Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала
При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном — полностью закрываться.
- - Если будет увеличен зазор в клапанах, то появится характерный звонкий стук в верхней части двигателя.Появится вибрация.
- - Если зазор клапанов будет маленьким, двигатель будет работать очень «жестко».
Есть такой термин («жесткий» двигатель и «мягкий» двигатель). «Жестко» двигатель работает, как будто перетянут коленчатый вал.
Двигатель работает в натяг. Идет быстрый перегрев двигателя. И как следствие сильный износ газораспределительного механизма.
Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20°c) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.
Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного — (0,35±0,05) мм.
Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.
Считая от привода распределительного вала:
- - первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны — выпускные;
- - второй, третий, шестой и седьмой клапана — впускные.
Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый вал.
Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем толкателя.
Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу.
Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле:
H=B+A-C, где:
- - А — измеренный зазор, мм;
- - В — толщина старой шайбы, мм;
- - C — номинальный зазор, мм;
- - Н — толщина новой шайбы, мм.
Пример (для впускного клапана):
- А = 0,26 мм,
- В = 3,75 мм,
- C= 0,2 мм,
тогда Н = 3,75 + 0,26 — 0,2 = 3,81 (мм).
В пределах допуска зазора ±0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 мм).
Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за болт крепления шкива генератора.
Запрещается проворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала.
Выполнение задания:
Снимаем экран двигателя.
Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от сектора дроссельного узла.
Отвернув три гайки крепления, снимаем кронштейн троса привода дроссельной заслонки и отводим кронштейн с тросом в сторону.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута нижнего шланга вентиляции картера и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (основной контур), и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (контур холостого хода) и отсоединяем шланг от патрубка крышки головки блока цилиндров.
Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров и снимаем шайбы
Снимаем две резиновые втулки
Снимаем крышку головки блока цилиндров
Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.
Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. «Проверка состояния и замена ремня привода ГРМ»)
Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.
Поворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ.
Затем доворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке еще на 40 — 50° (2,5—3 зуба на шкиве распределительного вала).
В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.
Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных.
Допуск на зазоры для всех кулачков составляет 005 мм.
Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).
Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
Нажимаем вниз на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель.
Устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении
Переводим рычаг приспособления в верхнее положение
Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу
При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.
Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.
Вставив ребро другой отвертки (с шириной лезвия не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель и вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.
Зазор регулируем подбором регулировочной шайбы с требуемой толщиной.
Для этого микрометром измеряем толщину извлеченной шайбы.
Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле:
Н = В+(А—С), мм,
- где «А» — замеренный зазор; «В» — толщина извлеченной шайбы;
- «С» — номинальный зазор; «Н» — толщина новой шайбы.
Толщина новой шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.
Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.
Еще раз проверяем зазор.
При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.
Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, проверяем и при необходимости регулируем зазоры других клапанов в последовательности, указанной в таблице.
Сборку двигателя проводим в обратной последовательности.
Перед установкой крышки головки блока заменяем ее уплотнительную прокладку новой.