Вращение от шестерни 2 (рис. 1) пускового двигателя через промежуточную шестерню 3 передается на шестерню 4 и ведущий диск сцепления 5, ступица которых свободно насажена на вал 7
Если рычагом 9 передвинуть приводную шестерню 8 по шлицам вала 7 вправо, до соединения ее зубьев с зубьями венда маховика 10, а рычагом 12 прижать ведомый диск 6 сцепления к ведущему 5, то вращение от коленчатого вала пускового двигателя будет передаваться к коленчатому валу дизеля
Вследствие того, что ведущие шестерни 2 и 8 имеют меньше зубьев, чем ведомые 4 и 10, частота вращения уменьшается (при увеличении соответственно крутящего момента)
В большинстве трансмиссий современных пусковых двигателей имеется обгонная муфта, наличие которой дополнительно к механизму автоматического выключения полностью исключает возможность «разноса».
Трансмиссию пускового двигателя изучаемых тракторов представляют одноступенчатые редукторы, имеющие аналогичное устройство (за исключением некоторых различий в форме корпусов и устройстве рычагов).
Вращение от вала пускового двигателя к валу дизеля передается через шестерню 7 (рис. 2), сцепление, роликовую обгонную муфту, вал редуктора, приводную шестерню 11 и зубчатый венец маховика 18.
Сцепление многодисковое, мокрое, непостоянно замкнутое. Служит для плавного соединения коленчатых валов пускового и основного двигателей.
К ведущей части сцепления относится барабан 6, прикрепленный к шестерне 7, и диски 5, входящие своими выступами в пазы барабана.
Ведомую часть составляют диски 20, нажимной диск 24 и ведущая втулка 21 обгонной муфты с упорным диском 19 и ступицей 3, свободно насаженной на вал редуктора.
На втулке обгонной муфты выполнены пазы, в которые входят выступы ведомых дисков и штифты - поводки 4. удерживающие нажимные диски 24 от поворачивания относительно втулки.
Ведущие и ведомые диски стальные, размещены через один между упорным и нажимным дисками. Между нажимным диском и ступицей 3 расположена отжимная пружина 23.
Осевое усилие, необходимое для включения сцепления создается механизмом, состоящим из двух упоров с винтовыми скосами. Неподвижный упор 27 крепят к корпусу редуктора, а подвижный (нажимной) 26 можно проворачивать относительно неподвижного с помощью рычага 1.
Для включения сцепления нужно рычаг 1 повернуть к себе (от двигателя). При этом подвижный упор скользит по винтовой поверхности неподвижно и смещается вдоль оси вместе с нажимным диском 24, сжимая пружину 23 и диски сцепления.
За счет трения между дисками вращение от ведущего барабана передается втулке обгонной муфты.
Для выключения сцепления рычаг 1 нужно повернуть от себя (к двигателю). При этом подвижный упор возвращается в исходное положение, пружина отжимает нажимной диск и между ведущими и ведомыми дисками сцепления, образуются зазоры.
Обгонная муфта (муфта свободного хода) обеспечивает невозможность передачи вращения от основного двигателя к пусковому. Конструктивно муфта объединена со сцеплением.
Она состоит из ведущей втулки 21, роликов 22, толкателя 32 с пружинами 31. Ведомую часть составляет вал редуктора 9.
При передаче вращения от пускового двигателя пружины сдвигают ролики в узкие части пазов, вследствие чего втулка заклинивается на валу редуктора и вал вращается вместе с втулкой.
После запуска дизеля частота вращения вала редуктора значительно возрастает и становится больше частоты вращения втулки.
Вследствие этого ролики, преодолевая усилие пружин, перекатываются в расширенные части пазов и втулка с валом рассоединяется (с этого момента обгонная муфта работает как роликовый подшипник).
В этом состоянии обгонная муфта находится недолго, т.к. при дальнейшем повышении частоты вращения вала редуктора в действие вступает механизм автоматического выключения.
Механизм автоматического выключения выводит приводную шестерню 11 из зацепления с венцом маховика 18 после запуска дизеля.
К шестерне 11 болтами прикреплен держатель, в котором на осях 16 закреплены грузы защелки 15. Пружины 10 удерживаются направляющей втулкой 13 толкателя.
Для введения приводной шестерни в зацепление с венцом маховика держатель передвигают, поворачивая рычаг 17.
Во включенном состоянии шестерня удерживается за счет того, что грузы-защелки зацепляются за головку направляющей втулки и удерживаются там усилием сжатия пружин.
После запуска дизеля частота вращения коленчатого вала возрастает, грузы под действием центробежных сил расходятся, преодолевая силу трения в зацеплении, и воздействием пружины на толкатель приводная шестерня выводится из зацепления с венцом маховика.
Управление редуктором пускового двигателя дистанционное. У тракторов МТЗ-80А и МТЗ-82А для управления сцеплением и введения в зацепление приводной шестерни с вендом маховика предназначен расположенный в кабине рычаг 1 (рис. 3).
При перемещении в положение Т усилие через тягу 6 передается на рычаг 8, вследствие чего последний поворачивается по ходу часовой стрелки.
Одновременно с рычагом 8 поворачивается расположенный с ним на одном валу рычаг, которым приводная шестерня вводится в зацепление с венцом маховика.
Посредством перевода рычага 1 в положение II с помощью тяг 6 и 10,рычага 13 и валика 14 включается сцепление редуктора. Нейтральное положение рычага — вертикальное.
Система органов дистанционного (с места оператора) управления пусковым двигателем дизеля Д-65Н представлена на рис. 4.
На пусковой двигатель установлен стартер СТ-362 (СТ-352Д) с электромагнитной муфтой включения и автоматическим отключением. Включают его с помощью кнопки, расположенной на щитке приборов.
Карбюратор имеет рычаг 12 управления воздушной заслонкой, приспособленный для соединения с гибкой тягой 6.
Управляют воздушной заслонкой карбюратора с помощью рукоятки, расположенной на щитке приборов.
Магнето имеет вывод для присоединения провода 3, идущего к выключателю магнето.
При нажатии на кнопку выключателя зажигание пускового двигателя выключается. Кран бака 11 пускового двигателя снабжен рычагом 8, к которому присоединена тяга 7 управления.
При выдвижении рукоятки тяги управления открывается кран бака пускового двигателя.
В систему рычагов управления входят рычаг 32 включения сцепления механизма передачи пускового двигателя; промежуточное звено 17, двуплечий рычаг 20,тяги 23 и 28, рычаг 19 включения шестерни привода венца маховика.
Управление сцеплением и шестерней привода венца маховика механизма передачи пускового двигателя сблокировано и осуществляется одним и тем же рычагом 32.
При перемещении рычага 32 на себя переместится вперед тяга 28, действуя на двуплечий рычаг 20.
Двуплечий рычаг, проворачиваясь на пальце 21. действует через промежуточное звено 17 на рычаг 19 и заставляет его поворачиваться от блока двигателя, при этом сцепление пускового двигателя выключается,
В начальный момент поворота двуплечего рычага тяги 23 остается на месте, так как палец 22 будет двигаться по проушине тяги.
Это обеспечивает ввод шестерни автомата выключения в зацепление с венцом маховика двигателя после выключения сцепления механизма передачи.
При дальнейшем повороте двуплечий рычаг переместит тягу 23, которая повернет рычаг 26, и шестерня автомата выключения войдет в зацепление с венцом маховика.
Сцепление пускового двигателя включается перемещением рычага 32 от себя.
Шестерня автомата выключения выводится из зацепления с венцом маховика, когда двигатель наберет обороты
Рычаг 19 имеет рукоятку 14, которая служит для ручного включения механизма передачи при регулировке длины тяги или при возможном пуске двигателя не из кабины оператора.