Головку блока можно снять с впускной трубой и выпускным коллектором.
Если головка блока снимается с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:
- - слить жидкость из системы охлаждения;
- - снять воздушный фильтр с карбюратора;
- - отсоединить шланги от термостата;
- - отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
- - отсоединить провода от микровыключателя на карбюраторе;
- - отсоединить от карбюратора тягу воздушной заслонки и тягу привода акселератора;
- - отсоединить от карбюратора шланг слива топлива;
- - отсоединить шланги от электромагнитного клапана ЭПХХ, установленного на щите передка;
- - отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов от штуцера на впускной трубе;
- - отсоединить отводящий шланг отопителя от штуцера на задней крышке головки блока.
Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.
Снять наконечники с проводами со свечей зажигания и вывернуть свечи 1 (рис. 1).
Отсоединить шланг 3 от фильтра тонкой очистки топлива.
Отсоединить от карбюратора вакуумный шланг 2 вакуум-корректора распределителя зажигания.
Отсоединить шланг 3 (рис. 2) вентиляции картера от патрубка на крышке коромысел.
Отвернуть шесть болтов 1 и снять крышку 2 коромысел вместе с прокладкой.
Отвернуть гайки 1 и снять ось 2 (рис. 3) с коромыслами клапанов и стойками в сборе.
Вынуть штанги 4 толкателей клапанов.
Отвернуть гайки 3 и снять головку блока 5 и прокладку головки.
При этом не рекомендуется забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертку или какой-либо другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку, или поверхность блока цилиндров.
Маленькие хитрости при снятии головки.
Обычно головку цилиндров на автомобиле «Газель» трудно снять, потому как мешает капот и очень неудобно поднять за заднюю часть головки.
Упростить эту операцию помогает небольшая хитрость.
Откручиваем два болтика на 6мм щитка водоотвода воздухозаборника отопителя.
Вынимаем резиновую пробку.
Прикручиваем на шпильку, крепления распределительной линейки узел поднятия двигателя 1 (рис. 4).
Подходящей монтажкой или маленьким ломиком (рис. 5) через узел…
Поднимаем заднюю часть головки. При этом, помощник должен при этом подымать переднюю часть головки.
Приподняв немного головку нужно между головкой и блоком вставить деревянный брусок.
После этого можно спокойно снять головку.
Вот и вся хитрость.
Зафиксировать гильзы цилиндров, надев на шпильки крепления головки широкие шайбы так, чтобы они перекрывали соседние гильзы.
Затем надеть на шпильки подходящие отрезки трубок и притянуть их гайками крепления головки блока.
Разборка
Отвернуть гайки 1 и снять корпус 2 термостата с крышкой в сборе.
Отвернуть шесть гаек 1 (рис. 8) и снять впускную трубу 2 с выпускным коллектором 3 1-го и 4-го цилиндров.
Отвернуть гайку 1 и снять выпускной коллектор 2 (рис. 9) 2-го и 3-го цилиндров с головки блока цилиндров.
Отвернуть болты 1 (рис. 10) и снять крышку 2 с прокладкой с заднего торца головки блока цилиндров.
Пометить клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке головки блока цилиндров установить их на свое место.
Установить на головку блока специальное приспособление для сжатия пружин клапанов.
Сжав пружины клапана с помощью приспособления, вынуть сухари 1 клапана (рис. 11).
Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разжать пружины клапана.
Снять приспособление с головки блока.
Снять пружины 3 клапана с тарелкой 2 пружин.
Перевернуть головку блока цилиндров и вынуть клапан со стороны камеры сгорания.
Снять маслоотражательные колпачки 1 (рис. 12) с направляющих втулок клапанов и опорные тарелки 2 пружин клапанов
Вынуть шплинты 1 (рис. 13) и снять с оси 5 коромысел стойки 3 оси, коромысла 2 клапанов и распорную пружину 4.
Бывают случаи, когда головка цилиндров плохо отделяется от блока.
Обычно это случается из-за того, что происходит окисление алюминиевой головки в месте крепления шпилек.
В этом случае нужно воспользоваться или керосином или уксусной кислотой.
Залить в промежуток между шпильками и корпусом и подождать некоторое время.
Потом раскачкой, воспользовавшись монтажками пытаться отделять и осаживать обратно, расшевелить головку.
Ни в коем разе не надо загонять отвертки и другой инструмент между блоком и головкой, этим самым можно испортить головку.
Осмотр и дефектация
После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить.
Очистить камеры сгорания от нагара.
Осмотреть головку блока.
Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.
Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.
Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейкой.
Если зазор превышает 0,1 мм, головку нужно заменить.
Конечно, есть дедовский способ восстановить головку.
Для этого берем наждачный круг (рис. 16), и трем по плоскости головки, пока не достигнем результата.
Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан заменить.
Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.
Проверить состояние пружин клапанов.
Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины заменить.
Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.
Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов.
Более значительные дефекты устраняют шлифовкой.
При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рисунке.
После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.
После шлифовки седел притереть клапаны.
Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.
Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами.
Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.
Предельно допустимый зазор равен 0,25 мм. Если зазор превышает указанный, нужно заменить клапан и направляющую втулку.
Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.
Перед установкой новые втулки нужно охладить в двуокиси углерода («сухой лед»), а головку блока нагреть до 160–175 °C.
Затем вставить втулку в головку блока так, чтобы она выступала со стороны клапанных пружин над головкой блока на 20 мм.
Втулка должна вставляться в головку свободно или с небольшим усилием.
После установки развернуть отверстие во втулке до диаметра 9,0+0,022 мм.
Затем прошлифовать седло клапана, центрируя инструмент по отверстию во втулке.
Проверить головку блока на отсутствие трещин можно следующим образом.
Подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха.
Заглушить все отверстия в головке блока деревянными пробками.
Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах образования трещин будут выходить воздушные пузыри.
Прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в оси коромысел, в коромыслах и в регулировочных винтах.
Проверить плотность посадки втулок в коромыслах.
Если втулка сидит не плотно, ее нужно заменить, так как во время работы двигателя она может провернуться и перекрыть отверстие для подачи масла к штанге толкателя.
Сборка
Собирают головку блока в порядке, обратном разборке.
Перед установкой смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, стержни клапанов и ось рычагов клапанов.
Устанавливают клапаны в соответствии с метками, сделанными при разборке.
Прокладку корпуса термостата и прокладку задней крышки головки блока установить на герметик типа «Гермесил».
Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.
При установке головки блока рекомендуется заменить прокладку головки блока.
Порядок затяжки гаек крепления головки блока показан на рисунке 18.
Гайки крепления головки блока затянуть в два этапа:
- 1-й этап — 40–60 Нм (4,0–6,0 кгс·м);
- 2-й этап — 83–90 Нм (8,3–9,0 кгс·м).
После установки головки блока отрегулировать зазоры в приводе клапанов.