Автомобили оснащаются следующими системами:

– регулирования скорости, которая позволяет поддерживать выбранную водителем скорость

Эту функцию можно отключить в любой момент нажатием на педаль тормоза или на один из выключателей системы.

– ограничения скорости, которая позволяет водителю установить предельную скорость.

При превышении ее воздействие на педаль акселератора не приводит к увеличению скорости автомобиля.

Выбранную скорость можно увеличить в любой момент нажатием на педаль акселератора с переходом через точку сопротивления.

Блок-схема системы регулирования и ограничения скорости: 1 - выключатель (регулятор) ограничителя скорости; 2 - выключатели на рулевом колесе; 3 - педаль акселератора; 4 - щиток приборов; 5 – датчик хода сцепления (если он установлен); 6 - выключатель стоп-сигнала; 7 - центральный электронный коммутационный блок в салоне; 8 - ЭБУ АБС; 9 - ЭБУ системы впрыска

Управление функциями «Регулирование скорости движения» и «Ограничение скорости движения» осуществляет ЭБУ системы впрыска.

Этот блок обменивается информацией с ЭБУ ABS, ЦЭКБС, ЭБУ АКП (если она установлена) и щитком приборов.

ЭБУ системы впрыска реализует заданные значения, выдавая управляющие команды на блок дроссельной заслонки с сервоприводом или регулируя подачу дизельного топлива.

Описание работы системы

ЦЭКБС посылает информацию «педаль тормоза нажата» (сигнал от замыкающего контакта выключателя стоп-сигнала). ЭБУ ABS посылает информацию о скорости автомобиля.

ЭБУ АКП (если она есть) посылает информацию о включенной передаче.

На щитке приборов высвечивается выбранное значение скорости (для регулируемой или ограничиваемой) и символ включенной функции (трехцветная сигнальная лампа).

Каждый раз при активации этих функций дисплей бортового компьютера переключается на соответствующую страницу.

ПРИМЕЧАНИЕ Сигнальная лампа неисправности для функций поддержания и ограничения скорости не предусмотрена.

Органы управления

Трехпозиционный выключатель обеспечивает включение и выключение регулятора или ограничителя скорости.

Выключатели на рулевом колесе предназначены для изменения заданной скорости, отмены функции или вызова значения скорости из памяти.

Используются общие с системой впрыска датчик положения педали акселератора и выключатель стоп-сигнала.

Датчик хода педали сцепления предназначен специально для функции поддержания заданной скорости.

Этот датчик может также использоваться системой впрыска.

На автомобиле установлены два датчика положения педали сцепления: для трогания автомобиля с места (датчик конца хода педали) и для системы регулирования скорости (датчик начала хода педали).

Педаль акселератора имеет предохранительный выключатель в конце хода.

ЭБУ системы впрыска

ЭБУ системы впрыска получает по мультиплексной сети:

  • – информацию о скорости автомобиля (от ЭБУ ABS);
  • – сигнал от замыкающего контакта выключателя стоп-сигнала (от ЦЭКБС);
  • – информацию о включенной передаче (от ЭБУ АКП, если она установлена).

ЭБУ системы впрыска посылает по мультиплексной сети:

  • – заданное значение регулируемой или ограничиваемой скорости на щиток приборов;
  • – сигнал на включение постоянным или мигающим светом двухцветной сигнальной лампы на щитке приборов;
  • – управляющие команды на блок дроссельной заслонки с сервоприводом или на регулятор подачи дизельного топлива;
  • – информацию о переключении передачи АКП (если она установлена).

ЭБУ системы впрыска получает по проводной связи информацию:

  • – от датчика положения педали акселератора;
  • – от выключателя стоп-сигнала (имеет два контакта: размыкающий и замыкающий);
  • – от датчика хода педали сцепления (если он есть);
  • – сигнал трехпозиционного выключателя;
  • – от органов управления на рулевом колесе.

Ограничитель скорости

Условия включения:

  • – выключатель в положении «ограничитель скорости» (30 км/ч – минимальная скорость, 200 км/ч – максимальная скорость);
  • – нажатие на выключатели «+», «–» или «R».

Условия выключения:

  • – резкое нажатие на педаль акселератора (с преодолением точки сопротивления);
  • – выключатель в положении «выключено »;
  • – нажатие на выключатель «0»;
  • – вмешательство ЭБУ системы впрыска (при неисправности или превышении максимально допустимых оборотов).

Мигание сигнальной лампы на щитке приборов показывает водителю, что поддержание заданной скорости невозможно.