Двигатель автомобиля ВАЗ-2123 оборудован микропроцессорной системой управления (МСУД), т.е. системой распределенного впрыска топлива с обратной связью, которая объединяет неразрывно связанные между собой подсистемы питания и зажигания

Управляет обеими подсистемами в комплексе электронный блок управления (ЭБУ), получающий информацию о состоянии двигателя от датчиков, контролирующих различные рабочие параметры системы.

Расположение датчиков показано на рис. 1.

Распределенным впрыск называется потому, что для каждого цилиндра топливо впрыскивается отдельной форсункой.

Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ездовых качеств автомобиля.

Рис. 1. Расположение элементов системы управления двигателем в подкапотном пространстве: 

1 - датчик массового расхода воздуха; 2 - модуль зажигания; 3 - датчик положения коленчатого вала (на фото не виден, установлен около шкива коленчатого вала); 4 - форсунки; 5 - регулятор холостого хода; 6 - датчик температуры охлаждающей жидкости (на фото не виден, установлен в патрубке водяной рубашки головки блока цилиндров); 7 - датчик положения дроссельной заслонки; 8 - клапан продувки адсорбера; 9 - датчик детонации (на фото не виден, расположен с правой стороны блока цилиндров двигателя); 10 - датчик кислорода (на фото не виден, расположен на приемной трубе системы выпуска отработавших газов): 11 - контроллер (на фото не виден, расположен в салоне на перегородке щита передка); 12 - блок реле и предохранителей (на фото не виден, установлен вместе с контроллером); 13 - датчик скорости автомобиля (на фото не виден, установлен на раздаточной коробке); 14 - диагностический разъем (на фото не виден, установлен в салоне рядом с замком зажигания)

Установленная на автомобиле МСУД ВАЗ-2123-40 с контроллером Bosch MP7.OH (2123–1411020–10) обеспечивает нормы токсичности Евро II.

В данной системе применен синхронный метод подачи топлива.

Форсунки включаются попарно и поочередно: сначала форсунки 1-го и 4-го цилиндров, а через 180° поворота коленчатого вала – форсунки 2-го и 3-го цилиндров и т.д.

Таким образом, каждая форсунка включается один раз за оборот коленчатого вала, т.е. два раза за полный рабочий цикл двигателя.

Для достижения норм токсичности Евро-IV на части автомобилей может быть применен метод фазированного впрыска.

Схема электронной системы управления двигателем: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - главное реле; 3 - замок зажигания; 4 - диагностический датчик концентрации кислорода; 5 - адсорбер; 6 - компрессор кондиционера; 7 - клапан продувки адсорбера; 8 - управляющий датчик концентрации кислорода; 9 - форсунка; 10 - топливная рампа; 11 - регулятор холостого хода; 12 - воздушный фильтр; 13 - диагностический разъем; 14 - датчик массового расхода воздуха; 15 - тахометр; 16 - блок иммобилайзера; 17 - датчик положения дроссельной заслонки; 18 - дроссельный узел; 19 - контрольная лампа неисправности системы управления двигателем; 20 - датчик фаз; 21 - катушка зажигания; 22 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 23 - контроллер; 24 - свеча зажигания; 25 - датчик положения коленчатого вала; 26 - правый вентилятор системы охлаждения; 27 - дополнительное реле; 28 - реле правого вентилятора системы охлаждения; 29 - левый вентилятор системы охлаждения; 30 - реле левого вентилятора системы охлаждения; 31 - реле топливного насоса; 32 - топливный фильтр; 33 - гравитационный клапан; 34 - топливный модуль; 35 - датчик скорости; 36 - датчик детонации

В этом случае на двигатель дополнительно установлен датчик фаз, определяющий момент конца такта сжатия в 1-м цилиндре, а топливо подается форсунками по цилиндрам в последовательности, соответствующей порядку зажигания в цилиндрах (1–3–4–2).

В системе зажигания не используются традиционные распределитель и катушка зажигания.

Здесь применяется модуль зажигания, состоящий из двух катушек зажигания и управляющей электроники высокой энергии.

Система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания.

Она также не имеет регулировок (в том числе и угла опережения зажигания), так как управляет зажиганием контроллер.

В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом «холостой искры».

Цилиндры двигателя объединены в пары 1–4 и 2–3, и искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра).

В связи с постоянным направлением тока в обмотках катушек зажигания ток искрообразования у одной свечи всегда протекает с центрального электрода на боковой, а у второй – с бокового на центральный.

Управляет зажиганием в системе контроллер.

Датчик положения коленчатого вала подает в контроллер опорный сигнал, на основе которого контроллер делает расчет последовательности срабатывания катушек в модуле зажигания.

Для точного управления зажиганием контроллер использует следующую информацию:

  • – частота вращения коленчатого вала;
  • – нагрузка двигателя (массовый расход воздуха);
  • – температура охлаждающей жидкости;
  • – положение коленчатого вала;
  • – наличие детонации.

Расположение элементов электронной системы управления двигателем: 1* - датчик температуры охлаждающей жидкости; 2* - управляющий датчик концентрации кислорода; 3* - датчик детонации; 4 - электромагнитный клапан продувки адсорбера; 5* - контроллер, блок реле и предохранителей системы управления двигателем; 6* - диагностический датчик концентрации кислорода; 7 - датчик скорости автомобиля; 8 - форсунки; 9* - иммобилайзер; 10* - катушка зажигания; 11* - колодка диагностики; 12* - сигнализатор неисправности системы управления; 13 - датчик массового расхода воздуха; 14 - свечи зажигания; 15* - датчик положения коленчатого вала; 16* - датчик фаз; 17 - датчик положения дроссельной заслонки; 18 - регулятор холостого хода ; (*) - На фото не виден.

На фото 3 расположение элементов СУД автомобиля с 2009 года выпуска

С 2015 года автомобиль ВАЗ-2123 оснащен электронной системой управления двигателем с контроллером MЕ17.9.71 2123-1411020-50 под нормы токсичности ЕВРО-5.

По данной системе описано в статье - Система управления двигателем ЕВРО-5 Нива Шевроле

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств.

Контроллер представляет собой мини-компьютер специального назначения, в его состав входят оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).

ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных.

Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей.

Эта память энергозависима, т. е. при прекращении электрического питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от контроллера колодки жгута проводов) ее содержимое стирается.

ППЗУ хранит программу управления двигателем, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритмов) и калибровочных данные (настроек).

ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения крутящего момента и мощности, расход топлива, угол опережения зажигания, состав отработавших газов и т. п. ППЗУ энергонезависимо, т. е. содержимое его памяти не изменяется при отключении питания.

ЭРПЗУ хранит идентификаторы контроллера, двигателя и автомобиля.

Записывает эксплуатационные параметры, а также нарушения режимов работы двигателя и автомобиля. Является энергонезависимой памятью.