Масляный насос (рис. 1.) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера
Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров
Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка).
Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка.
Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя.
Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя.
Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость.
При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса.
На торец плунжера 1 (рис. 2.) действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2, перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская лишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса.
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс).
В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом усилие пружины редукционного клапана.
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания (рис. 3.) осуществляется от распределительного вала парой косозубых шестерен.
Ведущая шестерня — стальная, залита в тело чугунного распределительного вала.
Ведомая шестерня 8 — стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе.
Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода датчика-распределителя зажигания.
Втулка на валике закреплена штифтом 3.
С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
При вращении шестерня 8 через упорные шайбы 6 и 7 прижимается к торцу чугунного корпуса привода.
Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода и стекающим по стенке блока.
Стекающее по стенкам масло попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие — на поверхность валика.
В отверстии для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.
Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Ремонт и замена масляного насоса ЗМЗ-402
Маслонасос снимаем, если давление масла не соответствует норме и при капитальном ремонте двигателя.
Чтобы снять маслонасос, нужно снять поддон картера, как описано в статье – Последовательность разборки двигателя ЗМЗ-402.
Головкой на 13 отворачиваем две гайки, крепящие масляный насос
Снимаем маслонасос
Если сняли маслонасос из-за дефекта – (давление масла не соответствует норме), то сразу надо обратить внимание на сетку заборника маслонасоса.
Бывает что сетка маслоприемника очень сильно забита и поэтому мало давление масла.
Промывать маслонасос можно в сборе окунуть в емкость с бензином, и вращая ведущую шестерню, промываем насос.
Разборка масляного насоса
Ключом на 12 отворачиваем четыре винта крепления маслоприемника
Снимаем маслоприемник масляного насоса.
Снимаем крышку
Вынимаем ведущую шестерню
Вынимаем ведомую шестерню
Расшплинтовываем крепление редукционного клапана и извлекаем его детали.
Осмотр и проверка масляного насоса
Если на перегородке (крышке для мод. 402) есть выработка от шестерен, ее нужно прошлифовать, чтобы не осталось следов выработки.
Осмотреть корпус. Если он сильно изношен, нужно заменить насос.
Шестерни в корпусе насоса должны вращаться совершенно свободно.
Плунжер редукционного клапана должен перемещаться в корпусе совершенно свободно.
Осмотреть пружину редукционного клапана. Если на ней заметны трещины или поломаны витки — пружину заменить.
Длина и жесткость пружины подобраны на заводе таким образом, чтобы работа редукционного клапана была оптимальной, поэтому нельзя изменять каким-либо образом длину и жесткость пружины.
Для двигателя ЗМЗ-402, чтобы сжать пружину до длины 40 мм, необходимо приложить усилие 43,5– 48,5 Н (4,35–4,85 кгс).
Если пружина не удовлетворяет хотя бы одному из этих требований, ее нужно заменить.
Зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса должен быть 0,040-0,140 мм.
При измерении плоским щупом зазор между наружным диаметром шестерен и корпусом должен быть 0,120-0,215 мм.
Зазор между зубьями шестерен должен быть не больше 0,15 мм.
Если эти величины не соответствуют, то нужно заменить детали насоса или заменить насос.
Сборка насоса
Собираем масляный насос в обратной последовательности, смазав трущиеся детали моторным маслом.
При сборке насоса двигателя мод. 402 под крышку насоса нужно поставить картонную прокладку толщиной 0,3 мм.
Запрещается ставить прокладку другой толщины или применять при установке прокладки герметик, краску и т.п., так как это приведет к снижению производительности насоса.
Устанавливаем насос в обратной последовательности.
Гайки крепления маслонасоса затягиваем моментом 18-25 Нм (1,8-2,5 кгс.м).