Раздаточная коробка предназначена для изменения крутящего момента по величине и распределения его между передним и задним ведущими мостами
На автомобиле установлена двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом.
Управляют раздаточной коробкой (выбор повышенной либо пониженной передачи, включение/выключение блокировки дифференциала) одним рычагом через механический рычажный привод.
Раздаточная коробка служит для изменения величины крутящего момента и распределения его между передним и задним мостами.
Коробка имеет две передачи с передаточными числами 1,200 и 2,135.
Передний и задний мосты приводятся постоянно и связаны межосевым дифференциалом, перераспределяющим крутящий момент между ними в зависимости от сопротивления движению колес.
Для повышения проходимости автомобиля дифференциал можно блокировать, при этом передний и задний приводные валы становятся жестко связанными между собой (их частоты вращения равны).
Раздаточная коробка крепится к полу кузова на двух резинометаллических кронштейнах.
Для регулировки ее положения относительно фланца промежуточного вала отверстия в кронштейнах сделаны овальными, а между ними и кузовом могут быть установлены регулировочные прокладки.
Порядок центрирования коробки описан в разделе Определение причин вибрации и центрирование раздаточной коробки.
Корпусные детали раздаточной коробки отлиты из алюминиевого сплава и соединены между собой шпильками и гайками.
В верхней части картера выполнен лючок, закрытый штампованной стальной крышкой.
Передняя крышка центрируется на картере по двум установочным штифтам.
Между крышками и картером расположены картонные прокладки (при ремонте можно использовать вместо них герметик-прокладку).
Все валы (в том числе и валик привода спидометра), а также штоки вилок переключения передач и блокировки дифференциала уплотнены сальниками.
В передней крышке выполнены два отверстия – заливное (оно же контрольное) и сливное.
Ведущий вал установлен на двух шариковых подшипниках в гнездах передней крышки и картера.
Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.
Внутреннее кольцо заднего подшипника зажато между буртиком вала и упорной шайбой гайкой на заднем конце вала.
Гайку стопорят, вдавливая ее кромку в пазы на валу.
Ведущий вал зафиксирован от осевого смещения установочным кольцом в проточке на внешнем кольце заднего подшипника и зажатым между картером и задней крышкой.
На ведущем валу расположены две ведущие шестерни.
Передняя (большая) – высшей передачи, она свободно вращается на термообработанной шейке вала. Задняя (меньшая) – низшей передачи – свободно вращается на термообработанной втулке, установленной на валу с натягом.
Шестерни имеют по два венца. Косозубые (большие) венцы находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми (малыми) соединяется муфта переключения передач при включении передачи.
Муфта перемещается по ступице, жестко посаженной на шлицах вала между ведущими шестернями.
В среднем положении муфты обе передачи выключены («нейтраль») и крутящий момент от двигателя не передается на колеса.
Промежуточный вал представляет собой блок двух косозубых шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала.
Передняя шестерня, кроме того, находится в зацеплении и с ведомой шестерней, закрепленной на корпусе дифференциала.
Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – роликовый, задний – шариковый.
От осевого смещения вал зафиксирован установочным кольцом в канавке наружного кольца заднего подшипника, которое зажато между картером и задней крышкой (так же, как и у ведущего вала).
В переднем торце вала запрессована стальная ведущая шестерня привода спидометра.
Ведомая шестерня привода спидометра – пластмассовая, установлена на валике, вращающемся во втулке корпуса привода спидометра. Корпус закреплен на передней крышке раздаточной коробки.
Вал привода переднего моста передним концом опирается на шариковый подшипник в картере привода переднего моста, закрепленного на передней крышке раздаточной коробки.
Внутреннее кольцо подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.
От осевого смещения подшипник зафиксирован стопорным кольцом, входящим в канавку картера привода переднего моста.
Задний шлицевой конец вала соединен с шестерней привода переднего моста дифференциала.
Прямозубая шестерня на валу служит для блокировки дифференциала. Конструкция и установка вала привода заднего моста аналогична, но на нем нет шестерни.
Корпус дифференциала выполнен разъемным, обе его части соединены шестью болтами.
Эти же болты крепят и ведомую шестерню к корпусу дифференциала. Последний установлен на двух шариковых подшипниках.
Внутренне кольцо переднего подшипника удерживается от смещения распорной пружинной шайбой, опирающейся на стопорное кольцо в проточке корпуса дифференциала.
В канавку на внешнем кольце подшипника входит установочное кольцо, зажатое между передней крышкой раздаточной коробки и картером привода переднего моста.
Таким образом, корпус дифференциала удерживается от осевого смещения передним подшипником; задний подшипник не зафиксирован.
На передней части корпуса дифференциала выполнены шлицы, по которым перемещается муфта блокировки.
При включении блокировки муфта соединяется с шестерней на валу привода переднего моста, соединяя его с корпусом дифференциала.
В отверстиях корпуса дифференциала установлена ось сателлитов, удерживаемая двумя стопорными кольцами. Под одним из колец находится пружинная шайба, препятствующая осевому перемещению оси сателлитов.
Сателлиты (конические шестерни), расположенные на оси, находятся в постоянном зацеплении с шестернями привода мостов.
Между корпусом дифференциала и сателлитами установлены опорные шайбы.
Их толщина подбирается так, чтобы осевой зазор шестерен привода мостов не превышал 0,10 мм, а момент сопротивления вращению – 14,7 Нм.
Управление раздаточной коробкой – ручное, с механическим рычажным приводом.
Задним рычагом водитель переключает передачи, передним – включает блокировку дифференциала. Конструкция приводов управления коробкой схожа.
Рычаг качается в продольном направлении на оси, установленной в проушинах кронштейна спереди раздаточной коробки.
Для уменьшения трения в отверстие рычага вставлены пластиковые втулки. Нижний конец рычага входит в паз штока и фиксируется фигурной пружиной.
Другой конец штока соединен с вилкой соответствующей муфты (переключения передач или блокировки дифференциала) и стопорится болтом.
Шток на выходе из коробки уплотнен сальником и защищен от пыли резиновым гофрированным чехлом.
Для фиксации привода в выбранном положении служит шариковый фиксатор — подпружиненный шарик входит в пазы на штоках.
На штоке переключения передач их три — для «нейтрали», высшей и низшей передач, на штоке блокировки дифференциала – два («включено» и «выключено»).
В крышку привода переднего моста ввернут выключатель, замыкающий цепь контрольной лампы при включении блокировки дифференциала.
Возможные неисправности раздаточной коробки ВАЗ-2123
Причина неисправности - Способ устранения
Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) на всех режимах движения
Выход из строя эластичной муфты промежуточного вала - Замените эластичную муфту
Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при трогании автомобиля с места и разгоне до 80 км/ч
Не затянуты или повреждены опоры раздаточной коробки и задняя опора силового агрегата - Затяните гайки и болт крепления опор, замените поврежденные опоры
Тугое проворачивание или заедание в одной из плоскостей шарниров переднего или заднего карданных валов - Отремонтируйте карданные шарниры или замените шарниры в сборе
Неполное растормаживание стояночного тормоза - Отрегулируйте привод стояночного тормоза
Тугое проворачивание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала - Проверьте состояние чехла и шарнира. Если детали шарнира изношены или повреждены, то замените шарнир в сборе
Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при установившемся режиме движения (при скорости 80-90 км/ч)
Повышенный дисбаланс карданных валов - Отремонтируйте или замените карданные валы
Повышенный дисбаланс межосевого дифференциала раздаточной коробки - Замените межосевой дифференциал
Заедание карданных шарниров переднего или заднего карданных валов - Отремонтируйте шарниры или замените карданные валы в сборе
Заедание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала - Проверьте состояние чехла и шарнира. При повреждении деталей шарнир подлежит замене
Ослаблены гайки и болты крепления опор двигателя или повреждены опоры двигателя - Затяните гайки и болты крепления опор или замените опоры
Изгиб болтов и фланца эластичной муфты промежуточного вала - Замените болты или промежуточный карданный вал
Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала
Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста - Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали
Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста - Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали
Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала
Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста - Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали
Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста - Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали
Изогнута вилка или шток - Выправьте деформированные детали
Заедание рычага привода на осях - Снимите рычаг, очистите оси и втулки. Поврежденные детали замените. Смажьте детали Литолом
Загрязнение или коррозия в шарнирах привода управления - Зачистите детали, поврежденные замените
Самопроизвольное выключение передач или блокировки дифференциала
Износ зубьев шестерен и муфт - Замените изношенные детали
Снижение упругости пружин фиксаторов или износ деталей фиксаторов - Замените пружины или изношенные детали
Неполное включение передач и отсутствие блокировки дифференциала из-за деформации деталей привода или вследствие забоин на шестернях, муфтах и шлицах - Деформированные детали выправьте или замените, забоины и заусенцы зачистите, поврежденные детали замените
Утечка масла
Повреждение уплотнительных прокладок - Замените прокладки
Ослабление гаек и шпилек крепления крышек к картеру - Подтяните гайки и шпильки
Изношены или повреждены сальники валов - Замените сальники
Износ уплотнительных колец штоков привода раздаточной коробки - Замените уплотнительные кольца
Наличие раковин, пористости и поврежденных поверхностей корпусных деталей - Замените корпусные детали
Методика определения причин вибрации раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений)
Прежде всего, отметьте, при какой скорости возникает вибрация раздаточной коробки, затем приступайте к определению причин вибрации.
В случае появления вибраций после ремонта или замены узлов трансмиссии:
Поднимите автомобиль на подъемнике на высоту, удобную для работы, ослабьте затяжку гаек крепления поперечины опоры КПП к кузову автомобиля и сместите агрегат влево до упора (рис. 3).
Затяните гайки в этом положении. Стрелка на рисунке указывает направление движения автомобиля.
Если дефект не устранился, произведите центровку раздаточной коробки:
- установите ручку переключения передач раздаточной коробки в нейтральное положение.
Запустите двигатель, включите вторую передачу рычагом переключения коробки передач.
Автомобиль не должен двигаться. Поднимите автомобиль на подъемнике на высоту, удобную для работы;
- - ослабьте шесть гаек крепления раздаточной коробки к кузову;
- - поворачивая раздаточную коробку на шпильках, добейтесь такого положения раздаточной коробки относительно кузова, при котором вибрация промежуточного карданного вала минимальна;
- - удерживая данный режим, затяните гайки крепления раздаточной коробки к кузову
- - опустите автомобиль, остановите двигатель.
Внимание. Нахождение людей в салоне автомобиля во время его подъема и ремонта запрещается.
Во время работы под автомобилем проявляйте повышенную осторожность. Для исключения травм не подносите к вращающимся деталям трансмиссии руки и инструмент.
Если дефект не устранился, установите дополнительные шайбы (рис. 4) толщиной 2,5 мм между поперечиной задней опоры раздаточной коробки и кузовом автомобиля (по одной шайбе на каждую шпильку).
Если дефект не устранился, произведите переустановку заднего карданного вала, для чего:
- - отверните болты крепления карданного вала к фланцам раздаточной коробки и редуктора заднего моста;
- - поверните вал относительно фланцев раздаточной коробки и редуктора заднего моста на 180°;
- - закрепите вал в данном положении.
Если дефект не устранился, произведите переустановку переднего карданного в последовательности, указанной выше.
Если дефект не устранился, произведите замену заднего карданного вала.
Если дефект не устранился, произвести замену переднего карданного вала.
Если дефект не устранился, произвести замену промежуточного карданного вала.