Выход из строя ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ) (обрыв или срез зубьев) приведет к удару клапанов в поршни из-за рассогласования углов поворота коленчатого и распределительного валов и, как следствие, к дорогостоящему ремонту двигателя
Поэтому в соответствии с регламентом технического обслуживания автомобиля замену ремня проводим через каждые 120 тыс, км пробега или через 6 лет (что наступит раньше) независимо от его состояния.
При каждом техническом обслуживании рекомендуем проверить состояние ремня.
Поверхность зубчатой части ремня не должна иметь складок, трещин, подрезов зубьев и отслоений ткани от резины.
Обратная сторона ремня не должна иметь износа, обнажающего нити корда, и следов подгорания.
На торцевых поверхностях ремня не должно наблюдаться расслоений.
Ремень необходимо заменить при обнаружении на нем следов масла.
Для оценки состояния и замены ремня привода ГРМ снимаем правую опору силового агрегата и правый грязезащитный щиток моторного отсека.
Отворачиваем шесть болтов крепления верхней крышки привода головкой на 16 — два болта 1, головкой на 13 — три болта 2 и головкой на 8 — болт 3.
Снимаем верхнюю крышку привода ГРМ
Головкой на 18 проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке и визуально осматриваем состояние ремня.
Без прибора можно определить натяжение ремня.
Если усилием большого и указательного пальцев руки удастся перекрутить ведущую ветвь ремня (в точке, расположенной между зубчатыми шкивами распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости) больше, чем на 60°— 70°, то ремень натянут слабо, и его необходимо подтянуть.
Для регулировки натяжения ремня следует снять нижнюю крышку.
Головкой на 8 с трещоткой отворачиваем два болта крепления нижней крышки привода ГРМ.
Снимаем нижнюю крышку привода ГРМ.
Ослабив ключом на 16 затяжку гайки крепления натяжного ролика, специальным ключом (подходит ключ для натяжения ремня привода ГРМ переднеприводных автомобилей ВАЗ) поворачиваем ролик против часовой стрелки, натягивая ремень.
В этом положении ролика затягиваем гайку его крепления.
Провернув коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления его шкива на два оборота, снова проверяем натяжение ремня и при необходимости повторяем регулировку.
Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности
Для замены ремня привода ГРМ снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов, верхнюю и нижнюю крышки привода ГРМ.
При отворачивании болта крепления шкива коленчатого вала необходимо заблокировать вал от проворачивания.
Для этого можно воспользоваться окном в картере сцепления, расположенным сверху под корпусом термостата.
Проворачивая коленчатый вал (потребуется помощник), наблюдаем в окне за перемещением кожуха сцепления.
Добиваемся, чтобы один из шести болтов крепления кожуха к маховику появился в окне.
Стопорим коленчатый вал от проворачивания, вставив лезвие силовой шлицевой отвертки между верхней стенкой окна в картере сцепления и головкой болта крепления кожуха.
Головкой «на 18» отворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала и вынимаем отвертку из окна картера сцепления.
Снимаем шкив коленчатого вала
При затруднении в снятии шкива равномерно поддеваем его с разных сторон монтажной лопаткой.
Для последующего проворачивания коленчатого вала необходимо ввернуть на место болт крепления шкива.
Чтобы болт полностью ввернулся в резьбовое отверстие носка коленчатого вала, устанавливаем между болтом и носком вала проставку (втулку или набор шайб).
Перед снятием ремня, чтобы не нарушить фазы газораспределения, необходимо установить коленчатый и распределительный валы в положение ВМТ (верхней мертвой точки) такта сжатия 1-го цилиндра.
Проворачиваем коленчатый вал за болт крепления его шкива по часовой стрелке до момента совпадения метки 1 (лунки в форме треугольника) на зубчатом шкиве распределительного вала с меткой 2 (логотип «Дачия»), через который проходит воображаемая вертикальная ось шкива на крышке головки блока цилиндров.
Для проверки нахождения коленчатого вала в положении ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров в блоке цилиндров предусмотрено отверстие с резьбой М10, в которое необходимо ввернуть специальный установочный палец с длиной резьбовой части 75 мм.
При нахождении коленчатого вала в положении ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров палец должен упереться в отфрезерованную площадку на щеке коленчатого вала и заблокировать вал при попытке провернуть его по часовой стрелке.
Головкой на 14 выворачиваем заглушку из резьбового отверстия в блоке цилиндров, расположенного на стороне блока, в районе 1-го цилиндра — под датчиком сигнализатора аварийного давления масла.
В качестве установочного пальца можно использовать болт верхнего крепления коробки передач к блоку цилиндров.
На болт наворачиваем две гайки и законтриваем их так, чтобы длина резьбовой части была равна 75 мм.
Изготовленное приспособление — установочный палец вворачиваем в резьбовое отверстие блока цилиндров.
При нахождении коленчатого вала в положении ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров установочный палец 1 ввернется в отверстие до конца своей резьбы и упрется в отфрезерованную площадку 2 на щеке коленчатого вала (для наглядности показано на демонтированном двигателе и при снятом поддоне картера).
При этом коленчатый вал невозможно будет провернуть по часовой стрелке
Если при вворачивании установочного пальца вы почувствуете, что он уперся, а торец гайки на пальце при этом не соприкоснется с торцом бобышки отверстия в блоке цилиндров (между гайкой и бобышкой останется зазор), то немного проворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки за болт крепления шкива.
Затем вворачиваем установочный палец в отверстие блока до конца (до соприкосновения торцов гайки пальца и бобышки отверстия в блоке) и проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до упора площадки щеки в палец.
Ослабив затяжку гайки крепления натяжного ролика, поворачиваем ролик по часовой стрелке, уменьшая натяжение ремня привода ГРМ.
Снимаем ремень привода ГРМ.
После снятия ремня валы нельзя вращать, чтобы не погнуть клапана.
Для замены натяжного ролика, отворачиваем гайку его крепления и снимаем натяжной ролик.
Устанавливаем новые натяжной ролик и ремень ГРМ в обратной последовательности
При установке ремня, на котором нанесены стрелки, ориентируем его так, чтобы стрелки совпадали с направлением движения ремня (по часовой стрелке)
Установив ремень на шкив коленчатого вала, заводим ремень под натяжной ролик и надеваем на шкивы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости.
Натягиваем ремень привода ГРМ, как показано выше.
Вывернув установочный палец из отверстия в блоке цилиндров, проворачиваем коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке за болт крепления шкива до момента совпадения метки на шкиве распределительного вала с меткой на крышке головки блока цилиндров.
Затем вворачиваем установочный палец в отверстие блока цилиндров для проверки правильности установки коленчатого вала в положение ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров (см. выше) и при необходимости повторяем установку ремня.
Выворачиваем палец из отверстия в блоке цилиндров и устанавливаем на место заглушку.
Снятые детали устанавливаем в обратной последовательности.
Болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов заменяем новым и затягиваем предписанным моментом.
Для надежной работы двигателя и обеспечения заданного срока службы ремня привода ГРМ лучше проверить натяжение ремня с применением тензометрического датчика.
Моменты затяжки крепежа при замене ремня ГРМ:
- - гайка крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ – 50 Нм;
- - болт М10 крепления верхней крышки привода ГРМ – 44 Нм;
- - болт М8 крепления верхней крышки привода ГРМ – 22 Нм;
- - болт крепления нижней крышки привода ГРМ – 8 Нм;
- - болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов – 30 Нм, довернуть на 80˚±5˚.