На автомобили Renault Logan устанавливают поперечно расположенные четырехцилиндровые четырехтактные бензиновые инжекторные 8-и клапанные двигатели рабочим объемом 1,6 л модели К7М (типа SOHC) и 16 клапанный модели K4M (DONC)
Двигатель K7M с верхним расположением одного пятиопорного распределительного вала имеет по два клапана на каждый цилиндр
Распределительный вал двигателя приводится во вращение зубчатым ремнем
Клапаны приводятся от распределительного вала с помощью коромысел, опирающихся одним плечом на кулачки распределительного вала и имеющих на другом плече болты для регулировки зазоров в клапанном механизме с контргайками, воздействующие на торцы стержней клапанов
Двигатели с верхним расположением одного пятиопорного распределительного вала имеют по два клапана на каждый цилиндр.
Распределительные валы обоих двигателей приводятся во вращение армированными зубчатыми ремнями, клапаны двигателей приводятся от распределительного валах с помощью коромысел, опирающихся одним плечом на кулачки распределительного вала и имеющих на другом плече болты для регулировки зазоров в клапанном механизме с контргайками, воздействующие на торцы стержней клапанов.
Головки блоков Цилиндров 15 (см. рис. 1) обоих двигателей изготовлены из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки)
В головки запрессованы седла и направляющие втулки 1З (см. рис.2) клапанов. Впускные и выпускные 16 клапаны имеют по одной пружине 14, зафиксированной через тарелку 13 двумя сухарями.
На верхней плоскости головки блока болтами прикреплена ось 11 коромысел 8 и 12 соответственно впускных и выпускных клапанов.
В отверстиях в; плечах коромысел установлены законтренные контргайками 10 болты 9 для регулировки зазоров в механизме привода клапанов, опирающиеся на торцы стержней клапанов.
Распределительный вал 14 установлен в постели подшипников, выполненные в теле головки, и зафиксирован от осевого перемещения упорным фланцем.
Плоскость разъема головки и блока цилиндров уплотнена прокладкой, представляющей собой отформованную из тонколистового металла пластину.
Блоки цилиндров 16 (см. рис.1) обоих двигателей представляют собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю – часть картера, и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера.
Блоки изготовлены из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непосредственно в теле блока.
Крышки 2 коренных подшипников обработаны в сборе с блоками и невзаимозаменяемы.
На блоках цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.
Коленчатый вал 1 вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши 20 и 21 с антифрикционным слоем.
Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.
Маховик 17, отлитый из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала и закреплен шестью болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером
Помимо него, на маховике выполнен зубчатый венец, обеспечивающий работу датчика верхней мертвой точки системы управления двигателем,
Поршни (рис. 3) изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец.
Поршневые пальцы 3 (см. рис. 2) установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые соединены своими нижними головками с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, по конструкции аналогичные коренным.
Рис. 3. Поршень и поршневые кольца
Шатуны 2 стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.
Система смазки комбинированная
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу,
Система состоит из двух ветвей, большой и малой.
При работе двигателя на холостом ходу и режимах малых нагрузок, когда разрежение во впускной трубе велико, картерные газы по малой ветви системы всасываются впускной трубой.
На режимах полных нагрузок, когда, дроссельная заслонка открыта на большой угол, разрежение во впускной трубе снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает, и картерные газы через шланг большой ветви, подсоединенный к штуцеру на крышке головки блока, в основном поступают в воздухоподводящий рукав, а затем через дроссельный узел во впускную трубу и цилиндры двигателя.
Система охлаждения двигателей герметичная, с расширительным бачком, сострит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров.
Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос 7 (см. рис.1) с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.
Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания обоих двигателей состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, установленного на топливном баке, регулятора давления топлива, установленного в модуле топливного насоса, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.
Основное отличие двигателя К4М от двигателей K7J и К7М - наличие головки блока цилиндров с двумя распределительными валами (отдельно впускных и выпускных клапанов).
Распределительные валы приводятся во вращение армированным зубчатым ремнем.
Шестнадцать клапанов двигателя К4М приводятся в действие от распределительных валов с помощью роликовых коромысел (рокеров) и гидротолкателей.
Гидротолкатели автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с клапаном.
Блок цилиндров, коленчатый вал, маховик, поршни, поршневые пальцы, шатуны двигателей К4М и К7М идентичны.
Системы смазки, охлаждения, питания также аналогичны по конструкции.
Для каждого цилиндра двигателя К4М установлены четыре катушки зажигания, которыми непосредственно управляет электронный блок управления (ЭБУ) двигателем.
Причем высоковольтные провода отсутствуют, а катушки зажигания крепятся непосредственно на свечах зажигания.
Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами - двух верхних боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и задней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении;