ЭБУ является центральным устройством системы управления двигателем
Блок закреплен на задней стенке площадки аккумуляторной батареи.
ЭБУ представляет собой мини-компьютер специального назначения, в его состав входят оперативное запоминающее устройство — ОЗУ и программируемое постоянное запоминающее устройство — ППЗУ.
ОЗУ служит для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных, В ОЗУ записываются также коды возникающих неисправностей.
Эта память энергозависима, т. е. при прекращении электрического питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от ЭБУ жгута проводов) ее содержимое стирается.
ППЗУ хранит программу управления двигателем, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритмов) и калибровочных данных (настроек).
ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива, угол опережения зажигания, состав отработавших газов и т. п. ППЗУ — энергонезависимо, т. е. его содержимое не изменяется при отключении питания.
ЭБУ получает информацию от датчиков системы управления, выключателя и датчика давления хладагента кондиционера, датчика давления гидроусилителя руля, а также управляет исполнительными устройствами, такими как топливный насос, форсунки, катушки (катушка—двигатель К7М) зажигания, регулятор холостого хода, электромагнитный клапан продувки адсорбера, электровентилятор системы охлаждения, сигнализатор перегрева двигателя, электромагнитная муфта компрессора кондиционера, и различными реле системы.
При включении зажигания ЭБУ выдает управляющий сигнал на главное реле, а при выключении зажигания — задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентилятором системы охлаждения).
ЭБУ также выполняет диагностические функции системы управления двигателем (бортовая система диагностики).
ЭБУ определяет наличие неисправностей элементов системы управления и сохраняет в своей памяти коды неисправностей.
При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.), ЭБУ включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов и переводит систему на аварийные режимы работы.
Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи ЭБУ для управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в ППЗУ.
При включении зажигания ЭБУ активирует систему управления:
- включает топливный насос для создания необходимого давления в топливной рампе и обрабатывает сигналы датчиков температуры охлаждающей жидкости и положения дроссельной заслонки для расчета состава топливовоздушной смеси при пуске двигателя.
Если в течение этого времени проворачивание коленчатого вала стартером не началось, ЭБУ через 2 секунды выключает топливный насос и вновь включает его после начала проворачивания.
При работе двигателя ЭБУ обрабатывает информацию датчиков:
- положения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, абсолютного давления воздуха, температуры воздуха на впуске, скорости автомобиля (на автомобиле без АБС), скорости вращения колес (на автомобиле с АБС), концентрации кислорода.
ЭБУ в зависимости от режима работы двигателя управляет работой форсунок, катушек зажигания, регулятора холостого хода, клапана продувки адсорбера, вентилятора системы охлаждения двигателя.
При включении кондиционера ЭБУ увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу и подает сигнал на включение муфты компрессора кондиционера.
Угол опережения зажигания ЭБУ рассчитывает в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, нагрузки на двигатель и температуры охлаждающей жидкости.
Состав смеси регулируется длительностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки, — чем длиннее импульс, тем больше подача топлива, и наоборот.
В нормальных условиях работы двигателя впрыск топлива производится поочередно, в каждый цилиндр в момент начала такта впуска.
Для этого ЭБУ использует информацию от датчика положения коленчатого вала, который определяет ВМТ поршней 1-го и 4-го, а также 2-го и 3-го цилиндров.
В системе отсутствует датчик положения распределительного вала (датчик фаз).
Поэтому, чтобы определить, в какой из двух цилиндров нужно произвести впрыск топлива, ЭБУ использует следующий алгоритм.
При каждой остановке двигателя в памяти ЭБУ фиксируется последняя задействованная форсунка, и при повторном пуске двигателя команда сначала подается на эту форсунку.
Если топливо впрыскивается в цилиндр не в момент начала такта впуска, ЭБУ включает проверочную программу и определяет нужный порядок впрыска топлива в цилиндры.
При отсутствии сигнала с датчика положения коленчатого вала (вал не вращается или неисправен датчик и его цепи) ЭБУ отключает подачу топлива в цилиндры.
Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предотвращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя.
Во время торможения двигателем (при включенной передаче и сцеплении), когда дроссельная заслонка полностью закрыта, а частота вращения коленчатого вала двигателя велика, впрыск топлива не производится для снижения токсичности отработавших газов.
При падении напряжения в бортовой сети автомобиля ЭБУ увеличивает время накопления энергии в катушках зажигания (для надежного поджигания горючей смеси) и длительность импульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия форсунки).
При возрастании напряжения в бортовой сети время накопления энергии в катушках зажигания и длительность подаваемого на форсунки импульса уменьшаются.
ЭБУ управляет включением электровентилятора системы охлаждения (через реле) в зависимости от температуры двигателя, частоты вращения коленчатого вала и работы кондиционера (если он установлен).
Электровентилятор системы охлаждения включается, если температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение.
Снятие контроллера ЭСУД
Устанавливаем автомобиль для выполнения работы.
Блок ЭСУД снимаем для замены или при выполнении операций по ремонту автомобиля, связанных с возможностью нанесения вреда электронным компонентам блока (например, при сушке автомобиля в сушильной камере после окраски и т.д.).
Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумулятора.
Головкой на 10 отворачиваем болт крепления, отсоединяем кронштейн 1 и отводим его в сторону.
Отсоединяем колодку 2 жгута проводов от контроллера 3 ЭСУД.
Головкой на 10 отворачиваем гайки 4 и снимаем контроллер ЭСУД.
Установка
Установить контроллер 3, ЭСУД на автомобиль, установить и затянуть гайки 4. Момент затяжки гаек 8 Нм (0,8 кгс.м) (головка сменная 10, удлинитель, вороток, ключ моментный).
Присоединить колодку 2 жгута проводов к контроллеру ЭСУД.
Установить кронштейн 1, установить и затянуть болт крепления кронштейна (головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Присоединить клемму провода "массы" к аккумуляторной батарее.
Назначение контактов ЭБУ ЭСУД
Контакт. Назначение
- Управление катушкой зажигания цилиндров 2-3
- Не используется
- «Масса»
- Управление электромагнитным клапаном продувки адсорбера
- Не используется
- Не используется
- Не используется
- Управляющий сигнал «-» на реле малой скорости вентилятора системы охлаждения двигателя
- Сигнальная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости
- Управляющий сигнал «-» на реле компрессора кондиционера
- Сигнал расхода топлива
- Управляющий сигнал 1 на регулятор холостого хода
- Сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости
- Не используется
- «Масса» датчика абсолютного давления
- Сигнал датчика абсолютного давления
- Не используется
- Сигнал датчика давления хладагента
- Экран датчика детонации
- Сигнал «+» датчика детонации
- Не используется
- Не используется
- Не используется
- Сигнал частоты вращения коленчатого вала двигателя
- Не используется
- Диагностический разъем линия L
- Не используется
- «Масса»
- «+» после выключателя зажигания
- «+» аккумуляторной батареи
- Не используется
- Управление катушкой зажигания цилиндров 1-4
- «Масса»
- Управление сигнальной лампы неисправности системы снижения токсичности
- Не используется
- Не используется
- Не используется
- Управляющий сигнал «-» на реле большой скорости вентилятора системы охлаждения двигателя
- Управляющий сигнал «-» на обмотку реле исполнительных устройств
- Не используется
- Управляющий сигнал 2 на регулятор холостого хода
- Управляющий сигнал 3 на регулятор холостого хода
- Сигнал «+» датчика положения дроссельной заслонки
- Сигнал нижнего кислородного датчика
- Сигнал верхнего кислородного датчика
- Сигнал запроса на включение кондиционера
- Не используется
- Не используется
- Сигнал "+" датчика температуры воздуха
- Не используется
- Не используется
- Не используется
- Сигнал скорости движения автомобиля
- Сигнал частоты вращения коленчатого вала двигателя
- Не используется
- Диагностический разъем линия K
- Не используется
- Сигнал системы электронной противоугонной блокировки запуска двигателя
- Управляющий сигнал "-" на форсунку цилиндра № 1
- Управляющий сигнал "-" на форсунку цилиндра № 3
- Не используется
- Не используется
- Управляющий сигнал "-" на элемент подогрева верхнего кислородного датчика
- Не используется
- Управляющий сигнал "-" на элемент подогрева нижнего кислородного датчика
- "+" после реле исполнительных устройств
- Не используется
- Управляющий сигнал "-" на обмотку реле топливного насоса
- Не используется
- Сигнал на тахометр
- Не используется
- Управляющий сигнал 4 на регулятор холостого хода
- "-" датчика температуры охлаждающей жидкости
- "+" датчика положения дроссельной заслонки
- "-" датчика положения дроссельной заслонки
- "Масса" нижнего кислородного датчика
- "-" датчика температуры воздуха
- "+" датчика абсолютного давления
- "-" датчика детонации
- "Масса" верхнего кислородного датчика
- Не используется
- "-" датчика давления хладагента
- "+" датчика давления хладагента
- Не используется
- Сигнал датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления
- Не используется
- Не используется
- Не используется
- управляющий сигнал "-" на форсунку цилиндра № 4
- управляющий сигнал "-" на форсунку цилиндра № 2
Замена, программирование или перепрограммирование ЭБУ
При замене ЭБУ ЭСУД необходимо выполнить программирование нового ЭБУ.
ЭБУ программируется с помощью программатора ПБ, согласно прилагаемой к программатору инструкции по эксплуатации.
После выполнения процедуры программирования / перепрограммирования ЭБУ необходимо запустить, затем остановить двигатель (чтобы инициализировать ЭБУ) и выждать 30 секунд, затем снова включить "зажигание" и с помощью диагностического прибора выполнить следующие операции:
- - записать VIN-код автомобиля в память ЭБУ - для этого на диагностическом приборе выбрать режим "Доп. испытания" – "Идентификационный номер (VIN)";
- - после программирования или перепрограммирования ЭБУ ЭСУД в памяти других ЭБУ могут появиться сохраненные неисправности, поэтому необходимо удалить информацию о неисправностях из памяти этих ЭБУ;
- - выполнить необходимые программирования (программирование крутящего момента коленчатого вала двигателя и параметров адаптивной коррекции состава рабочей смеси).
Конфигурирование ЭБУ ЭСУД
ЭБУ самоконфигурируется автоматически в зависимости от наличия датчиков и/или опционного оборудования, имеющегося на автомобиле.
LC001 Тип связи для передачи информации о скорости автомобиля
→ Мультиплексная сеть
LC003 Верхний кислородный датчик
→ 1 провод
LC004 Нижний кислородный датчик
→ С
LC005 Тип коробки передач
- → АКП
- → МКП
LC008 Фазорегулятор распределительного вала
→ БЕЗ
LC032 Считывание конфигурации: кондиционер
- → С
- → БЕЗ
LC075 Связь ЭБУ АБС с ЭБУ системы впрыска
→ БЕЗ
LC077 Система электронной противоугонной блокировки запуска двигателя
→ТИП № 3
LC078 Управление электровентиляторами системы охлаждения при работающем двигателе
→ С
LC079 Сигнальная лампа бортовой системы диагностики БСД
→ С
LC080 Табло переключения передач
→ БЕЗ
LC090 Топливный насос малой производительности
→ БЕЗ
LC095 Поступление информации о работе холодильного контура кондиционера в ЭБУ системы впрыска
→ С
LC105 Ветровое стекло с электрообогревом
→ БЕЗ
LC138 Компрессор постоянной холодопроизводительности
→ БЕЗ
LC140 Катушка зажигания пальчикового типа
- → С
- → БЕЗ
LC152 Размыкающий контакт выключателя стоп-сигнала
→ БЕЗ
LC168 Нагревательный элемент отопления салона
→ БЕЗ
LC176 Вывод DF
→ БЕЗ
Таблица кодов неисправностей
Код - Описание
- DF001 Цепь датчика температуры охлаждающей жидкости
- DF002 Цепь датчика температуры воздуха
- DF022 Цепь сигнальной лампы бортовой системы диагностики
- DF023 Цепь сигнальной лампы аварийной температуры охлаждающей жидкости
- DF038 ЭБУ
- DF040 Цепь форсунки цилиндра № 1
- DF041 Цепь форсунки цилиндра № 2
- DF042 Цепь форсунки цилиндра № 3
- DF043 Цепь форсунки цилиндра № 4
- DF081 Цепь электромагнитного клапана продувки адсорбера
- DF082 Цепь подогрева верхнего кислородного датчика
- DF083 Цепь подогрева нижнего кислородного датчика
- DF084 Цепь управления реле исполнительных устройств
- DF091 Информация о скорости движения автомобиля
- DF092 Цепь верхнего кислородного датчика
- DF093 Цепь нижнего кислородного датчика
- DF123 Пропуски воспламенения смеси, приводящие к увеличению содержания токсичных веществ в отработавших газах
- DF124 Пропуски воспламенения смеси, приводящие к выходу из строя каталитического нейтрализатора
- DF232 Цепь датчика давления хладагента
- DF328 Цепь датчика положения дроссельной заслонки
- DF330 Цепь датчика детонации
- DF336 Цепь датчика положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
- DF352 Цепь системы электронной противоугонной блокировки запуска двигателя
- DF353 Цепь датчика абсолютного давления
- DF360 Цепь регулирования холостого хода
- DF361 Цепь катушки зажигания цилиндров № 1 и № 4
- DF362 Цепь катушек зажигания цилиндров № 2 и № 3
- DF378 Связь ЭБУ АБС с ЭБУ системы впрыска
- DF390 Нарушение работы кислородного датчика
- DF394 Нарушение работы каталитического нейтрализатора
- DF514 Цепь реле топливного насоса
- DF524 Выходное напряжение реле исполнительных устройств
- DF587 Напряжение питания + 5 В датчиков