Система кондиционирования воздуха на вашем автомобиле должна заправляться хладагентом HFC-134a (R-134a) или аналогичным эксплуатационным материалом, полностью эквивалентным указанному по своим свойствам

Применение другого хладагента приведет к серьезным повреждениям системы кондиционирования воздуха и необходимости полной замены системы

Не рекомендуется выпускать хладагент в атмосферу.

Хладагент HFC-134a (R-134а), применяемый в автомобилях Mazda, не оказывает вредного воздействия на озоновый слой атмосферы.

Тем не менее, попадание в атмосферу хладагента может в небольшой степени способствовать глобальному потеплению климата.

Общие рекомендации по эксплуатации кондиционера

Очистите от снега и льда щетки стеклоочистителя и воздушную приемную решетку, расположенную перед нижней кромкой ветрового стекла. Это увеличит эффективность работы системы отопления.

При низкой температуре окружающего воздуха и непрогретом двигателе воздух может не поступать в салон через нижние воздуховоды в течение 150 с (максимум). Это не является признаком неисправности.

После достаточного прогрева двигателя начнется нормальная подача теплого воздуха через нижние вентиляционные отверстия.

При работе кондиционера воздуха держите все окна и вентиляционный люк закрытыми.

После стоянки автомобиля на солнце двигайтесь в течение двух-трех минут с открытыми окнами для того, чтобы быстро удалить из салона горячий воздух.

Затем закройте окна, чтобы кондиционер мог быстрее охладить воздух в салоне.

Кондиционер воздуха должен включаться хотя бы раз в месяц и работать примерно 10 мин. Это предотвратит выход из строя кондиционера из-за отсутствия смазки.

Если стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости достигла метки «Hot» (высокая температура), выключите кондиционер воздуха.

При значительном повышении температуры охлаждающей жидкости кондиционер воздуха выключится автоматически.

Это может случиться, например, при продолжительной работе двигателя на холостом ходу в жаркий день.

Хладагент

Характеристики хладагента указаны на этикетке, находящейся в моторном отсеке автомобиля.

Для сбора, создания разрежения и заправки хладагента R134A используйте трубопровод высокого давления заправочной станции.

Обязательно заглушите отверстия трубопроводов системы кондиционирования воздуха заглушками, чтобы не допускать попадания влаги в систему.

Извлекайте заглушки из запасных частей только в последний момент перед их установкой.

При работе двигателя проверьте отсутствие течи течеискателем через пять минут после заправки; при этом отопитель и вентилятор нагнетания воздуха должны работать в максимальном режиме.

Точно соблюдайте все указания по доливу масла при работе с элементами системы кондиционирования воздуха.

При замене клапанов соблюдайте требуемое значение момента затяжки 8 Нм.

Рис. 1. Штуцер для заправки хладагентом.

Техническое обслуживание системы кондиционирования воздуха

Каждый год эксплуатации рекомендуется:

  • – очищать и продувать конденсор и радиатор системы охлаждения двигателя;
  • – убедиться, что сливное отверстие для конденсата в блоке нагнетания холодного воздуха не засорено.

Проверку зарядки холодильного контура хладагентом или слив хладагента рекомендуется проводить каждые четыре года.

Бактерицидный препарат для обработки системы кондиционирования воздуха

Обрабатывайте систему отопления и вентиляции специальным препаратом после каждого зимнего сезона или продолжительного перерыва в работе системы, чтобы устранить возможные загрязнения.

Распылите весь препарат из аэрозольной упаковки, снабженной удлинителем, через патрубок фильтра системы вентиляции салона.

Категорически запрещается распылять препарат через вход воздухозабора из-за риска повреждения электровентилятора нагнетания воздуха. Подождите 15 мин.

Включите вентилятор на очень малую скорость на 5 мин.

Слив хладагента

Поскольку контур системы кондиционирования воздуха оборудован только одним заправочным клапаном, на некоторых заправочных станциях используется только трубопровод высокого давления.

В некоторых случаях перед сливом хладагента дайте системе поработать несколько минут для обеспечения полного слива.

При сливе хладагента или при проверке зарядки холодильного контура необходимо учитывать три случая:

  • 1. Двигатель и кондиционер работают;
  • 2. Двигатель работает, но не работает кондиционер;
  • 3. Двигатель и кондиционер не работают.

Двигатель и кондиционер работают

Дайте кондиционеру поработать до двукратного включения электровентилятора системы охлаждения двигателя, после чего остановите двигатель.

Проведите первый слив хладагента (замерьте его слитое количество), подождите 15 мин.

Проверьте, чтобы относительное давление было ниже или равно 0 бар, возобновите циклы слива, если давление не ниже или не равно 0 бар.

Суммируйте количество хладагента, слитого во всех циклах.

Зарядка считается достаточной, если полученная сумма равна +35 гр. или –100 гр. от номинального значения.

Двигатель работает, но не работает кондиционер

Дайте двигателю поработать до двукратного включения электровентилятора системы охлаждения, после чего остановите двигатель.

Проведите первый слив хладагента (замерьте его слитое количество), подождите 15 мин.

Дайте двигателю поработать до двукратного включения электровентилятора системы охлаждения, проведите второй слив хладагента (замерьте его слитое количество).

Возобновите циклы слива, если давление не ниже или не равно 0 бар.

Суммируйте количества хладагента, слитого во всех циклах.

Зарядка считается достаточной, если полученная сумма равна +35 гр или –100 гр от номинального значения.

Двигатель и кондиционер не работают

Проведите первый слив хладагента. Двигатель и кондиционер не работают.), подождите 2 ч. Возобновите циклы слива, если давление не ниже или не равно 0 бар.

Суммируйте количества хладагента, слитого во всех циклах.

Зарядка считается достаточной, если полученная сумма равна +35 гр. или –100 гр. от номинального значения.

Рис. 2. Работа системы кондиционирования: 1 – компрессор; 2 – конденсор; 3 – ресивер-осушитель; 4 – датчик давления; 5 – редуктор с трубчатым регулировочным вентилем; 6 – испаритель; 7 – электровентилятор салона; 8 – электровентилятор системы охлаждения двигателя; 9 – радиатор системы охлаждения двигателя; 10 – хладагент под высоким давлением; 11 – пар под низким давлением; 12 – пар под высоким давлением; 13 – заправочный клапан; 14 – салон; 15 – моторный отсек; 16 – наружный воздух; 17 – к воздухораспределительному блоку; 18 – щит передка; 19 – наружный или рециркулируемый воздух; 20 – фланец трубопроводов на щите передка

Откачка воздуха

Обязательно проведите качественную откачку воздуха из холодильного контура перед его зарядкой хладагентом, в противном случае кондиционер выйдет из строя.

Следует учитывать два случая:

  • – откачка воздуха производится сразу после разрядки контура;
  • – откачка воздуха производится через несколько часов или дней после разрядки контура.

Откачка воздуха производится сразу после разрядки контура.

Откачка воздуха проводится в течение 20 мин. Откачка воздуха производится через несколько часов или дней после разрядки контура.

Откачка воздуха производится в течение 45 мин, чтобы полностью устранить следы влаги.

По окончании откачки воздуха проведите проверку контура на герметичность (некоторые зарядные станции делают это автоматически).

Заправка хладагента

Добавьте масло нужной марки и в нужном количестве в зависимости от выполненных работ.

Выполните заправку.

Опорожните трубопроводы заправочной станции.

Проверьте работоспособность системы. Проведите поиск утечек

Поиск утечек

Рис. 3. Инструмент для поиска утечек хладагента: 1 – капсула; 2 – ультрафиолетовая лампа

Для поиска мест утечек используется контрастное вещество, поставляемое в капсулах для одноразового использования, следы утечек обнаруживаются при помощи ультрафиолетовой лампы (рис. 3).

Контрастное вещество остается в системе кондиционирования воздуха.

С помощью ультрафиолетовой лампы можно проверить состояние холодильного контура.

При наличии характерных флуоресцирующих следов запрещается вводить контрастное вещество в холодильный контур.

Введите дозу контрастного вещества в случае отсутствия характерных флюоресцирующих следов и предупредительной этикетки (об использовании контрастного вещества в прошлом).

Введение контрастного вещества в контур

Установите систему введения контрастного вещества на клапане низкого давления, на автомобилях с единственным клапаном. Введите контрастного вещества в контур.

Включите кондиционер и дайте ему поработать приблизительно 15 мин.

Процедура выявления утечек

Произведите предварительную проверку (при неработающем двигателе), проведя лучом ультрафиолетовой лампы по холодильному контуру.

Если утечки не выявлены:

  • – тщательно очистите наружные поверхности деталей холодильного контура,
  • – включите компрессор кондиционера и не выключайте до определения места утечки хладагента (при неудаче проверьте состояние испарителя).

После использования контрастного вещества обязательно укажите на предупредительной этикетке (поставляемой вместе с капсулой этого вещества) факт его использования и дату проведения операции.

Этикетку следует наклеить на видном месте вблизи заправочных клапанов холодильного контура (на опорной чашке амортизаторной стойки).