В процессе эксплуатации лакокрасочное покрытие автомобиля приобретает микроскопические повреждения (царапины, сколы, трещины, поры и др.)
Попадание агрессивных веществ на поврежденную поверхность приводит к разрушению покрытия автомобиля
Для поддержания лакокрасочного покрытия в безупречном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации необходима не только своевременная и деликатная мойка, но и регулярная полировка соответствующими состоянию лакокрасочного покрытия (новое, обветренное или старое покрытие) полиролями.
При подборе полиролей следует учитывать состояние покрытия и придерживаться рекомендаций по их применению.
Полироли придают лакокрасочному покрытию глянец и, проникая в микротрещины, препятствуют его разрушению.
Содержащиеся в полирующих составах микроабразивы бережно сглаживают грани царапин, а компоненты-заполнители (воск или полимеры) маскируют риски.
Полироли образуют защитную пленку имеющие различные свойства в зависимости от марки: колерующие, антикоррозионные, гидрофобные, UV-фильтры.
Стойкость защитной пленки в зависимости от типа полироли (восковые, синтетические, полимерные) составляет от двух - трех моек до шести месяцев.
Применение полиролей для восстановления защитного слоя покрытия требуется в том случае, когда в процессе мойки мелкие капли воды не собираются в крупные и не скатываются с кузова.
Рекомендации по применению материалов по защите лакокрасочного покрытия во время эксплуатации автомобиля
Прежде всего, впервые три месяца эксплуатации, пока лакокрасочное покрытие окончательно формируется, для ухода за ним используйте только мойку водой мягкой ветошью с применением автошампуня, затем промойте кузов автомобиля чистой водой и протрите поверхность насухо.
Не рекомендуется производить мойку горячей водой выше 80°С, на ярком солнце или в мороз.
По истечении указанного времени используйте полироли для новых покрытий (новыми считаются покрытие, потерявшее не более 20% блеска).
Такое уменьшение блеска достигается за 1 – 1,5 года интенсивной эксплуатации при безгаражном хранении.
Применение полиролей является профилактической мерой, защитой покрытия от внешних воздействий.
Лакокрасочное покрытие, потеря блеска, которого составляет 40%, считается обветренным. Такое состояние достигается за 2,5 - 3 года интенсивной эксплуатации при безгаражном хранении.
В этом состоянии наблюдается значительное изменение цвета, белесоватость.
Для ухода за таким покрытием рекомендуются полироли для обветренных покрытий, имеющие в своем составе большое количество абразивных веществ.
Примерно после 3-4 лет эксплуатации покрытие считается старым. Для обновления таких покрытий применяются полироли для старых покрытий.
Полировка
Вымойте кузов водой для удаления с поверхности загрязнений.
Осмотрев поверхность кузова, определите участок, требующий полировки.
Подготовьте участок полировки, закрыв соседние части кузова маскировочной пленкой.
Во избежание высыхания полироли полируйте кузов небольшими участками вручную чистой фланелью.
Возможно применение полировальной машинки с использованием шерстяного и поролонового кругов.
Для устранения мелких дефектов лакокрасочного покрытия могут быть использованы среднезернистые и мелкозернистые полировочные пасты различных фирм производителей.
После полировки протрите поверхность чистой фланелью.
Ремонтная окраска кузовов и кузовных деталей
Получение рабочей смеси продукта, способы и условия его нанесения на поверхность подбирайте по технологическим рекомендациям поставщика используемых при окраске лакокрасочных материалов.
Ниже описываются общие положения процесса подготовки и нанесения лакокрасочных материалов.
Общие принципы подготовки и окраски кузова и кузовных деталей
В зоне подготовки к окраске вымойте кузов (деталь) водой и шпателем или щеткой снимите старое отслоившееся покрытие с дефектных участков поверхности.
Проведите (сухое или мокрое) шлифование окрашиваемых поверхностей первоначально шлифовальными шкурками зернистостью Р80-Р120, затем Р180-Р220.
При перекрасе покрытия, не имеющего механических повреждений, отшлифуйте поверхность до полиэфирного грунта заводской окраски.
При наличии коррозии металла, сколов или трещин лакокрасочного покрытия, удаляйте старое покрытие до металла шлифованием или смывкой.
Если необходимо снять старое комплексное покрытие, используйте смывку СП-7.
Наносите ее кистью 2-3 раза в зависимости от толщины лакокрасочного покрытия.
Время размягчения покрытия смывкой 30-40 мин. Щеткой или шпателем удалите размягченное покрытие.
Протрите поверхности уайт-спиритом для снятия остатков смывки, обильно промойте водой и просушите.
Вымойте кузов (деталь) водой, обдуйте сжатым воздухом и высушите в естественных условиях.
Обработайте труднодоступные места кузова, из которых невозможно удаление коррозии механическим способом, преобразователем ржавчины.
Преобразователь ржавчины применять согласно инструкции по его использованию.
Зашпатлюйте, при необходимости, дефектные участки поверхности кузова (детали). Вязкость шпатлевки должна быть удобной для нанесения.
Просушите кузов (деталь) в течение 30 минут в естественных условиях, отшлифуйте (сухим или мокрым шлифованием) зашпатлеванные поверхности шлифовальной шкуркой зернистостью Р220-Р320.
Вымойте кузов (деталь) водой (при применении мокрого шлифования), обдуйте сжатым воздухом и высушите в естественных условиях.
Поверхности, не подлежащие окраске, изолируйте плотной бумагой и клейкой лентой и установите кузов в окрасочно-сушильную камеру.
Очистите окрашиваемые поверхности кузова (детали) обезжиривателем и удалите пыль специальными протирочными салфетками.
На участки поверхности, зачищенные до металла и обработанные преобразователем ржавчины, нанесите краскораспылителем один слой адгезионного грунта и дайте выдержку 5-7 минут.
Краскораспылителем нанесите грунт-выравниватель на поверхности, покрытые адгезионным грунтом, а также на замененные кузовные детали.
Укройте вторым слоем грунта-выравнивателя все окрашиваемые поверхности кузова.
Просушите загрунтованную поверхность при температуре (60+5)° С в течение 30 минут.
Применяйте при необходимости для сушки отдельных панелей кузова установку инфракрасного излучения типа ИФ-06.
Удалите кузов (деталь) из окрасочно-сушильной камеры и охладите в естественных условиях до полного остывания.
На участке подготовки поверхности к окраске, проведите шлифование (сухое или мокрое) загрунтованной поверхности кузова (детали).
Для сухого шлифования используйте шкурку зернистостью Р360-Р400, затем Р500, для мокрого шлифования – шкурку зернистостью Р800-Р1000.
Промойте кузов (деталь) водой (при мокром шлифовании), обдуйте сжатым воздухом, просушите в естественных условиях.
Нанесите герметизирующую мастику типа Д-5А на сварные швы и стыки в местах соединения замененных деталей с кузовом, а также в случае отслоения старой мастики по сточным желобкам крыши, моторного отсека, двери задка.
Удалите излишки мастики ветошью, смоченной в уайт-спирите.
Поверхности, не подлежащие окраске, изолируйте плотной бумагой и клейкой лентой и установите кузов (деталь) в окрасочно-сушильную камеру.
Очистите окрашиваемые поверхности обезжиривателем и удалите пыль специальными протирочными салфетками.
Краскораспылителем нанести адгезионный грунт на участки, зачищенные до металла, и дайте выдержку 5-7 минут.
Приготовьте колер по технологическим рекомендациям поставщика лакокрасочных материалов.
Внимание: не допускается смешивать компоненты (грунты, лаки, эмали, разбавители и т.п.) одной лакокрасочной ремонтной системы с продуктами и веществами других ремонтных систем.
Необходимо соблюдать все технологические рекомендации, предписанные поставщиком лакокрасочных материалов, применяемых при подборе колера.
При подборе цвета лакокрасочного покрытия автомобиля нужно учитывать следующие факторы: возраст автомобиля; блеск лакированной поверхности; качество самой поверхности; исходный цветовой тон или изменившийся со временем цвет; налет на лакированной поверхности, как следствие воздействия окружающей среды и недостаточного ухода за автомобилем; наличие царапин.
При определении цвета автомобиля необходимо мыть и полировать ремонтируемую и прилежащую к ней поверхности.
Определите код цвета по цветовой документации, предоставляемой поставщиком лакокрасочных материалов.
Проверьте совпадение выбранного цвета с цветом автомобиля при естественном освещении. Затем выберите корректную формулу-рецепт краски по цветовой документации.
Приготовленную краску обязательно проверьте тест-напылом.
Приготовьте рабочий раствор эмали и лака в соответствии с рекомендациями поставщика.
Нанесите акриловую либо базисную эмали с промежуточной выдержкой 5-7 минут на поверхность окрашиваемой детали.
При полной окраске кузова нанесите акриловую либо базисную эмали с промежуточной выдержкой 5-7 минут на внутренние окрашиваемые поверхности салона, дверных проемов, торцевых поверхностей дверей, моторного отсека, багажного отделения.
Также с промежуточной выдержкой 5-7 минут нанесите эмаль на наружные поверхности кузова.
При окраске системой «база-лак» на наружные поверхности, покрытые базисной эмалью нанесите лак в два слоя методом «мокрый по мокрому» с выдержкой между слоями 7-10 минут.
При окраске отдельных деталей кузова, при затруднении в подборе колера эмали, возможно использование приема «окраска переходом» на соседние детали.
Прием «окраска переходом» целесообразно выполнять на детали кузова автомобиля, находящейся в одной плоскости с соседней деталью.
Это позволяет максимально приблизить цвет ремонтируемой детали к цвету других прилегающих поверхностей кузова.
Выполняя прием «окраска переходом», соблюдайте технологические рекомендации поставщика (производителя) лакокрасочных материалов.
Перед сушкой сделайте выдержку в течение 5-7 минут, после чего просушите покрытие при температуре, рекомендованной поставщиком лакокрасочных материалов.
Удалите кузов (деталь) из окрасочно-сушильной камеры и охладите в естественных условиях.
Ремонтная окраска пластмассовых деталей
Все пластиковые элементы экстерьера (бампер с решёткой радиатора, задний бампер, накладки на арки, двери и пороги, накладки зеркал др.), изготовленные из полипропилена с повышенным содержанием резины, обладают повышенной ударопрочностью, особенно при низких температурах.
Пластиковые накладки на двери защищают металл дверей от легких повреждений на большей поверхности. В комплектации "GLS" они окрашены в цвет кузова, что улучшает внешний вид автомобиля.
Пластиковые накладки на пороги, окрашенные в массе в черный цвет, с тиснением достаточно стойкие к мелким повреждениям и царапинам, защищают пороги от механических воздействий.
Задний бампер черного цвета в комплектации L и окрашенный в цвет кузова в комплектации "GLS", имеет неокрашенную горизонтальную погрузочную площадку в верхней части и не окрашен в нижней части.
Передний бампер в средней нижней части содержит неокрашенную защитную накладку с крупным тиснением, что способствует повышению устойчивости к царапинам и мелким повреждениям.
В комплектации L бампер не окрашен.
В комплектации "GLS" нижняя часть бампера, наиболее часто подверженная всевозможным повреждениям во внедорожных условиях эксплуатации, окрашена в массе в черный цвет, что исключает сколы.
При этом сохранены все параметры, влияющие на геометрическую проходимость автомобиля.
Окраска пластмассовых деталей с видимым тиснением для автомобилей комплектации "GLS", "GLC" производится с применения одного адгезионного грунта, а окраска пластмассовых деталей с укрытием тиснения для комплектаций "GLS", "GLC", "L", "LC" – с применением адгезионного и порозаполняющего грунтов.
На поверхности изделий из полимерных материалов под окраску не должно быть механических повреждений и дефектов, проявляющихся на лакокрасочном покрытии: царапин, рисок, расслоений и других. Не допускается наличие силиконовых загрязнений.
Деталь тщательно очищается под струёй воды изнутри и снаружи. Проводится термическая обработка в окрасочно-сушильной камере в течение часа при температуре +60°С.
Без предварительного выпаривания не стоит начинать ремонт.
Выпариванию подвергаются все неокрашенные пластиковые детали, чтобы максимально полно удалить с поверхности многие виды загрязнений.
На новой детали ими являются специальные смазки, которые наносятся на пресс-форму для корректного отделения от нее изделия.
Наружные смазки на основе воска, модифицированные силиконом, не растворяются водой, удаляются растворителем и шлифовальной губкой.
При снятии внутренних смазок (самоотделяющиеся материалы, являющиеся компонентом состава пластмасс) необходимо произвести прогревание и только потом следует проводить очистку шлифовальной губкой, смоченной растворителем.
Помимо удаления смазок прогревание еще уменьшает внутренние напряжения в пластмассе, которые впоследствии могут вылиться в растрескивание ЛКМ.
С его помощью выявляются усадочные раковины - включения воздуха, появляется возможность в процессе работы устранить их шпатлеванием.
Ещё один способ удаления смазок – это способ обжига.
Деталь аккуратно, с соблюдением техники безопасности, подвергается газопламенной обработке. При этом крайне важно не прогреть деталь на всю глубину, чтобы не допустить ее деформации.
После выпаривания проводится обезжиривание и обязательная сушка. У пластиковых изделий есть способность накапливать в процессе обработки статический электрический заряд.
Накопившая заряд деталь начинает притягивать пыль, что может привести к появлению дефектов при окраске.
Значительную долю статического электричества с детали позволяет снять обезжириватель.
Это очень важно, например, если наносить грунт на «заряженную» пластиковую поверхность, то факел ляжет не на сухую очищенную подложку, а на запыленную, потому что не перенесенный опыл будет к ней быстро прилипать.
После выпаривания пластиковая деталь готова к нанесению функциональных слоев лакокрасочных материалов.
Даже если используется шпатлевка, предназначенная для непосредственного нанесения на пластмассовую поверхность, необходимо наложить тонкий слой грунта – адгезия будет на порядок выше.
Для структурной поверхности необходимо использовать тонкий грунт (3-5мкм). Если взять высоковязкий материал, то он не проникнет в поры.
На поверхности за счет натяжения он создает пленку, а внутри создается полость.
При нагревании из этой полости могут выйти остатки либо растворителя, либо очистителя, либо воздуха, что становиться причиной парового давления. В итоге материал слезает «чулком» с поверхности.
Имеющиеся на детали царапины, неровности необходимо зашпатлевать специальной шпатлевкой для пластиковых изделий.
Такая шпатлевка уже содержит пластмассу, поэтому наносимый материал и подложка одинаково реагируют на шлифование, на температурный режим, одинаково стираются, имеют равные свойства: твёрдость и пластичность, что приводит к стиранию границ ремонта.
Универсальные шпатлевки (тонкие) непрямого назначения наносятся на грунт очень тонким слоем.
Под шпатлевку пластмассовая поверхность готовится жестким красным скотчбрайтом либо эксцентриковой шлифовальной машинкой «по сухому» последовательно абразивом с градацией Р180-Р280-Р320.
Работать шлифовальной машинкой нужно аккуратно, чтобы не наделать «ям». Не следует проводить обработку пластмассовых деталей на высоких оборотах – это влечет за собой перегрев и последующую деформацию.
Иногда шпатлевка, особенно нанесенная тонким слоем, при шлифовке может быть пробита до пластмассовой поверхности. Тогда поверхность надо изолировать адгезионным грунтом.
Под грунт – наполнитель готовим поверхность последовательно абразивами Р220-Р280 – Р320-Р360. Можно даже дойти до Р400.
Наполнитель – толстослойный материал, выравнивающий незначительные неровности. Под него поверхность шлифуется либо вручную абразивами Р240-Р400, либо эксцентриковой шлифовальной машинкой Р180-Р280-Р400.
Необходимо после каждой операции обезжиривать поверхность.
При этом необходимо давать обезжиривателю испариться (5–7 минут), поскольку пластмассовая деталь способна впитывать определенные фракции, которые могут проявиться на покрывном материале.
После того, как поверхность детали приготовлена под окраску, наносится базовый слой эмали, а затем прозрачный лак.
Сушка лакокрасочного покрытия производится в окрасочно-сушильной камере, а затем деталь охлаждается в естественных условиях.
Изделия из полимерных материалов для экстерьера автомобиля Шевроле НИВА окрашиваются в черный цвет либо в цвет кузова, с применением лакокрасочных материалов и рекомендации фирм «Peter Lacke» или «Reoflex».
В случае применения материалов и технологий других производителей качество окраски заводом не гарантируется.