Система охлаждения ЗМЗ-40524 - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока цилиндров 6 и головки цилиндров 1, водяного насоса 5 с электромагнитной муфтой, термостата 2, сливной пробки 7, датчика температуры охлаждающей жидкости системы управления 3.
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным водяным насосом, приводимым от коленчатого вала.
Насос подает жидкость в рубашку охлаждения 6 блока цилиндров, откуда жидкость поступает в рубашку 1 головки цилиндров и далее в корпус термостата 2.
Термостат 2 автоматически регулирует подачу охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от её температуры.
Через штуцер крышки термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения пар.
Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через отверстие на левой стороне блока цилиндров, закрытое пробкой 7.
Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80-90°С.
Контроль температурного режима двигателя осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в составе комбинации приборов автомобиля.
Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры 3, размещенного в корпусе термостата.
В комбинации приборов автомобиля, с указателя температуры охлаждающей жидкости снимается информация о текущей температуре двигателя, и в случае превышения предельно-допустимого значения 105°C, производится зажигание лампы сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости.
Цвет индикации сигнализатора — красный.
Термостат
Термостат — с твердым наполнителем, двухклапанный, с автоматическим дренажным клапаном ТС 107-05, ТР 2-01 или ТА 107-05.
Термостат расположен в алюминиевом корпусе, установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом, радиатором и расширительным бачком.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости по большому кругу через радиатор.
На холодном двигателе основной клапан 4 термостата закрыт, и вся охлаждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан 2 термостата в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор.
При прогреве двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до плюс 82 ± 2° C основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной - закрываться.
При этом часть охлаждающей жидкости начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения.
При температуре плюс 97±2 °C основной клапан открыт полностью на величину не мене 8,5 мм, перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу.
Во фланце термостата выполнено отверстие с автоматическим дренажным клапаном 3.
Отверстие служит для выхода воздуха при заправке системы охлаждения
При работе двигателя водяной насос создает давление жидкости, под действием которого шарик клапана поднимается и закрывает отверстие, препятствуя утечке жидкости в радиатор.
Герметичность соединения крышки термостата с корпусом обеспечивается благодаря резиновой прокладке П - образного профиля, установленной на фланец термостата.
Термостат в корпус должен быть установлен таким образом, чтобы выступ на стойке термостата зашел в паз корпуса, что обеспечивает наименьшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости.
Запрещается эксплуатация двигателя без термостата, что приведет в летнее время к перегреву двигателя, зимой - к долгому прогреву и работе двигателя на пониженном температурном режиме
Поддержание термостатом рабочего температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.
Возможные неисправности системы охлаждения и способы их устранения
Двигатель перегревается
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми - Промойте снаружи сердцевину радиатора. Продуйте сжатым воздухом
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке - Найдите место утечки охлаждающей жидкости.
Устраните течь. Долейте охлаждающую жидкость
Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) - Замените термостат
Неисправен водяной насос - Проверьте насос, в случае неисправности замените
Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт клапан, из-за чего система находится под атмосферным давлением) - Замените пробку расширительного бачка
Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями - Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров,
вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя - Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения не стабилен
Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) - Замените термостат
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Не герметичен радиатор - Замените радиатор
Не герметичен расширительный бачок - Замените расширительный бачок
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов - Подтяните хомуты крепления шлангов
Повреждено уплотнение водяного насоса - Замените водяной насос
Повреждена уплотнительная прокладка корпуса водяного насоса - Замените уплотнительную прокладку
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе
появляется течь охлаждающей жидкости в стыке между головкой и блоком цилиндров) - Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом