Система смазки комбинированная: наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные - или направленным разбрызгиванием, или разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопрягаемыми деталями
Давление в системе смазки создается, шестеренчатым масляным насосом), установленным снаружи в передней части блока цилиндров и приводимым в действие цепью от переднего конца коленчатого вала. Насос выполнен с внутренним трохоидальным зацеплением шестерен.
Насос всасывает масло из масляного картера двигателя через маслоприемник с сетчатым фильтром и через полнопоточный масляный фильтр 3 с фильтрующим элементом из пористой бумаги подает его в главную масляную магистраль, расположенную в тело блока цилиндров
От главной масляной магистрали отходят каналы подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала
К шатунным подшипникам масло подается через каналы, выполненные в теле коленчатого вала.
От главной масляной магистрали отходит вертикальный канал подвода масла к подшипникам распределительных валов
Помимо этого от главной масляной магистрали двигателя масло подается под давлением к масляным форсункам 4 для охлаждения и смазки поршней, а также к натяжителю цепи и в систему изменения фаз газораспределения.
Для смазки подшипников распределительных валов масло из вертикального канала поступает в центральные осевые каналы распределительных валов через радиальные отверстия в шайках крайних подшипников и распределяется по каналам к остальным подшипникам.
Кулачки распределительных валов смазываются маслом, поступающим из центральных осевых каналов через радиальные отверстия в кулачках.
Излишнее масло сливается из головки блока в масляный картер через дренажный канал 2.
Для охлаждения масла между картером двигателя и масляным фильтром установлен теплообменник, соединенный с системой охлаждения двигателя.
Возможные неисправности масляной системы и способы устранения
Недостаточное давление масла в прогретом двигателе
- использование масло несоответствующей марки
Замените масло рекомендованным
- разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости
Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости. Замените масло
- загрязнение рабочей полости или износ масляного насоса
Промойте или отремонтируйте масляный насос
- засорение масляного фильтра
- ослабление крепления или засорение маслоприемника
Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр
- увеличенный зазор между вкладышами коренных или шатунных подшипников и шейками коленвала
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
- трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей
Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок
- неплотная установка заглушек масляных каналов или их отсутствие
Восстановите герметичность заглушек, установите отсутствующие заглушки
Повышенный расход масла
- подтекание масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
- засорена система вентиляции картера
Промойте детали системы вентиляции картера
- износ поршневых колец или цилиндров двигателя
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
- поломка поршневых колец
Замените кольца
- закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней
Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло
- износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов
Замените маслосъемные колпачки
- повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров