Стартер 35.3708 – четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.
В корпусе стартера винтами закреплены четыре полюса с обмотками возбуждения: тремя сериесными (последовательными) и одной шунтовой (параллельной).
Корпус вместе с крышками стянут двумя болтами. Якорь – с торцевым коллектором.
Задний конец вала якоря вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку со стороны коллектора, а передний конец – во втулке, запрессованной в крышку со стороны привода.
На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней.
Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя.
Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.
При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение через дополнительное реле типа 113.3747- 10 подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).
После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Напряжение срабатывания тягового реле должно быть не более 9 В при (20±5)°С.
Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность. Исправность привода определяется при осмотре после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.
Снятие стартера смотрим в статье – «Замена стартера ВАЗ-2107».
Техническая характеристика стартера 35.3708
Номинальная мощность, кВт 1,3
Потребляемый ток при максимальной мощности, не более 290±10 А
Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более 550 А
Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более 60 А
Проверка и ремонт стартера 35.3708
Очищаем стартер от грязи и устанавливаем на верстак.
Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления провода к тяговому реле.
Отсоединяем наконечник провода.
Для проверки тягового реле подаем напряжение +12 В на вывод реле, «минус» – на корпус, а омметр подсоединяем к контактным болтам.
При этом у исправного реле якорь должен выдвинуть обгонную муфту в окно передней крышки, а контактные болты – замкнуться.
Неисправное тяговое реле заменяем новым.
Шлицевой отверткой отворачиваем три винта
Снимаем тяговое реле.
Из корпуса реле вынимаем шток с пружиной.
Новое тяговое реле устанавливаем в обратной последовательности.
Для дальнейшей разборки стартера крестообразной отверткой отворачиваем два винта
Снимаем крышку
Для проверки состояния щеток отверткой отворачиваем винт крепления контактного провода
Отжав отверткой пружину, извлекаем щетку.
Таким же способом извлекаем три оставшиеся щетки.
Щетки, изношенные до высоты 12 мм и менее, заменяем.
Подсоединяя омметр по очереди к выводам обмоток статора, проверяем их на замыкание на корпус и на межвитковое замыкание.
При этом убедитесь, что свободные выводы обмоток изолированы от корпуса.
Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.
Снимаем с вала шайбу.
Ключом «на 10» отворачиваем два стяжных болта и вынимаем их.
Разъединяем части стартера и вынимаем изоляционные трубки болтов
Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток.
Обугливание обмоток не допускается.
При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой.
При сильном обгорании и износе лучше заменить якорь.
Задиры и наволакивание металла от подшипников на шейки вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.
Омметром проверяем обмотки якоря на короткое замыкание.
Неисправный якорь заменяем.
Из крышки привода вынимаем резиновый уплотнитель.
Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.
Расшплинтовываем ось рычага.
Бородком выбиваем ось
Вынимаем якорь с приводом.
Поддев отверткой, снимаем рычаг привода.
Шестерня привода должна легко вращаться в одну сторону и не вращаться в другую, не иметь сколов и забоин на заходной части зубьев.
Изношенную шестерню или неисправную обгонную муфту меняем в сборе.
Оперев вал якоря на деревянный брусок, через ключ «на 14» сбиваем ограничительное кольцо со стопорного кольца.
Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.
Снимаем с вала ограничительное кольцо и обгонную муфту в сборе с шестерней привода.
Сборку стартера проводим в обратной последовательности.
При установке ограничительного кольца (на стопорное) удобно подтянуть его раздвижными пассатижами.
Сжатым воздухом продуваем корпус и щеткодержатель.
Поводковое кольцо и контактирующие с ним пластмассовые поверхности смазываем Литолом-24.
Втулки и винтовые шлицы вала якоря, а также ступицу обгонной муфты смазываем моторным маслом.
Перед соединением крышки с корпусом стартера вставляем стяжные болты в соответствующие отверстия.
Если изолированным был только один болт, изоляционную трубку при сборке стартера надеваем на тот, который может касаться медной шины, соединяющей обмотки статора стартера.
Чтобы установить стопорное кольцо, поджимаем якорь стартера вверх через втулку крышки со стороны привода