Вам потребуются: шестигранный ключ «на 6», головки «на 12», «на 13», «на 14», небольшое зубило, молоток.
Слейте жидкость из системы охлаждения.
Снимите радиатор системы охлаждения.
Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления и шкива вентилятора.
Снимите ремень привода генератора и водяного насоса.
Ослабьте затяжку хомута подводящего шланга (рис. 2) и снимите шланг.
Снимите крышку головки блока цилиндров.
Выверните четыре болта (рис. 4) и снимите переднюю крышку головки блока цилиндров в сборе с муфтой привода вентилятора и вентилятором (вязкостная муфта с вентилятором сняты для наглядности).
Снимите водяной насос.
Снимите датчик частоты вращения коленчатого вала (датчик синхронизации) (рис. 6).
Снимите шкив коленчатого вала.
Снимите масляный картер.
Выверните два болта (рис. 7) и снимите крышку гидронатяжителя верхней цепи с прокладкой.
Крышку снимайте осторожно, так как на нее воздействует пружина гидронатяжителя.
Затем выньте гидронатяжитель.
Аналогично извлеките гидронатяжитель нижней цепи (рис. 8).
Выверните семь болтов и снимите крышку цепи.
Крышку снимайте осторожно, чтобы не повредить установленный в ней передний сальник коленчатого вала, прокладки крышки и прокладку головки блока цилиндров.
Выверните болт верхнего натяжного устройства и снимите рычаг натяжного устройства со звездочкой.
Аналогично снимите нижний рычаг натяжного устройства со звездочкой.
Выверните два болта (рис. 9) и снимите пластмассовый успокоитель цепи.
Снимите шестерни с распределительных валов, вывернув болты крепления шестерен к фланцам распределительных валов (рис. 10).
Выверните болты 2 (рис. 11) и извлеките вверх успокоитель 1 цепи.
Отогните концы стопорной пластины 6 и выверните болт 5, для чего удерживайте промежуточный вал от проворачивания, вставив отвертку в отверстие шестерни 3.
Снимите шестерню 4, вставив отвертку между нею и шестерней 3 и упираясь отверткой как рычагом в шестерню 3.
Выньте шестерню 4 из верхней цепи и снимите цепь, вытянув ее вверх.
Снимите шестерню 3 с промежуточного вала и выньте его из нижней цепи.
Снимите нижнюю цепь с шестерни коленчатого вала.
Если необходимо снять шестерню 2 с коленчатого вала, сначала снимите втулку 1 (рис. 12) и резиновое уплотнительное кольцо между втулкой и шестерней. Затем спрессуйте шестерню 2 с помощью съемника.
После снятия промойте цепи и шестерни в бензине, протрите и просушите их.
Осмотрите цепи. Если на втулках цепи обнаружены трещины, сколы или значительные следы износа, замените цепи.
Замените шестерни, на зубьях которых появились сколы или выкрашивания.
Замените поврежденные успокоители цепей.
Звездочки натяжителей должны свободно вращаться на осях. Если на зубьях звездочек есть сколы или выкрашивания, замените натяжители.
Если снимали шестерню с коленчатого вала, напрессуйте ее на коленчатый вал, установите уплотнительное кольцо и втулку.
Поверните коленчатый вал так, чтобы метка 1 (рис. 13) на шестерне коленчатого вала совпала с меткой 2 на блоке цилиндров.
При этом поршень 1-го цилиндра займет положение ВМТ. Установите успокоитель цепи 4, не затягивая болты 3 крепления успокоителя.
Наденьте цепь 5 на шестерню коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом.
Наденьте цепь на ведомую шестерню 1 (рис. 14) и установите шестерню на промежуточный вал 2 так, чтобы установочный штифт шестерни вошел в отверстие промежуточного вала.
При этом метка 4 на шестерне должна совпасть с меткой 5 на блоке цилиндров, а ветвь цепи, проходящая через успокоитель 3, должна быть натянута.
Установите ведущую шестерню промежуточного вала так, чтобы ее установочный штифт вошел в отверстие на ведомой шестерне.
Вверните два болта крепления шестерен промежуточного вала, подложив под них стопорную пластину.
Затяните болты моментом 22–25 Н·м (2,2–2,5 кгс·м) и зафиксируйте их, загнув края стопорной пластины на грани головок болтов
Нажав на рычаг натяжителя (рис. 15), натяните цепь и проверьте совпадение меток на шестернях и блоке цилиндров.
Затяните болты крепления успокоителя цепи.
Смажьте верхнюю цепь моторным маслом и затем наденьте ее на ведущую шестерню промежуточного вала, пропустив в отверстие в головке блока цилиндров.
Наденьте цепь на шестерню 2 и, слегка повернув выпускной распределительный вал по часовой стрелке, установите на него шестерню 2 с надетой на нее цепью. Штифт 8 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни.
Вверните болт 1. Поворачивайте распределительный вал ключом за четырехгранник на распределительном валу.
Затем, слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь.
Промежуточный и коленчатый валы при этом поворачиваться не должны.
Метка «А» должна совпасть с верхней поверхностью головки блока цилиндра. Выверните болт 6 и снимите шестерню 4 с впускного распределительного вала. Наденьте на шестерню 4 цепь и установите шестерню 4 с цепью на
распределительный вал, слегка повернув распределительный вал по часовой стрелке.
Штифт 5 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни.
Слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь.
Метка «А» на шестерне 4 должна совпасть с верхней поверхностью головки блока цилиндров.
Остальные валы при этом поворачиваться не должны.
Вверните болт 6. Затяните болты 1 и 6 моментом 46–74 Нм (4,6–7,4 кгс·м), удерживая распределительные валы от поворота ключом за четырехгранники.
Установите успокоитель 3, протолкнув его в отверстие в головке блока.
Установите успокоитель 7.
Установите крышку цепи и водяной насос. Нанесите на поверхности крышки, прилегающие к блоку цилиндров и головке блока, тонкий слой герметика.
При установке крышки цепи проследите за тем, чтобы не повредить сальник коленчатого вала.
Установите гидронатяжители верхней и нижней цепей.
Установите шкив коленчатого вала.
Вверните болт крепления шкива коленчатого вала, затем, включив пятую передачу и затормозив автомобиль стояночным тормозом, затяните болт моментом 104–128 Нм (10,4–12,8 кгс·м), удерживая коленчатый вал от проворачивания.
При затяжке храповика шкив напрессовывается на коленчатый вал.
Проверните за храповик коленчатый вал на два оборота и установите в положение ВМТ поршень 1-го цилиндра (см. операцию 3). Проверьте совпадение меток.
Установите переднюю крышку головки блока цилиндров, предварительно нанесите на поверхность крышки, прилегающую к головке блока, слой герметика.
Затяните болты крепления крышки моментом 12–18 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).
Установите крышку головки блока цилиндров. Затяните болты крепления крышки моментом 6,0–12 Нм (0,6–1,2 кгс·м).
Подсоедините шланг и трубку вентиляции картера к штуцерам на крышке клапанов, а провода к катушкам зажигания.
Наденьте наконечники высоковольтных проводов на свечи зажигания.
Установите снятые ранее навесные агрегаты.