При каждом техническом обслуживании проверяйте степень натяжения ремня привода газораспределительного механизма
При необходимости регулируйте натяжение, так как при ослабленном ремне быстро изнашиваются его зубья и кроме этого возможно перескакивание ремня на зубчатых шкивах коленчатого и распределительного валов, что приведет к нарушению установки фаз газораспределения и потере мощности двигателя, а при значительном перескакивании - и к его аварийному повреждению.
Завод-изготовитель рекомендует проверять натяжение ремня и контролировать его при регулировке с помощью специального тензометрического тестера.
В связи с этим данные о величине усилия при прогибе ветви ремня на определенный размер в технической документации отсутствуют.
На практике можно первоначально приблизительно оценить правильность натяжения ремня по «правилу большого пальца»: надавливать на ветвь ремня большим пальцем и определять прогиб с помощью линейки.
Согласно этому универсальному правилу, если расстояние между центрами шкивов составляет от 180 до 280 мм, прогиб должен быть примерно 6 мм.
Существует еще один способ предварительной проверки натяжения ремня перекручиванием его ведущей ветви вдоль оси. Если удается перекрутить ветвь усилием руки более чем на 90°, ремень натянут слабо.
Этими способами можно продиагностировать только чрезмерное ослабление ремня, поэтому для точной проверки и регулировки натяжения обратитесь в сервис.
Замените ремень привода газораспределительного механизма, если при осмотре вы обнаружите:
- - следы масла на любой поверхности ремня;
- - следы износа зубчатой поверхности, трещины, подрезы, складки и отслоение ткани от резины;
- - трещины, складки, углубления или выпуклости на наружной поверхности ремня,
- - разлохмачивание или расслоение на торцовых поверхностях ремня.
Ремень со следами моторного масла на любой его поверхности обязательно замените, так как масло быстро разрушает резину.
Причину попадания масла на ремень (обычно это нарушение герметичности сальников коленчатого и распределительного валов) устраните немедленно.
Работу проводите на смотровой канаве, эстакаде или по возможности на подъемнике.
Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия и снимаем шкив привода вспомогательных агрегатов и нижнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма
Запоминаем или помечаем любым способом положение натяжного ролика относительно оси, ослабляем затяжку гайки крепления ролика
Поворачиваем ролик по часовой стрелке, ослабив тем самым натяжение ремня привода газораспределительного механизма
Снимаем ремень с зубчатого шкива водяного насоса
Снимаем ремень с распределительного вала
Снимаем ремень с коленчатого вала
И вынимаем ремень полностью
На оригинальном ремне должны быть нанесены стрелки, указывающие направление его движения при работе двигателя.
Если на ремне таких стрелок нет, то нужно нанести их краской или фломастером, чтобы устанавливать ремень в прежнее положение.
Чтобы заменить натяжной ролик, окончательно откручиваем гайку от его оси
Снимаем ролик
Устанавливаем новый натяжной ролик в обратной последовательности. При этом отверстия под специальный ключ должны быть направлены наружу.
Установка ремня
Устанавливаем ремень сначала на зубчатый шкив распредвала, сориентировав его стрелками «Б» по направлению движения при работе двигателя и совместив риску «А» с установочной меткой на шкиве.
Затем натягиваем ведущую ветвь на шкив водяного насоса
И шкив коленчатого вала, также совместив риску на ремне с установочной меткой на шкиве. После этого устанавливаем ремень на натяжной ролик.
Натягиваем ремень, повернув натяжной ролик против часовой стрелки до совпадения нанесенных ранее меток, и затягиваем гайку крепления ролика.
Устанавливаем на коленчатый вал шкив привода вспомогательных агрегатов и проворачиваем коленчатый вал за болт крепления на два оборота и проверяем правильность установки меток. После этого собираем все детали в обратном порядке.