На автомобили устанавливается бесконтактная система зажигания типа DLI, обеспечивающая увеличение диапазона установки угла опережения зажигания и напряжения распределителя зажигания при уменьшении электрических помех.
Система включает:
- – катушка зажигания;
- – датчик положения распределительного вала;
- – блок управления зажиганием ECU;
- – высоковольтные провода и свечи зажигания.
В бесконтактной системе зажигания датчик положения распределительного вала и датчик угла поворота коленчатого вала передают блоку управления двигателем информацию в какой цилиндр необходимо подать напряжение зажигания.
Блок управления двигателем подает сигнал соответствующей катушке зажигания, которая вырабатывает ток высокого напряжения и передает этот ток свече зажигания.
В бесконтактной системе зажигания импульс зажигания подается сразу на две свечи зажигания, один на такте сжатия, один на такте выхлопа – искра зажигания на такте выхлопа не оказывает никакого значения на работу двигателя и поэтому потрачена впустую.
Цилиндры группируются в соответствии с порядком работы цилиндров. Например, порядок работы цилиндров – 1–3–4–2.
Каждая катушка зажигания фактически состоит из 2-х отдельных высоковольтных обмоток, которые подают искру в два цилиндра каждая (одна к цилиндрам № 1 и 4, а другая к цилиндрам № 2 и 3).
Если при такой системе зажигания подсоединить индуктивный тахометр к высоковольтному проводу свечи зажигания, он покажет частоту вращения коленчатого вала двигателя в два раза больше фактической частоты вращения (т.е. 1600 мин–1, вместо фактической 800 мин–1).
Электронная система опережения зажигания
Установка угла опережения зажигания определяется и устанавливается блоком управления двигателя, основанного на сигналах от различных датчиков и выключателей.
Блок управления двигателем изменяет установку угла опережение зажигания согласно частоте вращения двигателя, количеству поступившего воздуха, температуре охлаждающей жидкости и другим условиям.
Угол опережения зажигания на частоте холостого хода: 8±5° до ВМТ (6°± 5° для Европы).
Угол опережения зажигания не регулируется.
Компоненты системы зажигания
В системе зажигания используются две катушки зажигания, расположенные на двигателе над свечами зажигания 2 и 4 цилиндров.
Сопротивление катушки идентично для двух катушек зажигания.
Катушки зажигания не требуют обслуживания и, при наличии дефектов, подлежат замене.
Высоковольтные провода соединяют катушки зажигания со свечами зажигания.
Они выполняют функции в основном такие же, как на обычной системе зажигания. Из-за их более короткой длины увеличивается энергия, передаваемая к свечам зажигания.
Свеча зажигания служит для передачи тока высокого напряжения, выработанного в катушке зажигания, к электродам в камере сгорания, где этот ток производит искровой разряд для зажигания топливовоздушной смеси.
Угол опережения зажигания
Изменение установки угла опережения зажигания может быть вызвана двумя причинами: проблема с датчиком, которая будет обнаружена блоком управления двигателем или неправильной установкой распределительного вала по отношению к коленчатому валу.
Последняя проблема связана с неправильной установкой зубчатого ремня привода газораспределительного механизма.
Не требуется никакая регулировка после замены катушки зажигания.
Проверка:
- 1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
- 2. Выключите все потребители электрической энергии.
- 3. Подсоедините к двигателю тахометр и к высоковольтному проводу первого цилиндра датчик стробоскопа.
- 4. По совмещению меток на шкиве коленчатого вала с указателем проверьте угол опережения зажигания.
Угол опережения зажигания: 8±5° до ВМТ (6°± 5° для Европы) (на частоте вращения холостого хода)
Угол опережения зажигания не регулируется.
Катушка зажигания
Снятие:
- 1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
- 2. Отсоедините высоковольтные провода.
- 3. Отсоедините разъемы от катушки зажигания.
- 4. Выверните четыре болта крепления катушки зажигания.
- 5. Снимите катушки зажигания.
Проверка напряжения:
- 1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
- 2. Отсоедините разъем от катушки зажигания.
- 3. Поверните ключ в замке зажигания в положение "ON".
- 4. Измерьте напряжение между контактами ECU и В+ в разъеме катушки зажигания. Напряжение: 12 В
- 5. При отсутствии напряжения проверьте исправность предохранителя, замка зажигания и жгут проводов.
Проверка сопротивления:
- 1. Омметром проверьте сопротивление первичной обмотки катушки зажигания.
Соедините один щуп омметра к положительному (+) зажиму и другой щуп к каждому отрицательному (–) зажиму. Если сопротивление отличается от требуемого, замените катушку зажигания.
Помните, что блок содержит две катушки, сопротивление которых необходимо проверить.
Сопротивление первичной обмотки: 0,6–0,8 Ом при 20°C
2. Омметром проверьте сопротивление вторичной обмотки катушки зажигания. Если сопротивление отличается от требуемого, замените катушку зажигания.
Сопротивление вторичной обмотки: 10–15 Ом при 20°C
Установка:
- 1. Установите две катушки зажигания над свечами зажигания 2 и 4 цилиндров и нажмите на них для соединения.
- 2. Вверните четыре болта крепления катушки зажигания. Момент затяжки: 15,6–22,6 Нм
- 3. Подсоедините разъемы к катушке зажигания.
- 4. Подсоедините высоковольтные провода
- 5. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
Свечи зажигания
Снятие:
Не обслуживайте свечи зажигания на горячем двигателе.
- 1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
- 2. Отсоедините высоковольтные провода.
- 3. Сжатым воздухом очистите свечи, что исключит попадание грязи в цилиндры двигателя после вывинчивания свечей зажигания.
- 4. Выверните свечу, используя свечной ключ. Для исключения повреждения свечи устанавливайте свечной ключ строго вдоль оси свечи.
Проверка:
- 1. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
- 2. Соедините свечу зажигания с высоковольтным проводом.
- 3. Удерживая свечу зажигания специальными пассатижами с изолированными ручками, поднесите свечу зажигания на расстояние 5–10 мм к кузову автомобиля.
Не касайтесь кузова автомобиля в течение выполнения следующих операций.
- 4. Помощник должен провернуть коленчатый вал двигателя стартером, при этом между свечой зажигания и кузовом автомобиля должно наблюдаться устойчивое сильное искрообразование.
- 5. При отсутствии искры зажигания или искра зажигания слабая, проверьте состояние и исправьте следующие дефекты:
- – при наличии нагара очистите или замените свечу зажигания;
- – при загрязнении маслом очистите или замените свечу зажигания;
- – при износе или выгорании электродов замените свечу зажигания;
- – при разрушении керамического изолятора замените свечу зажигания;
- – при повреждении кольца свечи зажигания замените свечу зажигания;
- – при нарушении межэлектродного зазора в свече зажигания, отрегулируйте зазор. Корректировка зазора осуществляется подгибанием бокового электрода.
Центральный электрод ни в коем случае нельзя изгибать, так как это может привести к поломке изолятора и выходу свечи из строя. Для подгибания бокового электрода свечи необходимо использовать специальный инструмент.
Межэлектродный зазор свечи зажигания:
- А3Е: 0,8–0,9 мм
- А5D: 0,7–0,8 мм
Установка:
- 1. Вверните свечу зажигания в головку блока цилиндров. Момент затяжки: 25–30 Нм
- 2. Подсоедините высоковольтный провод к свече зажигания.
- 3. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
Высоковольтные провода
Проверка:
- 1. Отсоедините высоковольтные провода от свечей и катушек зажигания.
- 2. Очистите и проверьте целостность изоляции высоковольтных проводов.
- 3. Проверьте внутренние поверхности контактов высоковольтных проводов на отсутствие коррозии или нагара.
- 4. Омметром измерьте сопротивление высоковольтных проводов. Сопротивление: 4,48–6,72 кОм/м
- 5. При наличии любого дефекта замените высоковольтный провод.