Перегрев двигателя возникает при нарушениях в работе системы охлаждения
При перегреве двигателя стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости приближается к красной зоне
При перегреве двигателя могут возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки головки блока, коробление головки и, как следствие сложный ремонт двигателя
Проверка системы охлаждения
Если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, нужно включить максимальный режим отопления салона.
Это необходимо, чтобы снизить температуру жидкости в системе охлаждения двигателя
Нужно включить аварийную сигнализацию и переместиться к краю проезжей части, а если возможно, то за пределами проезжей части
Двигатель должен поработать пару минут на холостом ходу с включенным отопителем на полную мощность
Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие – сохранение герметичности системы охлаждения.
Если лопнул или соскочил шланг или образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель нужно остановить немедленно
После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее перегретыми деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом
- Остановите двигатель
- Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство
При осмотре двигателя обращаем внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целостность резиновых шлангов, радиатора, термостата
Нельзя открывать сразу пробку радиатора.
Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки можно обжечься
Также нужно заглянуть под панель приборов со стороны переднего пассажира – нет ли под ней течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора отопителя
Лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты
Течь радиатора, неисправность термостата или отопителя сложно устранить на месте, поэтому нужно долить в систему охлаждения воду и при движении следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения
Нельзя доливать холодную воду в перегретый двигатель.
Двигатель должен остывать с открытым капотом не менее 30 минут
Обрыв или ослабление ремня привода вспомогательных агрегатов практически всегда приводит к перегреву двигателя.
Если ремень цел, нужно проверить его натяжение
Двигатель может перегреться в случае неисправности термостата, который регулирует прохождение жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя)
Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру шланга, соединяющего термостат с радиатором.
Если шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет
Частой причиной перегрева двигателя является отказ электрического вентилятора радиатора
Запускаем двигатель, следим за температурой и обращаем внимание, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения
Причиной не включения вентилятора может быть перегоревший предохранитель, неисправное реле включения, окисленные контакты в колодке проводов, перегоревшее дополнительное сопротивление вентилятора или сгоревший электродвигатель
Если двигатель вентилятора не включается – замените плавкую вставку (А) в монтажном блоке предохранителей и реле, установленном в подкапотном пространстве
Если после замены плавкой вставки вентилятор не начал работать, нужно проверить электродвигатель вентилятора
Для этого нужно взять два дополнительных провода и подать питание непосредственно от аккумулятора на электродвигатель
Если электродвигатель начал работать, неисправна электропроводка, предохранители или реле включения вентилятора
Совет
В пробке радиатора установлены два клапана – впускной и выпускной.
Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении температурного режима двигателя
Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 78,5-122,7 МПа (0,80-1,25 кгс/см 2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.
Если клапан заклинило в закрытом положении, при перегреве возникает значительное повышение избыточного давления – более 0,2 МПа (20 кгс/см 2), что может привести к разрыву радиатора или срыву одного из шлангов.
Заклинивание клапана в открытом положении приводит к преждевременному закипанию охлаждающей жидкости
Нужно раз в год промывать пробку радиатора проточной водой. Если появились сомнения, заменяем пробку.
Очевидно, что если на перегретом двигателе снять пробку радиатора и по времени это действие совпадет с тепловым ударом, то вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано
Периодически нужно продувать ячейки радиатора струей сжатого воздуха для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора.
Так можно частично восстановить эффективность радиатора