Разборка головки блока цилиндров
Снимите подъемные проушины двигателя (рис. 1).
С помощью специальных приспособлений снимите сухари клапана (рис. 2).
Извлеките верхнюю тарелку пружины клапана. Извлеките клапанную пружину и клапан.
С помощью специального приспособления снимите маслоотражательный колпачок (рис. 3).
Снимите трубку системы рециркуляции.
Снимите корпус выходных патрубков системы охлаждения.
Дефектация
Проверка направляющей втулки клапана
Измерьте толщину головки каждого клапана (рис. 4).
Если толщина не соответствует норме, замените клапан.
Толщина головки: Впуск: 1,62 мм. Выпуск: 1, 82 мм.
Измерение длины клапана
Измерьте длину каждого клапана (рис. 5). Если длина не соответствует норме, замените клапан.
Стандартная длина L: Впуск: 102,99–103,79 мм; Выпуск: 104,25–105,05 мм.
Минимальная длина L: Впуск: 102,99 мм; Выпуск: 103,79 мм.
Измерение диаметра стержня клапана
Измерьте микрометром диаметр стержня каждого клапана в направлениях X и Y в трех точках (A, B, и C) как показано на рисунке 6.
Если диаметр не соответствует норме, замените клапан.
Стандартный диаметр: - Впуск: 5,470–5,485 мм; - Выпуск: 5,465–5,480 мм.
Максимальный диаметр: - Впуск: 5,440 мм; - Выпуск: 5,435 мм.
Измерение внутреннего диаметра направляющей втулки клапана
Измерьте внутренний диаметр каждой направляющей втулки клапана в направлениях X и Y в трех точках (A, B, и C), как показано на рисунке 7.
Если диаметр не соответствует норме, замените направляющую втулку клапана.
Стандартный внутренний диаметр: - Впуск: 5,509–5,539 мм; - Выпуск: 5,509–5,539 мм.
Вычислите зазор между стержнем и направляющей клапана, вычтя значение наружного диаметра штока клапана из значения внутреннего диаметра соответствующей направляющей втулки клапана (рис. 8).
Если результат не соответствует норме, замените клапан и/или направляющую втулку клапана.
Нормальный зазор:
- - Впуск: 0,024–0,069 мм;
- - Выпуск: 0,029–0,074 мм.
- - Максимальный зазор: 0,10 мм.
Измерение высоты выступания направляющей втулки клапана
Измерьте высоту выступания (размер A) каждой направляющей втулки клапана без учета нижнего седла клапанной пружины (рис. 9).
Если высота не соответствует норме, замените направляющую втулку клапана.
Стандартный диаметр:
- - Впуск: 12,2–12,8 мм;
- - Выпуск: 12,2–12,8 мм.
Замена направляющей втулки клапана
Снимите направляющую втулку клапана со стороны камеры сгорания при помощи специального приспособления (рис. 10).
Соберите специальные приспособления так, чтобы глубина L соответствовала указанной (рис. 11). - Глубина L: - Впуск: 12,2–12,8 мм; - Выпуск: 12,2–12,8 мм.
Запрессовка направляющей втулки клапана
Запрессуйте направляющую втулку клапана со стороны, противоположной распредвалу, до упора специального приспособления в головку блока цилиндров (рис. 12).
Убедитесь в том, что высота проекции направляющей втулки клапана (размер A) соответствует норме (см. рис. 13).
Стандартная высота: - Впуск: 12,2–12,8 мм; - Выпуск: 12,2–12,8 мм.
Проверка и ремонт седла клапана
Измерьте ширину контактной поверхности седла клапана.
В случае необходимости, обработайте седло или тарелку клапана, используя соответствующее приспособление (рис. 14). Стандартная ширина: 1,2–1,6 мм.
Проверьте центровку контактной поверхности относительно седла клапана (рис. 15).
Если контактная поверхность смещена наружу, обработайте седло клапана режущим инструментом с рабочим углом 70° (Впуск) или 65° (Выпуск) и режущим инструментом с углом 45°.
Если контактная поверхность смещена внутрь, обработайте седло клапана режущим инструментом с рабочим углом 30° (Впуск) или 0° (Выпуск) и режущим инструментом с углом 45°.
Проверьте заглубление седла клапана. Измерьте выступание (размер L) стержня клапана (рис. 16).
Если измеренная высота не соответствует норме, замените головку блока цилиндров.
Стандартный размер L:
- - Впуск: 40,64–42,24 мм;
- - Выпуск: 40,50–42,10 мм.
Проверка клапанной пружины
Приложите к пружине сжимающую силу и проверьте высоту пружины (рис. 17).
Если высота не соответствует норме, замените клапанную пружину.
Прижимающая сила: 494,9 Н. Стандартная высота: 27,80 мм.
Измерьте неперпендикулярность клапанной пружины, используя уголок, как показано на рисунке 19.
Вращая клапанную пружину на 360°, измерьте наибольшее расстояние «A».
Если неперпендикулярность не соответствует норме, замените клапанную пружину.
Максимальная неперпендикулярность клапанной пружины: 1% (2,10 мм).
Проверка распределительного вала
Установите шейки №1 и №5 распредвала на призмы.
Измерьте биение распредвала (рис. 20). Если биение не соответствует норме, замените распредвал. Максимальное биение: 0,03 мм.
Измерьте высоту контура кулачка в двух точках, как показано на рисунке 21.
Если высота не соответствует норме, замените распредвал.
Шейка №1. Стандартная высота распредвала L8:
- - Впуск – 40,79 мм;
- - Выпуск – 41,08 мм.
- Распредвал LF, L3:
- - Впуск – 42,12 мм;
- - Выпуск – 41,08 мм.
С механизмом изменения фаз газораспределения:
- - Впуск – 42,44 мм;
- - Выпуск – 41,18 мм.
- - Шейка №5
Стандартная высота распредвала L8:
- - Впуск – 40,692 мм;
- - Выпуск – 40,982 мм.
Распредвал LF, L3:
- - Впуск – 42,022 мм;
- - Выпуск – 40,982 мм.
С механизмом изменения фаз газораспределения:
- - Впуск – 42,342 мм;
- - Выпуск – 41,082 мм.
Измерение диаметра шейки распределительного вала
Измерьте диаметры шейки вала в направлениях X и Y в двух точках (A и B), как показано на рисунке 22.
Если значения не соответствуют норме, замените распредвал.
Стандартный диаметр: 24,96–24,98 мм.
Минимальный диаметр: 24,95 мм.
Измерение радиального зазора шейки распределительного вала
Снимите толкатель клапана.
Поместите отрезки калиброванной пластмассовой проволоки сверху на шейки распредвала, расположив их вдоль оси (рис. 23).
Установите крышку подшипников распредвала.
Снимите крышку подшипников распредвала.
Измерьте радиальный зазор. Если зазор не соответствует норме, замените головку блока цилиндров.
- Нормальный зазор 0,04–0,08 мм.
- Максимальный зазор: 0,09 мм.
Измерение осевого зазора шейки распределительного вала
Установите крышку подшипников распредвала.
Измерьте осевой зазор распределительного вала (рис. 24).
Если зазор не соответствует норме, замените головку блока цилиндров или распредвал.
Стандартный осевой зазор: 0,09–0,24 мм.
Максимальный осевой зазор: 0,25 мм.
Снова снимите крышку подшипников распредвала.
Проверка толкателя клапана
Измерьте внутренний диаметр отверстия толкателя клапана в направлениях X и Y в двух точках (A и B) (рис. 25).
Внутренний диаметр: 31,00–31,03 мм.
Измерьте наружный диаметр корпуса толкателя клапана в направлениях X и Y в двух точках (A и B) (рис. 26).
Наружный диаметр: 30,97–30,98 мм.
Вычтите наружный диаметр корпуса толкателя клапана из внутреннего диаметра отверстия толкателя клапана.
Если зазор не соответствует норме, замените толкатель клапана или головку блока цилиндров.
Стандартный зазор: 0,02–0,06 мм. Максимум: 0,15 мм.
Сборка головки блока цилиндров
Установите корпус выходных патрубков системы охлаждения.
Установите трубку рециркуляции.
Установка маслоотражательного колпачка
Напрессуйте маслоотражательный колпачок на направляющую втулку клапана вручную.
Слегка допрессуйте специальным приспособлением, используя капроновый молоток (рис. 27).
Установите клапаны, пружины клапанов и верхние тарелки пружин клапанов.
Установите сухари клапана, используя специальные приспособления (рис. 28).
Установите подъемные проушины двигателя.
Установите новую прокладку головки блока цилиндров.