Механизм газораспределения состоит из распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок с сухарями, пружин, стоек и оси коромысел
Толкатели - стальные, имеют сферические донышки.
В результате того, что кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим наклоном, толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.
Штанги толкателей изготовлены из стального прутка.
Сферическая часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены.
Коромысла клапанов - стальные, качаются на оси, установленной на четырех стойках.
Крайние стойки - повышенной жесткости.
Ось коромысел - полая; имеет восемь радиальных отверстий для смазки коромысел.
Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается распорными пружинами.
Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Они перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров.
Каждый клапан закрывается под действием двух пружин наружной и внутренней, которые воздействуют на клапан через тарелку и сухари.
Уплотнительные манжеты, установленные на направляющих втулках клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.
Рабочие поверхности опорных шеек и кулачков распределительного вала должны быть чистыми, без забоин и рисок.
Высота кулачков распределительного вала должна быть равна 41,32±0,05 мм.
Поверхности кулачков должны быть обработаны на конус (рис. 2).
Большее основание конуса должно быть со стороны зубчатого колеса распределительного вала.
Диаметры шеек распределительного вала должны быть не менее 49,88 мм (для нового вала - 50-0,050 мм).
Некруглость и допуск профиля продольного сечения каждой шейки распределительного вала — 0,01 мм.
Масляные каналы распределительного вала должны быть чистыми, без следов смолистых отложений.
Каналы должны быть тщательно промыты и продуты сжатым воздухом.
Шестерня должна быть напрессована на распределительный вал до упора.
Болт крепления шестерни к распределительному валу должен быть затянут моментом 110-160 Нм.
Зазор между торцом шейки собранного распределительного вала и упорным фланцем (осевой люфт вала) допускается в пределах 0,3-1,04 мм (см. рис. 2).
Втулка должна быть запрессована в промежуточную шестерню заподлицо с торцами.
Поверхности торцов шестерни и втулки должны быть чистыми, без вмятин.
Шероховатость обработанных поверхностей — Ra≤2,5 мкм.
Внутренняя поверхность втулки промежуточной шестерни должна быть чистой, беё рисок и задиров.
Шероховатость обработанной поверхности — Ra≤2,5 мкм.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения внутренней поверхности втулки промежуточной шестерни — 0,008 мм.
Шлицевой фланец шестерни привода топливного насоса должен свободно, без заеданий, заходить в шлицы втулки валика насоса.
Заменяемую втулку шестерни привода топливного насоса следует запрессовывать со стороны короткой ступицы до упора втулки в торец ступицы шестерни.
При регулировке зазора между торцом регулировочного болта и поверхностью планки регулировочный болт следует завернуть до упора в планку, затем отвернуть на ⅓- ½ оборота и законтрить гайкой.