Автомобиль с двигателем ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 комплектуется генератором 9422.3701 или 2502.3771
Генератор – трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах.
Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами.
Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок их службы.
Задний подшипник запрессован на вал ротора.
Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки.
Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом.
В статоре генератора – две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и подключенные параллельно друг другу.
Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов или обычных (на части генераторов).
Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели.
На одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после запуска двигателя.
На роторе расположена обмотка возбуждения генератора.
Выводы обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.
Питание к ним подводится через две угольные щетки.
Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения.
Регулятор напряжения неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех между выводом «+» и «массой» генератора установлен конденсатор.
Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются крыльчаткой вентилятора через окна в крышках.
Техническая характеристика генератора 9422.3701
Напряжение номинальное 14 В
Максимальный ток 72 А
Регулируемое напряжение 13,5–14,2 В
Сопротивление обмотки возбуждения 2,3–2,7 Ом
Снятие и ремонт генератора
Отключаем аккумуляторную батарею.
Снимаем брызговик двигателя.
Ослабляем натяжение ремня и снимаем ремень со шкива генератора.
Снимаем наконечник провода с вывода «+» генератора.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления провода
Снимаем наконечник провода с вывода «+» генератора.
Снимаем штекер со штепсельного вывода генератора
Ключом «на 13» отворачиваем гайку, удерживая ключом «на 12» болт крепления генератора к нижнему кронштейну
Вынимаем болт.
Ключом «на 13» отворачиваем гайку, удерживая ключом «на 12» болт крепления генератора к верхнему кронштейну
Ключом «на 12» ослабляем болт кронштейна.
Вынимаем болт со втулкой и снимаем генератор с двигателя.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления провода
Ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления конденсатора и снимаем его
Головкой «на 8» отворачиваем две гайки
Поддев отверткой, снимаем пластмассовый кожух генератора.
Отсоединяем разъем от регулятора напряжения.
Отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения
Снимаем регулятор напряжения.
Ключом «на 8» отворачиваем гайки болтов, стягивающих крышки
.
Отпаиваем три вывода обмотки статора от выпрямительного блока.
Ключом «на 8» отворачиваем три гайки крепления выпрямительного блока
Снимаем выпрямительный блок.
Головкой «на 24» с помощью газового ключа отворачиваем гайку крепления шкива, при этом вал от проворачивания удерживаем шестигранным ключом «на 8» через отверстия в головке
Снимаем шайбу.
Наживив гайку заподлицо с торцом оси ротора и удерживая генератор на весу за вентилятор, не сильными ударами через мягкую выколотку выбиваем шкив.
Отвернув гайку, снимаем шкив, вентилятор и упорную втулку.
Помечаем взаимное положение крышек генератора и снимаем заднюю крышку
Вынимаем статор из передней крышки
Бородком выбиваем шпонку
Если нет специального съемника, наворачиваем на вал гайку заподлицо с торцом и молотком из мягкого металла выбиваем ось ротора из переднего подшипника.
Снимаем с оси упорную втулку.
Отворачиваем четыре винта крепления крышки переднего подшипника.
Через оправку выбиваем подшипник
Устанавливаем новый подшипник.
Съемником демонтируем задний подшипник с вала ротора.
Новый подшипник запрессовываем подходящей втулкой, прикладывая усилие к внутреннему кольцу
Омметром проверяем отсутствие замыкания обмотки статора на корпус
Проверяем отсутствие обрыва цепи в обмотке статора.
Проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус.
Измеряем сопротивление обмотки возбуждения ротора, которое должно быть в пределах 2,3 – 2,7 Ом.
Подавая напряжение (12 В) разной полярности на диоды, проверяем исправность выпрямительного блока
Собираем генератор в обратном порядке.