Автомобиль Toyota Camry оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабо­чей и стояночной

Первая, оснащенная гид­равлическим приводом, обеспечивает тормо­жение при движении автомобиля, вторая за­тормаживает автомобиль на стоянке.

Рабочая система двухконтурная, с диагональным со­единением тормозных механизмов передних и задних колес.

Один контур гидропривода обеспечивает работу правого и переднего и ле­вого заднею тормозных механизмов, дру­гой - левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй кон­тур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включен вакуумный усилитель (на части выпуска автомоби­лей - с механической системой экстренного торможения).

Кроме того, автомобиль ос­нащен электронными системами повышения активной безопасности: антиблокировочной системой (АБС), системой распределения тор­мозного усилия, а по специальному зака­зу - противобуксовочной системой (TRC) и системой курсовой устойчивости (VSC).

На авто­мобили, оснащенные вакуумным усилителем тормозов без механической системы экстренного торможения, устанавливается электрон­ная система экстренного торможения (ВА).

Стояночная тормозная система имеет тро­совый привод на тормозные механизмы зад­них колес.

Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 - главный тормозной цилиндр; 2 - бачок главного тормозного цилиндра; 3 - датчик уровня тормозной жидкости

Главный тормозной цилиндр 1 типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, со­единенных с независимыми гидравлически­ми контурами.

Первая камера связана с пра­вым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая - с левым передним и правым задним.

На главный цилиндр через резиновые со­единительные втулки установлен бачок 2, вну­тренняя полость которого разделена перего­родками на два отсека.

Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра.

На автомобилях с механической коробкой пе­редач в бачке имеется также отсек для пита­ния главного цилиндра привода выключения сцепления.

При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают пе­ремещаться, рабочими кромками манжет пе­рекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются, и начинается вытеснение тормозной жидкости.

В верхней половине корпуса бачка установ­лен датчик 3 уровня тормозной жидкости.

При падении уровня жидкости ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигналь­ная лампа неисправного состояния тормоз­ной системы.

Вакуумный усилитель, установленный между механизмом педали и главным тормоз­ным цилиндром, при торможении за счет раз­режения во впускной трубопровод двигателя через шток и поршень первой камеры главного ци­линдра создает дополнительное усилие, про­порциональное усилию от педали.

В шланге, соединяющем вакуумный усили­тель с впускной трубой, установлен обратный клапан.

Он удерживает разрежение в усили­теле при его падении во впускной трубе и препятствует попаданию топливовоздушной смеси в вакуумный усилитель.

На части выпускаемых автомобилей в состав вакуумного усилителя включена механи­ческая система экстренного торможения «ВА».

В аварийных ситуациях водители, особенно неопытные, часто паникуют и недостаточно сильно нажимают педаль тормоза.

Система «ВА» воспринимает резкое нажатие на педаль тормоза, как сигнал экстренного торможения, и прикладывает к штоку главного цилиндра максимально возможное усилие.

Тормозной механизм переднего коле­са дисковый, вентилируемый, с автоматиче­ской регулировкой зазора между колодками 6 и диском 4, с плавающей скобой.

Тормозной механизм переднего колеса: 1 - тормозной шланг; 2 - клапан выпуска воздуха; 3 - направляющий палец суппорта; 4 - тормозной диск; 5 - направляющая колодок; 6 - тормозные колодки; 7 - суппорт тормозного механизма

Подвижная скоба образована суппортом 7 с однопоршневым рабочим цилиндром.

На­правляющая 5 колодок прикреплена болта­ми к поворотному кулаку.

Подвижная скоба прикреплена направляющими пальцами 3, ввернутыми в резьбовые отверстия направ­ляющей колодок.

Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защище­ны пластмассовыми втулками.

В полости ра­бочего цилиндра установлен поршень с уп­лотнительным кольцом.

За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском.

При торможении поршень под воз­действием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, под воздейст­вием силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижи­мается к диску, при этом сила, прижимаю­щая колодки, оказывается одинаковой.

При растормаживании поршень за счет упругос­ти уплотнительного кольца отводится от ко­лодки, в результате между колодками и дис­ком образуйся небольшой зазор.

Тормозной механизм заднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой за­зора

Тормозной механизм заднего колеса; 1 - тормозной диск; 2 - суппорт; 3 - направляющая колодок; 4 - тормозные колодки; 5 - клапан выпуска воздуха; 6 - направляющий палец суппорта

Тормозные колодки 4 приво­дятся в действие одним гидравлическим ра­бочим цилиндром.

Оптимальный зазор между барабаном и колодками поддерживается по тому же принципу, что и у тормозных меха­низмов передних колес.

Дисковый рабочий тормозной механизм зад­него колеса совмещен с барабанным механиз­мом стояночного тормоза

Внутренняя полость тормозного диска одновременно служит тормозным барабаном стояночного тормоза.

Стояночный тормоз, приводимый в дей­ствие механически, состоит из педали (на ав­томобилях с механической коробкой пере­дач - рычага), переднего троса с регулиро­вочным устройством, двух задних тросов и механизмов на задних колесах.

Стояночный тормозной механизм; 1 - регулировочное устройство; 2, 8 - опорные стойки колодок; 3 - передняя колодка стояночного тормозного механизма; 4 - верхняя стяжная пружина передней колодки; 5 - распорная планка; 6 - верхняя стяжная пружина задней колодки; 7 - задняя колодка стояночного тормозного механизма; 9 - щит стояночного тормозного механизма

На щите 9 стояночного тормозного механизма установлены стянутые пружинами тормозные колодки 3 и 7

Задние наконечники задних тросов соединены с разжимными рычагами, установленными на задних колодках 7 стоя­ночных тормозных механизмов.

При переме­щении разжимных рычагов они через распор­ную планку перемещают переднюю тормоз­ную колодку 3 до упора в тормозной барабан, выполненный за одно целое с диском, и за­тем, получив жесткий упор, прижимают к ба­рабану заднюю колодку.

Оптимальный зазор между колодками и ба­рабаном при сборке тормозного механизма устанавливают вручную с помощью регулиро­вочною устройства 1.

Стояночный тормоз не требует особого ухода.

При текущем ремонте проверьте сте­пень износа зубьев сектора и собачки. Чрез­мерно изношенные детали замените.

Оболочки или проволоки тросов при обна­ружении их обрыва нужно заменить новыми.

Антиблокировочная система тормозов состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя стоп-сигналов, гидроэлектронного модуля управления и сигнальной лампы в комбинации приборов.

Кроме того, антиблокировочная система оборудована систе­мой самодиагностики, выявляющей неис­правности компонентов.

АБС служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при тор­можении в сложных дорожных условиях, что предотвращает блокировку колес.

Система АБС обеспечивает следующие преимущества:

  • - объезд препятствий с более высокой сте­пенью безопасности, в том числе и при экс­тренном торможении;
  • - сокращение тормозного пути при экс­тренном торможении с сохранением курсо­вой устойчивости и управляемости автомоби­ля, в том числе и в повороте.

В случае неисправности системы предус­мотрены функции диагностики и поддержания работы при отказах системы.

Гидроэлектронный модуль управления по­лучает информацию о скорости движения ав­томобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения ко­лес.

После включения зажигания модуль АБС подает напряжение на датчики.

В датчиках ис­пользуется эффект Холла, они генерируют вы­ходной сигнал в виде прямоугольных импуль­сов.

Сигнал изменяется пропорционально ча­стоте вращения импульсного кольца датчика, встроенного в уплотнение подшипника пе­редней ступицы и непосредственно в заднюю ступицу

На основе этой информации модуль опреде­ляет оптимальный режим торможения колес.

Различают следующие режимы работы антиблокировочной системы:

  • - режим нормального торможения.

При нормальном торможении электромагнитный клапан обесточен, входной клапан открыт, вы­ходной клапан закрыт.

При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в рабочий цилиндр через электромагнитный клапан и приводит в действие тор­мозные механизмы колес.

При отпускании пе­дали тормоза тормозная жидкость возвраща­ется в главный тормозной цилиндр через входной и обратный клапаны;

  • - режим экстренного торможения.

Если при экстренном торможении начинается бло­кировка колеса, модуль выдаст на электро­магнитный клапан команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряже­ние подается на каждый электромагнитный клапан

Входной клапан закрывается, и пода­ча тормозной жидкости из главного цилиндра перекрывается; выходной клапан открывается, и тормозная жидкость поступает из рабо­чего цилиндра в главный, а затем в бачок, что вызывает снижение давления;

  • - режим поддержания давления.

При мак­симальном снижении давления в рабочем ци­линдре модуль выдает на электромагнитный клапан команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на входной клапан и не подается на выходной клапан.

При этом входной и выходной клапаны закрыты, и тормозная жидкость из рабочего цилиндра не уходит;

  • - режим повышения давления.

Если модуль определяет, что колесо не заблокировано, то он обесточивает электромагнитный кла­пан. Напряжение на электромагнитные клапа­ны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в рабочий цилиндр, в котором возрастает давление.

Гидроэлектронный модуль АБС и датчики частоты вращения колес используются и в других системах повышения активной бе­зопасности.

Так, в системе распределения тормозного усилия (EBD) модуль по сигналам датчиков частоты вращения колес оценивает изменение нагрузки, приходящейся на каж­дое колесо, и соответственно изменяет дав­ление в тормозных трубопроводах.

В противобуксовочной системе (TRC) ЭТ01 же модуль с помощью датчиков частоты вращения отслеживает пробуксовку колес и, в случае необходимости, подтормаживает буксующее колесо, поднимая давление в его тормозном трубопроводе.

Кроме того, в этом случае гидроэлектронный модуль подает бло­ку управления двигателем сигнал на снижение крутящего момента. При срабатывании «TRC» в комбинации приборов мигает контрольная лампа «SUP».

В электронной системе экстренного тормо­жения (ВА) по сигналам датчика давления, ус­тановленного в гидроэлектронном модуле, распознается резкое нажатие на педаль тор­моза.

При этом модуль создает в тормозных механизмах максимально возможное тормоз­ное усилие (режим экстренного торможения).

В системе курсовой устойчивости (VSC) гидроэлектронный модуль анализирует сигналы датчиков частоты вращения колес, а также датчика угла поворота рулевого колеса и дат­чика скорости поворота вокруг вертикальной оси и бокового ускорения.

По сигналам дат­чиков гидроэлектронный модуль определяет возникновение сноса передней или заноса задней оси автомобиля.

В случае сноса пе­редней оси модуль корректирует траекторию движения автомобиля, подтормаживая оба колеса с внутренней стороны поворота и по­дает блоку управления двигателем сигнал на снижение крутящего момента.

При заносе задней оси траектория корректируется подтормаживанием переднего колеса с наруж­ной стороны поворота, а если необходимо - и обоих задних колес.

При срабатывании системы VSC слышен сигнал зуммера, а в комбинации приборов мигает контрольная лампа «SUP».

Датчик угла поворота рулевою колеса системы VSC установлен в рулевой ко­лонке, а датчик скорости поворота вокруг вертикальной оси и бокового ускорения - под облицовкой тоннеля пола.

Для диагностики и ремонта электронных систем повышения активной безопасности требуются специальное оборудование и оснастка.

Поэтому в случае выхода их из строя обращайтесь на специализированную стан­цию технического обслуживания.

Гидравлическая система тормозов объ­единена в единое целое металлическими трубками и шлангами.

Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-3, которую необходимо перио­дически заменять.

Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза, стараются реже им пользоваться.

Такая «экономия» приводит к обратному результа­ту: трос, редко перемещаясь в оболочке, по­степенно теряет подвижность, его заклини­вает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.

Свободный ход педали тормоза при неработа­ющем двигателе должен быть примерно 1-6 мм.

Слишком малый свободный ход сви­детельствует о неправильной начальной уста­новке педали тормоза или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных коло­док.

Слишком большой свободный ход - при­знак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидро­привода тормозной системы.

Если свободный ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», - в си­стеме воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична.

Если при торможении педаль тормоза начи­нает вибрировать, вероятнее всего, поко­роблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, при­чем сразу оба.

Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении автомобиля сопровождает ра­боту антиблокировочной системы тормозов и не является признаком неисправности.

Если при торможении машину начинает тя­нуть в сторону, проверьте рабочие цилинд­ры: возможно, потребуется их замена.

Если в подвеске появился стук, пропадаю­щий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.

После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз на­жмите на педаль тормоза - поршни в рабо­чих цилиндрах должны встать на место.

Возможные неисправности тормозной системы и методы устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза:

Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров – замените вышедшие из строя тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны;

Воздух в гидроприводе тормозов – удалите воздух, прокачав гидропривод;

Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре – замените цилиндр;

Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов – замените тормозные шланги и прокачайте систему;

Повышенное биение тормозного диска (более 0,05 мм) – прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 25,0 мм, а задних – менее 8,5 мм

Недостаточная эффективность торможения:

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов – промойте и просушите колодки;

Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах – устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените;

Полный износ накладок тормозных колодок – замените тормозные колодки;

Перегрев тормозных механизмов – немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам;

Применение низкокачественных колодок – применяйте оригинальные колодки;

Нарушение регулировки педали тормоза (расстояние от площадки педали до пола меньше нормы) – отрегулируйте положение педали тормоза, определите причину увеличения полного хода и замените поврежденные детали;

Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали) – замените поврежденные детали, прокачайте систему;

Уменьшено выступание штока вакуумного усилителя тормозов – отрегулируйте положение штока;

Нарушение в работе АБС – нужно проверить АБС

Неполное растормаживание всех колес:

  • - отсутствует свободный ход педали тормоза – отрегулируйте положение педали;
  • - увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов – отрегулируйте шток вакуумного усилителя;
  • - разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра в следствии попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п – промойте и прокачайте весь гидропривод, замените резиновые детали;
  • - заклинивание поршней главного цилиндра – проверьте и при необходимости замените цилиндр

Притормаживание одного колеса при отпущенной педали:

  • - излом или ослабление стяжных пружин колодок стояночного тормоза – замените пружины;
  • - заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса – замените рабочий цилиндр и прокачайте систему;
  • - разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей – замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов;
  • - нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления – затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали;
  • - неправильная регулировка стояночной тормозной системы – отрегулируйте стояночную тормозную систему;
  • - нарушение в работе АБС – нужно проверить АБС

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:

  • - заклинивание поршня рабочего цилиндра – замените рабочий цилиндр;
  • - закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения – замените или прочистите трубку;
  • - загрязнение или замасливание дисков, барабанов и колодок – очистите детали тормозов;
  • - нарушены углы установки колес – отрегулируйте углы установки колес;
  • - разное давление в шинах колес – установите нормальное давление в шинах;
  • - не работает один из контуров тормозной системы – замените поврежденные детали, прокачайте систему. Если не приведет к желаемому результату, проверьте АБС;

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении:

  • - неисправен вакуумный усилитель – замените усилитель;
  • - поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабло его крепление – замените шланг;
  • - разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в рабочую жидкость бензина, минеральных масел – замените цилиндры, промойте и прокачайте систему

Писк или вибрация тормозов:

  • - замасливание фрикционных накладок – зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки
  • - износ накладок  или инородные включения в них – замените колодки

New

Как снять и проверить датчики СУД автомобиля KIA RIO 3

Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты

Конструкция заднего моста автомобиля ВАЗ-21213

Задний мост автомобиля выполнен в виде пустотелой балки, к торцам которой приварены фланцы с посадочными местами под подшипники полуосей и отверстиями для крепления тормозных щитов

Выберите язык