Снятие генератора
Работу удобнее проводить на смотровой канаве или подъемнике.
Отсоединяем штекер от вывода «61» генератора (аккумуляторная батарея и термостат для наглядности сняты).
Сдвинув изоляционный чехол, ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов на выводе «30» генератора и отсоединяем провода
Снимаем ремень привода со шкива генератора (см. Замена ремня привода генератора).
Ключом «на 17» отворачиваем две гайки и снимаем регулировочную планку.
Отвернув гайку нижнего крепления генератора, вынимаем болт и втулку.
Генератор при этом будет держаться на кронштейне.
Снимаем генератор с автомобиля, опустив его вниз между кронштейном и поперечиной передней подвески
Устанавливаем генератор на автомобиль в порядке, обратном снятию
После установки регулируем натяжение ремня привода (см. Замена ремня привода генератора).
Общая проверка
Проверяем на «пробой» положительные и отрицательные вентили. «Плюс» омметра подсоединяем к выводу «30» генератора, а «минус» – к его корпусу.
Если омметр показывает малое сопротивление (стрелка прибора отклонилась к нулю или контрольная лампа не горит), то один или несколько вентилей «пробиты»
Уточненная проверка
Отрицательные вентили проверяем, соединив «плюс» прибора с одним из болтов крепления выпрямительного блока, а «минус» с корпусом генератора.
Если сопротивление мало – один или несколько вентилей «пробиты», или имеется короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.
Для проверки положительных вентилей «плюс» прибора соединяем с выводом «30» генератора, а «минус» – с одним из болтов крепления выпрямительного блока.
Малое сопротивление означает, что «пробит» один из вентилей
При выходе из строя элементов выпрямительного блока рекомендуем менять его в сборе.
Допускается замена отдельных диодов, однако потребуется их перепрессовка в держатель – операция, требующая аккуратности и навыка.
Проверка обмотки возбуждения ротора
Снимаем регулятор напряжения.
Через окно в крышке генератора проверяем ротор на короткое замыкание на корпус, соединив один вывод омметра с крыльчаткой генератора, а другой с контактным кольцом обмотки возбуждения.
Проверяем отсутствие обрыва в обмотке возбуждения, подсоединив выводы прибора к контактным кольцам
Проверка конденсатора
Снимаем конденсатор. Для проверки конденсатора используется специальный прибор, но предварительно оценить состояние конденсатора можно омметром.
Закорачиваем вывод конденсатора на его корпус, чтобы он разрядился.
Подсоединяем к выводу корпуса и наконечнику провода щупы омметра (омметр лучше переключить в верхний предел измерений).
Стрелка должна резко отклониться в сторону нуля, а затем плавно вернуться в конец шкалы, к символу «бесконечность».
Если поменять полярность, то стрелка должна еще больше отклониться к нулю.
Неисправный конденсатор заменяем.
Замена регулятора напряжения
Снять интегральный регулятор напряжения можно с генератора, установленного на двигателе, но для наглядности порядок работы показан на снятом агрегате.
Отсоединяем наконечник провода от вывода регулятора напряжения.
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения и снимаем его в сборе со щеткодержателем.
Для проверки регулятора подсоединяем к щеткам вольтметр или контрольную лампу.
На вывод «В» регулятора подаем «плюс» от аккумуляторной батареи напряжением 12В (на фото желтый провод), а на контакт «масса» – «минус».
Если напряжения нет (контрольная лампа не горит) – регулятор неисправен.
Устанавливаем новый регулятор на генератор и, придерживая его (преодолевая усилие сжатых пружин щеток), заворачиваем винты.
Подсоединяем к выводу регулятора провод.