Для обеспечения длительной и безотказной работы дизеля следует придерживаться следующих основных положений:
- - периодически проверять состояние крепления сборочных единиц, производить подтяжку креплений;
- - перед пуском дизеля проверять уровень масла в картере дизеля и охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
- - после пуска до включения нагрузки дать дизелю поработать 2-3 мин сначала на минимальной частоте вращения холостого хода с постепенным повышением до максимальной частоты;
- - нагружать дизель только после того, как температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения поднимется до 40°С;
- - до включения нового дизеля в работу под нагрузкой произведите его обкатку;
- - работа дизеля на холостом ходу более 15 мин не рекомендуется;
- - не допускать перегрузки дизеля, во время работы и следить за показаниями контрольных приборов;
- - не останавливать дизель перекрытием всасывающего тракта кроме аварийных случаев;
- - применять топливо и масло только тех марок, которые рекомендованы заводом-изготовителем;
- - содержать дизель в чистоте, не допускать течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, подсоса неочищенного воздуха в цилиндры;
- - дизель может работать при продольных и поперечных наклонах не более 35°;
- - перед остановкой дизеля после снятия нагрузки следует дать поработать ему в течение 3-5 мин сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для снижения температуры охлаждающей жидкости и масла, после чего остановить дизель перемещением рычага управления подачей топлива в положение, соответствующее прекращению подачи топлива (несоблюдение указанного порядка может привести к выходу из строя турбокомпрессора).
Техническое обслуживание механизмов дизеля
Заключается в регулярной регулировке зазора между клапанами и коромыслами, а также в подтяжке болтов крепления головки цилиндров после первых 4000 км пробега автомобиля.
Порядок регулировки клапанов и подтяжки крепления головки цилиндров см. «Установка ГБЦ и клапанного механизма Д-245».
Техническое обслуживание смазочной системы
Проверку уровня масла в картере дизеля надо осуществлять ежедневно с помощью указателя уровня масла, расположенного на блоке цилиндров дизеля с правой стороны.
Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками указателя.
Проверку следует производить не ранее чем через 3-5 мин после остановки дизеля, когда масло полностью стечет в картер.
Не допускается работа дизеля с уровнем масла в картере ниже нижней и выше верхней метки на указателе.
Для замены масла в картере дизеля надо отвернуть пробку масляного картера на прогретом дизеле.
После того, как все масло вытечет из картера, завернуть пробку.
Масло в дизель надо заливать через маслоналивной патрубок до уровня верхней метки.
Очистку ротора центробежного масляного фильтра надо производить одновременно с заменой масла.
Для этого нужно выполнить следующее:
- - отвернуть гайку 1 крепления колпака центробежного масляного фильтра и снять его;
- - застопорить ротор от проворачивания, для чего вставить между корпусом фильтра и днищем ротора отвертку или стержень и, вращая ключом гайку 4 крепления стакана ротора, снять стакан ротора 3;
- - проверить состояние защитной сетки ротора и, при необходимости, очистить и промыть ее;
- - с помощью скребка удалить слой отложений с внутренних стенок стакана ротора.
Перед сборкой стакана с корпусом ротора резиновое уплотнительное кольцо надо смазать моторным маслом.
Затем совместить балансировочные риски на стакане и корпусе ротора.
Гайку крепления стакана надо заворачивать с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор.
- - После сборки ротор должен легко без заеданий вращаться от толчка рукой.
После этого надо установить на место колпак центробежного масляного фильтра и завернуть гайку колпака моментом 35-50 Нм.
При установке на дизеле масляного фильтра с бумажным фильтрующим элементом его замену надо производить, так как описано в статье «Масляный фильтр дизеля Д-245».
Техническое обслуживание системы охлаждения
Для проверки уровня охлаждающей жидкости необходимо открыть краник, расположенный в передней части расширительного бачка (для автомобилей выпуска до 2000 г).
Истечение охлаждающей жидкости свидетельствует о нормальном ее уровне.
На автомобилях последних лет выпуска охлаждающую жидкость в расширительный бачок необходимо заливать по меткам.
Проверка натяжения ремня привода вентилятора производится через 4000 км пробега автомобиля или автобуса.
Натяжение ремня вентилятора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала
- шкив генератора находится в пределах 12…17 мм при нажатии на него с усилием 40 Н.
Систему охлаждения надо заполнять низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, или чистой мягкой водой.
Жесткую воду следует смягчать добавкой 10-12 г кальцинированной соды на 10 л воды.
Нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости должна быть 75-95°С.
При повышении температуры выше нормальной следует проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.
При необходимости, следует промыть систему охлаждения от загрязнений.
Для промывки надо использовать раствор из 50-60 г кальцинированной соды на 1л воды.
Промывку системы надо производить в следующем порядке:
- - залить в радиатор 2 л керосина и заполнить систему приготовленным раствором;
- - запустить дизель и проработать 8-10 ч, после чего слить раствор и промыть систему охлаждения чистой водой.
Техническое обслуживание топливной системы
Заключается в проведении проверки состояния аппаратов системы, надежности их крепления, очистке, промывке или замене фильтров, сливе отстоя из фильтров грубой (ФГО) и тонкой (ФТО) очистки топлива и топливного бака.
При зимней эксплуатации рекомендуется чаще сливать отстой из топливной системы в объеме 100-300 мл.
Если отстой из бака не сливается своевременно, существенно сокращается ресурс фильтрующих элементов ФТО, топливоподкачивающего насоса и насоса ручной прокачки топлива.
Повышенное содержание воды в топливе при зимней эксплуатации вызывает засорение топливозаборника кристаллами льда, что приводит к отказу дизеля при пуске.
ВНИМАНИЕ! добавление в дизельное топливо бензина существенно снижает ресурс топливной аппаратуры и дизеля.
В нормальных условиях эксплуатации при ТО-1 надо слить отстой из корпуса ФГО.
При заправке бака автомобиля неотстоенным топливом отстой из ФГО топлива сливать не реже одного раза в неделю.
При проведении технического обслуживания надо произвести промывку фильтрующего элемента в чистом дизельном топливе, а затем продуть сжатым воздухом под давлением 0,3-0,4 МПа.
При эксплуатации автомобиля в условиях повышенной запыленности промывку ФГО надо производить через каждые 350-400 км пробега.
При заправке баков автомобилей неотстоенным топливом фильтрующий элемент следует заменить при снижении мощности дизеля, но не реже проведения регламентных работ.
Для слива отстоя из ФГО надо отвернуть пробку 1 в нижней части стакана фильтра и слить отстой до появления чистого топлива.
Затем завернуть пробку.
Для очистки фильтра надо:
- - слить топливо из фильтра через сливную пробку 1;
- - отвернуть четыре болта и снять колпак 2;
- - промыть сетку фильтрующего элемента 4 бензином или дизельным топливом, продуть сжатым воздухом под давлением 0,3-0,4 МПа;
- - произвести сборку в обратном порядке.
Для слива отстоя из фильтра тонкой очистки топлива надо отвернуть пробку 4 в нижней части фильтра и слить отстой до появления чистого топлива.
Затем завернуть пробку.
Для замены фильтрующего элемента ФТО надо:
- слить топливо из фильтра, отвернув пробку в нижней части корпуса;
- - отвернуть гайки крепления крышки 1 и снять крышку;
- - вынуть из корпуса фильтрующий элемент 2;
- - промыть внутреннюю полость корпуса 3 фильтра;
- - собрать фильтр с новым фильтрующим элементом;
- - отвернуть пробку для удаления воздуха на корпусе топливного насоса на 1-2 оборота и штуцер на фильтре тонкой очистки топлива;
- - прокачать систему с помощью топливопрокачивающего насоса, закрывая последовательно при появлении топлива пробку 3 на корпусе топливного насос и пробку 1 на фильтре тонкой очистки.
Техническое обслуживание ТНВД производят на стенде.