Система стеклоочистителя ветрового стекла состоит из моторедуктора, рычажного механизма, рычагов стеклоочистителей со щетками и переключателя

Механизм стеклоочистителя ветрового стекла, оборудованный самоостанавливающим устройством, состоит из червячного механизма и пластины с кулачком для временного поддержания цепи во включенном состоянии до завершения цикла рабочего хода стеклоочистителя при выключенном положении переключателя.

Стеклоочистители приводятся в движение электродвигателем с постоянным магнитом.

Рис. 1. Стеклоочистители и стеклоомыватели стекол автомобиля Mazda 3: 1 - стеклоочиститель и щетка ветрового стекла; 2 - электродвигатель стеклоочистителя; 3 - сопло омывателя ветрового стекла; 4 - бачок стеклоомывателя; 5 - электродвигатель омывателя ветрового стекла; 6 - электродвигатель омывателя заднего стекла; 7 - датчик уровня жидкости омывателя; 8 - шланг стеклоомывателя; 9 - шланг омывателя заднего стекла; 10 - переключатель очистителя и омывателя стекол; 11 - электродвигатель очистителя фары; 12 - сопло очистителя фары; 13 - шланг очистителя фары; 14 - выключатель очистителя фары; 15 - стеклоочиститель и щетка заднего стекла; 16 - электродвигатель очистителя заднего стекла; 17 - сопло омывателя заднего стекла

Стеклоочиститель ветрового стекла

Схема: 1- IG1; 2 - переключатель очистителя и омывателя стекол; 3 - импульсный выключатель; 4 - выключено; 5 - INT - прерывистый режим; 6 - первый; 7 - второй; 8 - выключатель стеклоочистителя; 9 - реле прерывистого режима работы; 10 - выключатель омывателя; 11 - выключатель автоматической остановки; 12 - электродвигатель стеклоочистителя ветрового стекла; 13 - электродвигатель омывателя ветрового стекла; 14 - длительность паузы при работе в прерывистом режиме; 15 - ABS/TCS HU/CM; 16 - переключатель очистителя и омывателя стекол, правая сторона

Моторедуктор установлен на щитке передней панели и соединен с рычажным механизмом стеклоочистителя ветрового стекла.

Стеклоочистители ветрового стекла имеют две скорости (LOW – низкая и HIGH – высокая) и прерывистый режим работы.

Выключатель стеклоочистителей – неотъемлемая часть переключателя стеклоочистителей и омывателей.

Стеклоочистители ветрового стекла управляются рычагом с правой стороны рулевой колонки.

Омыватель ветрового стекла

Система смывателя ветрового стекла состоит из бачка, насоса, патрубков, сопел распылителей и переключателя стеклоочистителя и омывателя.

Бачок омывателя ветрового стекла установлен внутри переднего правого крыла.

Закрепленный к бачку насос омывателя подает жидкость через патрубки к двум жиклерам, установленным на капоте автомобиля.

Выключатель омывателя – составная часть переключателя стеклоочистителей и омывателей.

Омыватели ветрового стекла управляются рычагом с правой стороны рулевой колонки.

Функция паузы между ходами щеток стеклоочистителя

Используется система управления стеклоочистителем ветрового стекла, учитывающая скорость движения автомобиля, то есть пауза между ходами щеток стеклоочистителя автоматически регулируется в зависимости от скорости автомобиля.

Эта система уменьшает потребность в регулировке параметров прерывистого режима работы.

Работа стеклоочистителей

Когда выключатель стеклоочистителя находится в положении INT, включается реле прерывистого режима работы стеклоочистителя, и электрический ток подается на электродвигатель стеклоочистителя ветрового стекла, который начинает работать на малой скорости.

В зависимости от сигнала скорости автомобиля, поступающего от антиблокировочной системы тормозов (DSC) HU/CM, реле управления прерывистым режимом работы стеклоочистителя работает следующим образом:

a) при скорости автомобиля 0 км/ч:

  • – максимальная длительность паузы между рабочими ходами 11,6 с;
  • – минимальная длительность паузы между рабочими ходами 4,2 с;

b) при скорости автомобиля 30 км/ч и более:

  • – максимальная длительность паузы между рабочими ходами 9,6 с;
  • – минимальная длительность паузы между рабочими ходами 1,1 с.

Проверка технического состояния и диагностика неисправностей

Последовательно включаем различные режимы работы стеклоочистителя (смачиваем стекло водой хотя бы при помощи стеклоомывателя):

  • - в прерывистом режиме щетки делают по одному взмаху через несколько секунд;
  • - на первой скорости щетки движутся постоянно без пауз;
  • - на второй скорости щетки движутся постоянно, но быстрее, чем на первой скорости;
  • - при включении стеклоомывателя щетки делают несколько взмахов

При движении по стеклу щетки не должны скрежетать и вибрировать, оставлять неочищенные участки в зоне очистки.

Если встречаются такие неисправности, щетки необходимо заменить

Поднимаем поочередно рычаги всех стеклоочистителей. Они должны с усилием подниматься и надежно прижиматься к стеклу. Если рычаг тяжело поднимается и под действием пружины не прижимается к стеклу, рычаг необходимо заменить

Диагностика неисправностей

Для работы потребуется тестер

Не работает (во всех режимах) стеклоочиститель

  • - Проверяем предохранитель переднего стеклоочистителя. При необходимости заменяем его. Включаем зажигание и проверяем работу стеклоочистителя. Если предохранитель снова перегорает, значит, в электропроводке короткое замыкание, которое необходимо найти и устранить.
  • - Отсоединяем колодку жгута проводов от мотор-редуктора.

Стеклоочистители и омыватели Mazda 3

  • - Тестером в режиме омметра проверяем наличие цепи между выводом (D) и «массой» автомобиля.

Если тестер показывает разрыв цепи (сопротивление бесконечно велико), проверяем электрическую цепь от точки соединения с «массой» (под блоком предохранителей) и до мотор-редуктора.

Тестером в режиме вольтметра проверяем наличие напряжения между выводами (B) и (D) (при включенном зажигании и включенной первой скорости работы переднего стеклоочистителя) и выводами (A) и (D) (при включенном зажигании и включенной второй скорости работы стеклоочистителя). Напряжение в обоих случаях должно быть около 12 вольт. Если напряжение есть, проверяем мотор-редуктор. Неисправный мотор-редуктор заменяем.

  • - Проверяем правый подрулевой переключатель. Неисправный переключатель заменяем.
  • - Проверяем электрическую цепь от монтажного блока предохранителей до мотор-редуктора стеклоочистителя.
  • - Если цепь исправна, значит, неисправен блок предохранителей в салоне автомобиля, и его необходимо заменить

Все скорости и режимы работают, но щетки самопроизвольно останавливаются в различных положениях

  • - Отсоединяем колодки проводов от мотор-редуктора. Проверяем на наличие окислов и при необходимости очищаем его специальным очистителем
  • - Проверяем мотор-редуктор

Не работает один из режимов работы стеклоочистителя

  • - Проверяем правый подрулевой переключатель. Неисправный переключатель заменяем.
  • - Проверяем мотор-редуктор
  • - Проверяем электропроводку цепи стеклоочистителя
  • - Если цепь исправна, значит, неисправен блок предохранителей в салоне автомобиля, и его нужно заменить