Тормоза проверяйте на сухой и ровной дороге, на различных скоростях автомобиля с легким и сильным нажатием на педаль тормоза, избегая блокировки тормозов и скольжения шин. На процесс торможения влияют три основные фактора:
– на разных колесах будут неодинаковые условия сцепления шин с дорогой, что обусловливает неодинаковые тормозные силы
Давление воздуха и протекторы шин должны быть одинаковыми;
- – тормозные силы на передних и задних осях должны быть пропорциональны действующим на них вертикальным нагрузкам;
- – нарушение углов установки колес может стать причиной того, что автомобиль будет при торможении тянуть в сторону.
Для проверки утечки тормозной жидкости, нажмите на педаль тормоза при работающем двигателе на частоте вращения холостого хода и установке рычага переключения коробки передач в нейтральном положении.
Если педаль постепенно проваливается при постоянном давлении, значит имеется утечка в системе.
Визуально проверьте наличие утечки и уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.
Незначительное падение уровня тормозной жидкости происходит из-за нормального износа колодок.
Ненормально низкий уровень говорит об утечке в системе.
В гидравлической системе возможна как внутренняя, так и внешняя утечка. Если уровень тормозной жидкости в норме, проверьте длину штока вакуумного усилителя тормозов.
Если обнаружена ненадлежащая длина штока, отрегулируйте длину или замените шток.
Проверьте главный тормозной цилиндр в следующем порядке:
- – на отсутствие повреждений и утечки тормозной жидкости вокруг главного тормозного цилиндра.
Понижение уровня тормозной жидкости может говорить только о наличии утечки.
Ненормальным условием является также увлажнение поверхности главного тормозного цилиндра;
- – соединение тяги педали и длину штока.
Если они в норме, разберите главный тормозной цилиндр и проверьте на растяжение или разбухание сальников цилиндра, затем – на отсутствие износа резиновых деталей.
Если сальники разбухли, возможно, используется нестандартная или загрязненная тормозная жидкость.
Если обнаружена загрязненная тормозная жидкость, все металлические компоненты следует разобрать и очистить, а все резиновые – заменить.
Все трубопроводы следует также промыть.
Неподходящая тормозная жидкость, минеральное масло или наличие воды в жидкости могут вызвать закипание тормозной жидкости или повреждение резиновых компонентов.
Если основные сальники поршня в главном цилиндре набухли, значит резиновые компоненты испорчены.
Если обнаружен износ резины, разберите все детали гидравлической системы и промойте их спиртом. Перед сборкой просушите детали потоком сжатого воздуха.
Замените все резиновые детали в системе, включая шланги. При работе тормозного механизма проверьте отсутствие жидкости в прокладках.
Если обнаружена жидкость, замените прокладки.
Если состояние сальников поршня главного тормозного цилиндра нормальное, проверьте наличие утечки или чрезмерного перегрева.
Если эти условия не обнаружены, слейте тормозную жидкость, наполните главный тормозной цилиндр и повторно слейте жидкость из системы.
Проверка уровня тормозной жидкости
Бачок для тормозной жидкости расположен в моторном отсеке.
Бачок имеет прозрачный корпус, поэтому уровень тормозной жидкости можно контролировать снаружи.
Уровень тормозной жидкости должен всегда находиться ближе к метке «МАХ».
Если уровень тормозной жидкости слишком низкий, перед снятием пробки с компенсационного бачка чистой ветошью протрите пробку и место около пробки от загрязнений, чтобы исключить попадание грязи в гидравлический контур тормозов.
Долейте рекомендованную тормозную жидкость в бачок. Смешивание различных типов тормозной жидкости может повредить гидравлическую систему.
Шланги тормозной системы следует проверять, как минимум, два раза в год.
Для предупреждения внезапного отказа тормозной системы тщательно проверьте состояние всех трубопроводов и соединений, обращая особое внимание на следующее:
Металлические трубопроводы не должны иметь царапин и очагов коррозии и должны находиться вдали от острых кромок, которые могут их повредить.
Тормозной шланг должен быть эластичен, не иметь надрывов и трещин и прочно заделан в наконечниках.
Резьба наконечников шланга не должна иметь повреждений.
Если при нажатии на педаль тормоза шланг раздувается, значит порваны нити кордов. При обнаружении любого из этих дефектов шланг необходимо заменить.
На шланги не должны попадать минеральные масла и смазки, растворяющие резину.
Все скобы крепления трубопроводов должны быть целыми и хорошо закреплены.
Ослабление крепления или разрушение скоб приводит к вибрации трубопроводов, которая вызывает их поломки.
Не допускается утечка тормозной жидкости из соединений главного цилиндра с трубопроводами и бачком.
При обнаружении неисправностей замените поврежденные детали новыми.
Гибкие шланги, независимо от их состояния, заменяйте новыми после 120 тыс. км пробега или после пяти лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить внезапные разрывы из-за старения резины.
Тормозной шланг, трущийся о детали подвески, изнашивается и в конечном итоге выходит из строя. Для проверки используйте зеркало и подсветку.
Проверка клапана вакуумного шланга (усилитель тормозов)
Снимите хомуты и вакуумный шланг.
Подайте поочередно вакуум и давление в вакуумный шланг со стороны двигателя и убедитесь, что воздух может проходить только в одну сторону (рис. 1.).
Если воздух проходит в обоих направлениях, замените вакуумный шланг.
Возможные неисправности тормозной системы
Утечка тормозной жидкости
Уровень тормозной жидкости в бачке постоянно понижается. Неисправность сопровождается увеличенным ходом педали тормоза.
Возможные причины:
- - неисправность суппорта переднего тормозного механизма;
- - неисправность суппорта заднего тормозного механизма;
- - повреждение тормозного шланга одного из колес;
- - повреждение тормозной трубки
Увеличенный ход педали тормоза
Возможные причины:
- - утечка тормозной жидкости (см. выше);
- - неисправен главный тормозной цилиндр
Повышенное усилие на педали тормоза
Возможные причины:
- - неисправность вакуумного усилителя;
- - замасливание накладок тормозных колодок и поверхности тормозных дисков одной оси
Неравномерное срабатывание тормозных механизмов (увод или занос при торможении)
Возможные причины:
- - заклинивание суппорта переднего или заднего тормозного механизма;
- - замасливание накладок тормозных колодок и поверхности тормозных дисков одного из колес;
- - пережата трубка тормозной магистрали
Сильный скрип или скрежет при торможении
Возможные причины:
- скрип или скрежет, скорее всего, вызван предельным износом фрикционных накладок тормозных колодок переднего или заднего тормозных механизмов