Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для разъединения и соединения маховика, установленного на коленчатом валу двигателя, и первичного вала коробки передач
На автомобилях, оборудованных механической коробкой передач, используется сухое однодисковое сцепление диафрагменного типа (рис. 1).
Привод выключения сцепления — гидравлический.
Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска.
Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлены нажимная диафрагменная пружина и нажимной диск.
Со стороны кожуха диск поджимает нажимная пружина диафрагменного типа.
Корзина сцепления прикреплена шестью болтами к маховику. Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск.
К двум сторонам ведомого диска приклёпаны фрикционные накладки.
Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с четырьмя цилиндрическими пружинами.
Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач.
Гидропривод выключения сцепления состоит из главного и рабочего цилиндров выключения сцепления, связанных трубопроводом.
В гидроприводе сцепления используется тормозная жидкость.
Основные данные для контроля и регулировки
Полный ход педали сцепления 135 мм
Ход педали сцепления для выключения сцепления 90-110 мм
Толщина ведомого диска 7,65 мм
Допустимый износ лепестков диафрагменной пружины, не более 0,6 мм
Допустимый износ ведущего диска сцепления, не более 0,5 мм
Допустимое биение накладок ведомого диска, не более 0,7 мм
Минимальное расстояние между рабочей поверхностью накладок ведомого диска и заклепками их крепления 0,3 мм
Тип рабочей жидкости Dot-3, Dot-4
Моменты затяжки резьбовых соединений
Болты крепления рабочего цилиндра выключения сцепления 18-25 Нм
Болты крепления корзины (нажимного диска) к маховику 17-26 Нм
Проверка технического состояния сцепления
Срок службы сцепления зависит от условий эксплуатации и стиля вождения.
Эксплуатация автомобиля с максимальной нагрузкой или по бездорожью, буксировка прицепа, неполное выключение сцепления при трогании, ускорении и движении, а также длительное удержание выжатой педали сцепления при работающем двигателе значительно сокращают срок службы деталей сцепления.
Сцепление во включённом состоянии (при отпущенной педали) должно не «пробуксовывать» и без потерь передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии, а при нажатой педали сцепления полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления должно быть плавным — без рывков.
Последовательность выполнения
При неработающем двигателе нажимаем педаль сцепления несколько раз.
Убеждаемся в отсутствии заеданий в механизме привода выключения сцепления, в отсутствии скрипов, стуков и других посторонних шумов.
Запускаем двигатель. Если из картера сцепления слышен воющий звук, усиливающийся при нажатии педали сцепления, вероятнее всего, изношен выжимной подшипник сцепления
При работающем двигателе нажимаем педаль сцепления до упора и включаем передачу.
Включение должно быть лёгким, без треска и хруста.
Если при включении передач слышен треск, а выключение затруднено, значит, сцепление выключается не полностью.
Прокачиваем гидропривод выключения сцепления, статья - прокачка сцепления Мазда 3.
Если воздуха в приводе нет, неисправность может быть вызвана выходом из строя главного цилиндра сцепления (для его замены целесообразнее обратиться на специализированную станцию технического обслуживания), рабочего цилиндра сцепления, износом или потерей упругости диафрагменной пружиной сцепления.
Проверяем отсутствие подтекания тормозной жидкости на манжете рабочего цилиндра выключения сцепления и в месте подсоединения к нему трубопровода (это сопровождается постепенным уменьшением уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра).
Если есть потёки, значит, нарушена герметичность рабочего цилиндра выключения сцепления, и его необходимо заменить или необходимо заменить трубопровод вместе с уплотнением
При работающем двигателе и включённой первой передаче, постепенно отпуская педаль сцепления, проверяем плавность включения сцепления, отсутствие в момент трогания рывков или посторонних звуков.
Рывки и дребезг в момент включения сцепления могут быть вызваны замасливанием или короблением дисков сцепления или разрушением демпфера крутильных колебаний
В движении на третьей или четвертой передачах резко нажимаем педаль газа.
Если обороты коленчатого вала возрастают быстро, а автомобиль ускоряется вяло, то сцепление пробуксовывает.
Также об этом свидетельствует появление в салоне запаха гари, издаваемого сильно нагретыми фрикционными накладками ведомого диска. Для устранения данной неисправности необходимо заменить сцепление
Если вышеперечисленные признаки неисправностей в процессе диагностики сцепления не выявлены, сцепление находится в технически исправном состоянии.