Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала

При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном — полностью закрываться.

  • - Если будет увеличен зазор в клапанах, то появится характерный звонкий стук в верхней части двигателя.Появится вибрация.
  • - Если зазор клапанов будет маленьким, двигатель будет работать очень «жестко».

Есть такой термин («жесткий» двигатель и «мягкий» двигатель). «Жестко» двигатель работает, как будто перетянут коленчатый вал.

Двигатель работает в натяг. Идет быстрый перегрев двигателя. И как следствие сильный износ газораспределительного механизма.

Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20°c) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.

Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного — (0,35±0,05) мм.

Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Считая от привода распределительного вала:

  • - первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны — выпускные;
  • - второй, третий, шестой и седьмой клапана — впускные.

Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый вал.

Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем толкателя.

Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле:

H=B+A-C, где:

  • - А — измеренный зазор, мм;
  • - В — толщина старой шайбы, мм;
  • - C — номинальный зазор, мм;
  • - Н — толщина новой шайбы, мм.

Пример (для впускного клапана):

  • А = 0,26 мм,
  • В = 3,75 мм,
  • C= 0,2 мм,

тогда Н = 3,75 + 0,26 — 0,2 = 3,81 (мм).

В пределах допуска зазора ±0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 мм).  

Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за болт крепления шкива генератора.

Запрещается проворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала.

Выполнение задания:

Снимаем экран двигателя.

Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от сектора дроссельного узла.

Отвернув три гайки крепления, снимаем кронштейн троса привода дроссельной заслонки и отводим кронштейн с тросом в сторону.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута нижнего шланга вентиляции картера и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (основной контур), и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (контур холостого хода) и отсоединяем шланг от патрубка крышки головки блока цилиндров.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров и снимаем шайбы

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Снимаем две резиновые втулки

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Снимаем крышку головки блока цилиндров

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.

Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. «Проверка состояния и замена ремня привода ГРМ»)

Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Поворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ.

Затем доворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке еще на 40 — 50° (2,5—3 зуба на шкиве распределительного вала).

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.

Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных.

Допуск на зазоры для всех кулачков составляет 005 мм.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).

Утапливание толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 - приспособление; 2 - толкатель

Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Нажимаем вниз на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении

Фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 - фиксатор; 2 - регулировочная шайба

Переводим рычаг приспособления в верхнее положение

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу

При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.

Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Вставив ребро другой отвертки (с шириной лезвия не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель и вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.

Зазор регулируем подбором регулировочной шайбы с требуемой толщиной.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Для этого микрометром измеряем толщину извлеченной шайбы.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле:

Н = В+(А—С), мм,

  • где «А» — замеренный зазор; «В» — толщина извлеченной шайбы;
  • «С» — номинальный зазор; «Н» — толщина новой шайбы.

Толщина новой шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.

Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.

Еще раз проверяем зазор.

При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.

Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, проверяем и при необходимости регулируем зазоры других клапанов в последовательности, указанной в таблице.

Сборку двигателя проводим в обратной последовательности.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-21114

Перед установкой крышки головки блока заменяем ее уплотнительную прокладку новой.