

в

34,8

30,4

с

2,7

2,05

* наружный диаметр корректировочной фрезы

 

Угол обработки и диаметр седла клапана 

Бензиновый

двигатель

Впускной

клапан, мм 

Выпускной

клапан, мм 

а

37,2

32,4

с

около 2,0

около 2,4

 

Размеры клапана 

Двигатель

Впускной

клапан, мм

Выпускной

клапан, мм 

Бензиновый

двигатель

 

а = 40,00

а = 33,00

b = 7,97

b = 7,95

с = 91,00

c = 90,80

α  = 45°

α = 45°

Дизельный

двигатель

 

a = 36,00

a = 31,00

b = 7,97

b = 7,95

с = 95,00

c = 95,00

α  = 45°

α  = 45°

Клапан доводить нельзя, допускается только притирка.

Размер головки блока цилиндров

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/CaravelleБензиновый двигатель: а = 132,6 мм

Головку блока цилиндров дизельного двигателя доводить нельзя.

Притирка седла клапанов

При безукоризненно обработанных кольцах седел клапанов и новых клапанах притирка седел клапанов в головке блока цилиндров не требуется.

Ремонт ГБЦ автомобиля VW Transporter/Caravelle

1. Клапаны разрешается притирать только мелкозернистой шлифовальной пастой. Для вращения клапана на тарелку клапана

устанавливается резиновая присоска. Во избежание рисок на поверхности седла притирать необходимо равномерными вращениями с частыми подъемами клапана.

После притирки тщательно удалить шлифовальную пасту.

2. Качество притирки проверяется по пятну контакта и топливом: установить свободно клапаны, залить топливо в камеру сгорания. Топливо не должно просачиваться через направляющую клапана. В противном случае притирку продолжить.