Генератор 1601.3701 – трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах
Генератор устанавливается на автомобили с двигателем типа ЗМЗ-402.
Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами.
Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках.
Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора.
Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку.
Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и крепится шайбой с четырьмя винтами.
В статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и подключенные параллельно друг другу.
Выпрямитель мостовой схемы, состоит из шести диодов.
Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели.
Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный внутри задней крышки генератора.
На роторе расположены обмотки возбуждения генератора.
Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.
Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные в щеткодержателе.
Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который закреплен на щитке передка в моторном отсеке.
При выходе регулятора из строя, его заменяют.
Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех, между «+» и «массой» генератора включен конденсатор.
Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установленного на валу ротора.
Техническая характеристика генератора 1601.3701
Напряжение номинальное 14 В
Максимальный ток 65 А
Регулируемое напряжение 13-15 В
Сопротивление обмотки возбуждения 2,3-2,7 Ом
Снятие и ремонт генератора
Отключаем аккумуляторную батарею.
Отсоединяем штекерную колодку от щеткодержателя генератора.
Шлицевой отверткой отворачиваем винт и освобождаем хомут крепления проводов к генератору.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку и отсоединяем провода от генератора.
Ключом «на 12» отворачиваем болт крепления генератора к натяжной планке
Снимаем болт вместе с шайбами
Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления планки к головке блока цилиндров (для наглядности шланг системы охлаждения снят)
Снизу автомобиля, последовательно ключом «на 14» удерживая болты нижнего крепления генератора, ключом «на 17» отворачиваем гайки.
Поднимая генератор вверх, снимаем его с двигателя.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку контактного болта.
Отворачиваем винт крепления и снимаем конденсатор.
Отворачиваем четыре винта, стягивающие крышки генератора.
Поддев отверткой, снимаем заднюю крышку в сборе со статором.
Если таким способом разобрать генератор не удается, отворачиваем три винта крепления крышки подшипника.
Удерживая генератор на весу за статор, ударами молотка через оправку из мягкого металла аккуратно спрессовываем заднюю крышку
Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления выводов
Вынимаем статор из крышки
Ключом «на 10» отворачиваем гайку
Сняв изоляционную шайбу, вынимаем контактный болт
Отворачиваем три винта крепления выпрямительного блока к крышке.
Вынув блок, извлекаем изоляционную втулку.
Из задней крышки генератора вынимаем пластмассовую втулку подшипника.
Снимаем две шайбы.
Наживляем гайку на резьбовую часть вала ротора заподлицо с торцом.
Удерживая генератор на весу за крыльчатку, легкими ударами молотка через выколотку из мягкого металла выбиваем шкив.
Отвернув гайку, снимаем шкив и крыльчатку.
Тонким зубилом или бородком выбиваем шпонку.
Снимаем упорную втулку.
Если нет специального съемника, наворачиваем гайку на вал заподлицо с торцом и молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем вал из подшипника.
Отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки переднего подшипника
Снимаем крышку.
Через оправку выбиваем подшипник
Устанавливаем новый подшипник.
Его запрессовываем через оправку или головку «на 36».
Съемником демонтируем задний подшипник с вала ротора.
Новый подшипник запрессовываем подходящей втулкой, прикладывая усилие к внутреннему кольцу
Омметром проверяем отсутствие замыкания обмотки статора на корпус
Проверяем отсутствие обрыва цепи в обмотке статора
Проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус.
Измеряем сопротивление обмотки возбуждения ротора, которое должно быть в пределах 2,3–2,7 Ом
Подавая напряжение (12 В) разной полярности на диоды, проверяем исправность выпрямительного блока
Неисправные ротор и статор заменяем
Вентили выпрямительного блока имеют одностороннюю проводимость.
Неисправный, как правило, пропускает ток в обоих направлениях.
Замена отдельных вентилей возможна, но потребуется их перепрессовка в держатель – операция, требующая аккуратности и навыка.
Поэтому, выпрямительный блок, при выходе из строя его элементов, рекомендуем менять в сборе.
Перед сборкой очищаем детали от грязи, масла и угольной пыли.
Собираем генератор в обратном порядке