- 1. Снять головку блока цилиндров.
- 2. Снять масляный насос.
- 3. Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку шатуна 2.
Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка.
Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.
- 4. Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, а затем вынуть его вместе с шатуном.
Вынуть из нижней головки шатуна вкладыш шатунного подшипника.
Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.
Проверить метки на шатуне и крышке шатуна.
Если метки не видны, пометить шатун и крышку номером цилиндра.
- 5. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.
- 6. С помощью съемника снять поршневые кольца.
- 7. Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.
- 8. Выпрессовать специальным приспособлением поршневые пальцы.
Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1 — это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень.
Вынуть шатун 2 из поршня 3.
- 9. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.
- 10. После разборки промыть все детали в бензине.
Очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара, как показано на рис. 6;
- - в случае замены поршня, поршневого пальца или шатуна необходимо:
- - вынуть с помощью плоскогубцев стопорные кольца поршневого пальца;
- - на приспособлении вынуть поршневой палец (поршневые кольца перед этим должны быть сняты);
- - подобрать новые поршни по гильзам с зазором 0,012—0,024 мм.
Подбор проверяется протягиванием при помощи пружинного безмена ленты-щупа, заложенного между поршнем и цилиндром.
Щуп располагается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.
Поршень должен быть без поршневых колец.
Усилие протягивания при нормальной комнатной температуре (+20°с) должен быть в пределах 3,5—4,5 кг.
Размеры ленты: толщина —0,05 мм, ширина — 13 мм, длина — 250 мм;
- - подобрать поршневой палец к шатуну так, чтобы при нормальной комнатной температуре он плавно перемещался в отверстии верхней головки под легким усилием большого пальца руки.
Поршневой палец, должен быть слегка смазан маслом.
Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на бобышках поршня;
- - произвести подсборку шатунно-поршневой группы на приспособлении (рис. 7).
Поршень перед запрессовкой в него поршневого пальца необходимо нагреть в горячей воде до температуры 70°С; запрессовка пальца о холодный поршень может привести к повреждению поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня.
Вставить стопорные кольца поршневого пальца в кольцевые канавки бобышек поршня;
- - подобрать по цилиндру поршневые кольца; зазор; замеренный в стыке кольца с помощью щупа, должен быть 0,3 — 0,5 мм.
В изношенных цилиндрах наименьший зазор следует делать 0,3 мм;
- - щупом проверить боковой зазор между кольцом и стенкой поршневой канавки (рис. 8).
Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках.
Величина бокового зазора должна быть для верхнего компрессионного кольца в пределах 0,050—0,082 мм, а для нижнего компрессионного и маслосъемного колец — 0,035 — 0,067 мм;
- - надеть с помощью приспособления на поршень поршневые кольца.
Компрессионные кольца ставят внутренней фаской к днищу поршня, как показано на рис. 12, кольца в канавках должны перемещаться свободно;
- - протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;
- - повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее нижней мертвой точке;
- - смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и гильзу первого цилиндра чистым маслом для двигателя, развести стыки поршневых колец под углом 120° друг к другу, надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь конусным кольцом (рис. 9), вставить поршень в цилиндр.
Перед установкой поршня следует еще раз убедиться, что номера, выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре; метка на поршне «Назад» должна быть направлена к маховику, а отверстие в нижней головке шатуна — в сторону, противоположную распределительному валу;